Скорее наоборот: выводы автора стали более обоснованными и более очевидными на фоне событий, свидетелями которых мы являемся сегодня.
При этом Рене Генон не только констатирует очевидный факт все большего расхождения Востока и Запада, но и обсуждает, на каких путях возможно их сближение.
***
Истина состоит в том, что существует множество цивилизаций, развертывающихся в очень разных направлениях, и что современная западная цивилизация обнаруживает черты, которые делают из нее довольно своеобразное исключение.
Не существует цивилизаций, превосходящих другие цивилизации во всех отношениях, потому что невозможно для человека сразу и в равной степени применять свои способности во всех направлениях…
***
именно изучение восточных учений позволило нам увидеть ошибки Запада и ложность большинства идей, имеющих хождение в современном мире; именно там и только там мы нашли то, чему Запад не предложил нам ни малейшего эквивалента.
***
…прагматисты, дойдя до конца, оказываются самыми подлинными представителями западной современной мысли; что значит истина в мире, устремления которого, будучи исключительно материальными и чувственными, а не интеллектуальными, находят всяческое удовлетворение в производстве и морали, двух областях, где, действительно, прекрасно обходятся без познания истины?
Без сомнения, до этой крайности дошли не сразу и многие европейцы возражают, что они совсем не таковы; но мы в первую очередь здесь имеем в виду американцев, находящихся на более «продвинутой» стадии той же самой цивилизации, если можно так сказать: умственно, так же как и географически, современная Америка поистине есть «Дальний Запад».
Но самое необычное, может быть, это претензия сделать из этой ненормальной цивилизации образец любой Цивилизации, рассматривать ее как «цивилизацию» по преимуществу, считать, что только она заслуживает этого наименования.
***
Слово цивилизация, без которого наши предки прекрасно обходились, распространилось в XIX веке под влиянием новых идей. Научные открытия, развитие промышленности, торговли, благосостояния и достатка создали нечто вроде энтузиазма и даже профетизма.
Концепция бесконечного прогресса, появившаяся во второй половине XVIII века, способствовала убеждению человеческого рода в том, что он вошел в новую эру, эру абсолютной цивилизации. …Цивилизация, будучи, в конечном счете, европейской, была патентом, выданным европейским миром самому себе…
***
Легко увидеть неосознанный софизм, на котором основывается такая концепция: этот софизм состоит в предположении, что человечество в целом следует непрерывному и однолинейному развитию; это в высшей степени «упрощенческий» взгляд, находящийся в противоречии со всеми известными фактами.
В действительности, в любую эпоху история нам показывает независимые друг от друга, часто даже расходящиеся цивилизации, некоторые из которых рождаются и развиваются, в то время как другие впадают в декаданс и умирают, или же внезапно уничтожаются в каком-нибудь катаклизме; новые цивилизации совсем не всегда наследуют древним.
***
…западные люди, начиная с Возрождения, привыкли считать себя наследниками и продолжателями исключительно греко-романской античности и не признают или систематически игнорируют все остальное; мы это называем «классическим предрассудком».
***
…слово «прогресс» неудобно не само по себе, а из-за идеи «ценности», которую ему почти неизбежно приписывают
***
западные люди неисправимо склонны судить других по тому, что они есть сами и приписывать им свои собственные интересы, так же как и приписывать свой образ мысли и вовсе даже не отдавать себе отчет в том, что могут существовать другие интересы и другой образ мысли, настолько узок их собственный умственный горизонт; отсюда следует их полное непонимание всех восточных концепций.
Обратное не верно: восточные люди, когда представляется случай и когда они посчитают нужным, почти не испытывают затруднений для того, чтобы вникнуть и понять специальные познания Запада, так как они привыкли к крайне обширным и глубоким умозрениям, а ведь кто может больше, может и меньше; но вообще, они не стремятся предаваться работе, способной подвергнуть их опасности потерять из виду или пренебречь тем, что для них существенно, ради того, что они полагают незначительным.
***
…они (западные люди) заняты только тем, что находят удовольствие в утверждении воображаемого превосходства, которое они себе приписывают, но эта иллюзия обманывает только их самих; однако, самое ужасное, это их страсть к прозелитизму: за «морализирующими» предлогами у них скрывается дух завоевательства, именем «свободы» они хотят принудить весь мир им подражать!
****
То, что западные люди называют прогрессом, то для восточных людей есть только изменение и нестабильность; потребность в изменении, столь характерная для современной эпохи, в их глазах есть отметка низшей ступени проявления: тот, кто постиг состояния равновесия, уже не испытывает этой потребности, так же как тот, кто обладает знанием, уже ничего больше не ищет.
В этих условиях трудно, разумеется, договориться, потому что одни и те же факты дают место обеим сторонам для диаметрально противоположных интерпретаций; что было бы, если бы восточные люди тоже захотели, по примеру западных, навязать им свое видение мира? Но пусть успокоятся, нет ничего более противного их природе, чем пропаганда…
***
Западные люди часто упрекают восточные цивилизации, среди прочего, в их неизменности и стабильности, которые кажутся им отрицанием прогресса, и мы охотно согласимся, что они таковыми и являются; но чтобы в этом видеть недостаток, надо верить в прогресс.
***
О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд.
Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род,
Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает!
(Р.Киплинг. Баллада о Востоке и Западе, Пер. Е.Полонской)
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Дитрих Бонхёффер. Афоризмы и цитаты
- Самарянка. Путь к Богу
- Сергей Аверинцев
- Пассия: за и против
- Уильям Блейк - Художник
- Битва Гедеона. Окончание
- Летопись обращения
- Праздник "Введение Богородицы во храм"
- Блёз Паскаль. Не будем искать уверенности и прочности
- Пасха. Христос Воскресе!
Тина! Всё, о чём Вы пишите и обсуждаете, мне очень интересно. И это для меня такая «школа»! Спасибо тысячу раз!
Надилель, получаете ли Вы мои тексты по подписке? Мне пришло извещение, но чтобы попасть на текст, надо нажать на Главную страницу блога или слова темы, например, «Чай и русский самовар». Если что-то непонятно — сообщите, пжл. Я по-прежнему беспокоюсь
Да, уже удалось. Самое страшное — уже позади. И все, вроде, получилось.
Уже удалось, раз пишите об этом… Вы сильный человек, Тина.
Ответственность перед своими подписчиками держит на блоге прежде всего. Я знаю, что люди хотят читать то, о чем и о ком я пишу. Я — человек эмоциональный и такие сбои меня сильно выводят из равновесия. В такие моменты я обычно делаю очень неразумные шаги. Если в этот момент я принимаю решение, то оно, как правило, очень радикальное и разрушительное. Сейчас пытаюсь справиться с собой и с ситуацией. Надеюсь, что мне это удастся.
Спасибо Надилель, за хорошую новость. Я беспокоюсь как раз о том, что многие из числа давно подписавшихся на блог, просто не знают, что произошел сбой и поэтому до них просто не доходят обновления блога. Я очень расстраиваюсь по этому поводу, но надеюсь, что случившееся в конце концов разрешится: я предпринимаю к тому все усилия. Но из-за сбоя квадратик с подпиской отсутствует в старых текстах, на которые заходят новенькие читатели, которые не видят, что на блог можно подписаться.
Tina, я вновь зарегистрировалась и мне сразу пришло письмо, надеюсь, что все подписчики последуют моему примеру… Потерпите.
Как закроете????? А как же мы? Тина, где надо подписаться — подпишусь еще хоть сорок раз
Наверное, Вы правы, хотя революция — это жестоко, но Блок революции тоже радовался. Надилель, скажите, мне пжл, Вы подписались снова на мой блог? Подписка прошла или что-то непонятно? У меня исчезла вся база подписчиков, к сожалению. И скорее всего, я блог закрою.
Тина, мы обе живем на стыке двух цивилизаций Запада и Востока, я можно сказать на Ближнем Востоке, поэтому нам виднее, где эта цивилизация продвигается, а где — уперто стоит на месте…
Я хочу сказать, что переводы делают там, где есть нужда в них, а Запад, переводя как с арабского, так и с греческого, и многих других — продвигал новые доктрины, как впрочем и новые религии, устанавливая их и совершенствуя, и в конечном итоге, проведя немало революций, народ на Западе стал абсолютно грамотным, чего не скажешь ни о Дальнем, ни о Ближнем Востоке, несмотря на всю их древность и мудрость…
Почему я на стороне революций? Да, в любом, уголке земли, даже самая маленькая революция меня радует — значит народ поднялся еще на одну ступень цивилизации, или хотя бы попытался… Разве не революция сделала всех советских людей грамотными? Вы скажете — а какой ценой? Да любой, все равно какой — главное, что самосознание каждого человека было выведено на новый уровень, а это — цивилизация, и вот этого я и не вижу на Востоке… Мне кажется, что Киплинг это увидел, а вот Генон — нет ( или может и Генон увидел, но у него не хватило духу, как у Киплинга, признаться в этом ), только не подумайте, что я во всем согласна с одним и не согласна с другим, это просто для сравнения, для примера…
И еще, как правило Запад у Востока перенимает культуры, подстраивая их на свой лад, а вот Восток у Запада — науку, а это дорого стоит, не поэтому-ли Восток вопит, что Запад его оббирает?
Что касается Востока. Арабский восток (Испания, например) перевела всех греческих философов (Аристотель, Платон), которые только потом из этих стран попали в руки европейцев и они переводились уже с арабского. Конечно, на Ближнем Востоке жили не только арабы, но много кто еще. Но и Вы , и я — люди западной цивилизации и вряд ли бы я смогла жить в всточной республике, хотя живу в Татарии и тоже кое-что знаю мусульманах и мне они больше не нравятся, чем нравятся. Однако мое личное мнение о них не дает мне основание отрицать восточную культуру вообще. И революция — вовсе не способ привести страну к цивилизации. Геноцид евреев — об этом я писала в тексте о Спинозе, и о геноциде евреев в Европе — тоже наслышана. А это уже далеко не Восток, а вполне образованная Германия и иже с ней. Заслугу Запада в цивилизации никто не отрицает, скорее наоборот- она ее породила и почему-то считает, что это именно то устройство, которое обязательно должно подойти всем народам на земле и что они несут благо, как когда-то и СССР нес свое знамя коммунизма, считая, что оно приведет всех к светлому будущему. Часто это знамя развевалось на танках и штыках. Как и сейчас на них развивается знамя цивилизации. Да, об армянском геноциде у нас молчали, это так. Только недавно стали о нем говорить. Восток неоднороден: Турция — это далеко не Китай и не Япония, как и не Алжир. Про древнюю Турцию я вообще ничего не слышала: про древний Египет, про Месопотамию, про Израиль, про северную Африку — да, а о Турции знаю только то, что она захватила Византию, Болгарию и часто воевала с Россией. А еще знаю, что Турция очень близка с нынешним Татарстаном и, думаю, что не случайно. Восток меня интересует, конечно, больше с точки зрения философии и культуры, чем с бытовой стороны. И безусловно, Вы, сталкиваясь с людьми востока каждый день, знаете об этом лучше, чем я. Но именно поэтому, на мой взгляд, Вам трудно смотреть на них чуть отстранено, что могу делать я. «Лицом к лицу лица не увидать»
Сбой произошел из-за того, что администратор блога, не предупредив меня, решила обновить консоль, в результате чего исчезла вся старая подписка, и я не сплю уже десять дней, переживаю, что никто из моих подписчиков теперь не получает ни текстов, ни комментов. Она установила какой-то новый плагин, который, на мой взгляд, слишком громоздкий. Буду пытаться восстановить старый. Хотя это мало вероятно: ломать — не строить. Исчезла не только подписка, но и все видео, которые я вставляла в свои тексты. Сейчас надо делать ревизию всего блога, а это бодее тысячи текстов.
Тина, я живу на Востоке, и вижу его таким, какой он есть, а вот вы, видите его глазами Рериха, Петрова, Генона и пр. представителей советской эпохи, когда в учебниках по истории не было ни строчки о геноциде евреев, а «добрые» турки не резали армян… вот и Хусейн для вас стал справедливым ( он же законный ) правителем Востока…
Что там сделал Хусейн и за что его повесили — не нам судить, но отрицать заслугу Запада в цивилизации — это мне не по силам и не по совести. При всей древности Востока, где на каждом шагу печать человека, я не вижу здесь его (человека), но массу людей — вижу, и она пугает меня своей фанатичностью. Да, Восток мудр, но народ его еще не созрел для революций, для войн — да, но война не для народа, а революция — скачок к цивилизации, к лучшей жизни…
И не благодаря арабам развивалась наука в Европе, это через Ближний Восток пришел Дальний Восток к Западу и на Ближнем Востоке жили не только арабы.
Недавно, усилиями армянских деятелей, в Лондонском музее, отдел древней Турции был заменен — не было древней Турции, но в учебниках и книгах, которые и вы, Тина, читаете и просвещаетесь — она есть, это вам маленький пример из Истории…
Тина, я думаю философия и история науки разные, потому как философия не может быть политической, а история — строится на политике.
Давайте говорить о фактах, дабы найти зерно истины, а не тратить время на то, кто больше виноват в наших бедах — Восток или Запад.
Да, Тина, я перестала получать рассылки, захожу сюда по старым темам, и почему-то мои комменты выходят не под моим именем nadilel, а выходит весь мой мейл правда не всегда, но частенько )))))
Надилель, я думаю, что Запад сделал все, чтобы сегодня Восток стал именно таким, как Вы его видите. Цивилизация расслабляет человека, делает его рыхлым. Если бы Запад был самодостаточным, он не стал бы обращаться к восточной религии, как это происходит сегодня. А Восток — себе на уме. Когда США повесили Хусейна они орали «ура» и праздновали победу. Но победа оказалась пирровой и сегодня она аукается всем. Я уж не говорю о колониальной политике Запада, который неплохо нажилась на богатстве наивных аборигенов. Вспомнить только крестовые походы, чтобы понять всю агрессивность Запада. Они разорили сначала мусульманско-арабский Восток (в том числе и некоторые европейские страны, где развивалась благодаря арабам наука, медицина, философия и литература), потом разграбили Константинополь, своих братьев-христиан. А теперь хотят, чтобы все забыли то, что они сделали с православными тогда, вывезя из Византии все богатство, которое она создавала веками. Генон во многом прав и я абсолютно не согласна с Вашей оценкой Востока как дряхлеющего, скорее наоборот — это пассионарные страны, в которых энергия зашкаливает, а Запад уже давно одряхлел и в нем нет никакой пассионарности. Это пенсионер, живущий за счет прошлых накоплений и обворовывания других стран, не только материально, но и интеллектуально (вывозя лучшие умы). Восток просто оказался не готов к такому варварскому отношению к себе, какое проявлял и проявляет к нему Запад. И поэтому 11 сентября было воспринято на Востоке с радостью и восторгом.
Запад вырвался вперед, а Восток еле-еле удерживает свои дряхлеющие истины, да и то только за счет многочисленности населения, намного превосходящее Западному.
Запад справедливо присвоил себе первенство цивилизации, поскольку сам ее создал, а на Востоке только пародия на нее…
Спасибо Тина, я не слышала о Геноне.
Философией вообще мало кто интересуется: «Вы, да я, да мы с тобой». Я согласна с Вами в том, что человеку, родившемуся и воспитанному в одной культуре (в данном случае — в западной), очень сложно перейти в другую. Но Генон попытался это сделать, за одно это он достоин уважения. Другое дело, удалось ли ему достичь того, что хотел. К концу жизни, по рассказам тех, кто с ним общался, Генон находился в депрессивном расположении духа, а если учесть, что до конца жизни он писал на французском языке и для французской печати, то и мыслил по-французски, а отнюдь не по-арабски, хотя знал его хорошо. И в текстах Генона явно присутствует европейский подход к ситуации, даже если мыслитель этого не хотел. Поэтому специалисты и рассматривают его концепцию в рамках западно-европейской философской и социологической мысли, и изучают — в рамках современной западной мысли, хотя не только в рамках философии, но и в религиоведении.
Мне многие его мысли понятны и близки, в частности, о соотношении линейного времени и циклического, о разной ментальной ориентации запада и востока, о современном западном обществе, о существовании Единой Духовной Традиции, гораздо сильнее присутствующей в восточных странах, чем в западных. Интересен его взгляд на разные религии, на человека, на периодизацию истории, на кризис, на религиозную практику и т.д. Французы говорили, что XXI век будет веком Генона, но они переоценили его революционность во взглядах, признав некоторые его мысли догматическими и ригористическими. Но в целом его концепция по-прежнему очень популярна среди французов.
В России он больше интересен религиоведам и социологам, по нему читают спецкурсы на всех философских факультетах, во всех богословских институтах и на всех миссионерских курсах. Поэтому большое спасибо, что откликнулись на мой пост о Геноне.
Оба пути не верны…, если используются в чистом виде… Соединение их может дать дальнейшее продолжение…
Просто каждый человек, в отдельности, может проводить в окружающем его социуме…, — один отрезок времени, а в другом отдаваться созецанию, медитации и если хотите собственной духовной трансформации… Быть только в мире «Востока» — невозможно, мы живем в физическом теле, вырастили в течение эволюции свой ум…, а отсюда и знания, наука и эгоизм ( в хорошем смысле) всё это позволяет человеку проявить свой творческий потенциал!
Не зря же мы проявлены в этом мире — в виде физической материи…Самое интересное, что и духовная трансформация — возможна лишь в этом теле… Отсюда и дуализм…, духовное вырастает скозь физическое, но не вопреки ему!
В этом то и весь кайф…, преодоление, скачок, трансформация — только так все и было задумано!
p.s. что — то Геноном мало кто интересуется… ?