Если рассказывать сюжет книги по-житейски, то он о том, как поспорили Бог с Сатаной, что праведный Иов перестанет верить, если у него отнимутся богатство, семья и здоровье. Бог согласился отдать Иова в руки Сатане, но поставил условие: может отнять у него всё, кроме души. Так Бог решил испытать веру праведника.
Книга Иова состоит из 25 глав и относится к числу учительных (прочитать ее можно
Бог дал, Бог взял;
Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (в народе - «Слава Богу за всё»);
Блажен человек, которого вразумляет Бог.
Каждый из нас хоть раз в жизни оказывался в Иов-ситуации, но каждый ли искал выход на путях Иова? Один из преподавателей, когда мы изучали
Если же сочувствуете Иову и понимаете его вопрошание к Богу, вы - человек православно верующий. Другими словами, история Иова – это лакмусовая бумажка настроенности: на земное и разумное или на небесное и Божественное. Речь в Иов-ситуации идёт не просто о стрессе, фрустрации или конфликте.
Примером этого может служить другая история, в которой герой так и не смог найти решение, потому что постоянно жалел о прошлом, отвечая на вопрос «За что?». Это история Йозефа К. из романа Кафки "Процесс. История благополучного клерка, служившего в банке, имевшего хорошую зарплату,
но над ним неожиданно нависла угроза уголовного процесса, о причинах которого ему ничего не говорят. Йозеф не понимает ни своей вины, ни того, в чем его обвиняют. У него есть только страх, что всё в конечном итоге кончится казнью.
Тот её берет, поясняя, что делает это исключительно для успокоения души просящего, чтобы тот не думал, что не сделал чего-то, что считал нужным сделать. Но и после этого он его не пропускает. В притче не сказано, что стражник применяет силу, он просто стоит и разговаривает с ним.
Поселянин после безуспешных попыток получить разрешение войти в ворота, так и умер возле них. После этого стражник говорит сакраментальную фразу, что он стоял у ворот, предназначенных только для поселянина, больше никому они не были нужны.
Иов пытается достучаться до Бога и получить от Него объяснения смысла происходящего, объяснить ему - не то, за что у него отнято богатство, благополучие и семья (Бог да – Бог взял), а то, как обрести смысл случившегося. Книга Иова о том, что наш мир перестает быть абсурдом, если человек привносит в него осмысленность.
И это – главная его функция, главное предназначение человека. Есть такая задачка: как из трёх спичек сделать четыре, не ломая их. Обычная логика здесь не работает, необходимо выйти в иное пространство мышления. Так и с Иов-ситуацией. Поначалу Иов пытается объяснить случившееся как наказание за какие-то совершённые им грехи, в чем его убеждают жена и друзья, призывая покопаться в своем прошлом.
Столкновение знания о несправедливости мира и веры в справедливость Бога вводит многострадального Иова в парадокс, который он не может разрешить простым путем здравого смысла и впадает в отчаяние. Он не знает за собой никакого греха и никакой вины.
И если он признает вину, которой нет, это будет равносильно лжи, а значит Бог совершает ошибку, наказывая его ни за что. Но Иов не верит, что бедствия и наказание – это всегда суд Божий за грехи, как утверждают его друзья, требующие, чтобы он признал свою вину, т.к. наказания без вины не бывает (вспомним Глеба Жеглова).
Священник в ответ на слова Йозефа К., что все его слова и притча – ложь, говорит ему, что не надо принимать всё за правду, но надо понимать, что мир целостен и всё, что в нём есть - необходимость, не надо выбирать из него только то, что нравится или что хочется видеть. Принятие целостности мира, в котором есть хорошее и плохое, пшеница и плевелы, которые также необходимы, как и пшеница, позволяет найти смысл и выйти из тупика неопределённости и абсурдности мира.
Преодоление абсурдности, совершаемое Иовом с помощью бунта против Бога, оправдывает его дерзость, а Йозеф К., не пытаясь осмыслить случившееся с ним, сам становится в позицию Бога, вынося приговор Священнику (стражнику), тем самым закрывая себе путь преодоления абсурдности ситуации, в которой оказался.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Лавры русского Галилея. Герасим Петрович Павский
- Притча о деревьях и терновом кустарнике
- Троица Андрея Рублева
- Визуальная культура. "Библия для бедных"
- Иеффай
- Притча: логика жизни
- Притча о Страшном суде
- Авессалом, Авессалом
- Битва Гедеона. Окончание
- Руфь: Духовная одиссея
Иов не мог разрешить для себя одну-единственную проблему: если он не делал ничего плохого, то почему Бог (Жизнь) так к нему сурова? А если Бог всегда прав, в том числе и сейчас, то в чем не прав Иов? Ответ в том, что беды даются не только по грехам нашим, но и для испытания силы Духа. В этом смысле Иов выдержал испытание, а его друзья настаивали на другом: каждый, с кем случается несчастье, сам виноват.
Вообще последняя точка зрения очень распространена сейчас. Только и читаешь: «Сам виноват» или «Изменись сам». И мало кто пишет, что испытание — это благо, делающее нас сильнее. Разве что Ницше («Что нас не убивает, то делает сильнее»). В этом смысле Иов не мог согласиться с тем, что ему самому надо измениться (покаяться). Он стоял на своём до последнего и победил.
Вера ли это в жизнь, в Бога или в самого себя — каждый вправе интерпретировать по-своему. Ясно одно, Иов не смирился и шел до конца. И в этом я с Вами абсолютно согласна.
…то почему мир устроен так несправедливо?
——————————————————————-
Иов не спорил с Богом, Иов понимал всей своей человеческой натурой, что он имеет право на жизнь, он громко озвучивал всю свою боль, не стыдясь, что и советуют психологи тем «несчастным «, которым стыдно говорить о своих сомнениях в общем порядке, а что говорить о боли… Иов взывал громко к жизни, которая теплилась в нем и этим разжигал огонь веры в неё.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы… пока мы живы, есть надежда и всё что её порождает, а нет жизни — нет ничего.
В самую точку! Но здесь еще и спор о Боге, всегда ли Он прав, а если прав всегда, то почему мир устроен так несправедливо?
Говоря современным азыком — Никогда не сдавайся.
Очень рада Вашему отклику на этот пост.
Спасибо,Тина!
Да зачем извиняться? Вы можете вообще не заходить на блог. Это же дело каждого. Тем более — не комментировать. Иначе это превращается в обязаловку.
Книга Иова — вся о человеке и мне странно, что эта тема для Вас далека. Это самая частая ситуация, в которую попадает Человек, и мучается в поисках выхода из него. Со мной такое случалось не раз, жизненный кризис настигает как минимум раз в десять-пятнадцать лет. И потому эта тема мне близка.
Тина, с Добрым Утром! В твоё блоге, как в библиотеке, можно смотреть, читать сутками! Очень много интересного! Часть забираю, не комментируя, извини!
У меня трафик на модеме ограничен! Здоровья и Удачи!
Тема возможно и острая для части населения Планеты…
Но далека мне — Человек, природа, наука — вот и всё, что правит Миром.