Иов-ситуация

iovМногострадальный Иов - это язычник, живший в языческой стране, чья история попала  в еврейский Ветхий Завет не столько по причине страданий праведника, сколько потому, что он взывал к Всевышнему, когда  на него свалились несчастья, не утратив своей веры.

Если  рассказывать сюжет книги по-житейски, то он о том, как поспорили Бог с Сатаной, что праведный Иов перестанет верить, если у него отнимутся богатство, семья и здоровье. Бог согласился отдать Иова в руки Сатане, но поставил условие: может отнять у него всё, кроме души. Так Бог решил испытать веру праведника.

Книга Иова состоит из 25 глав и относится к числу учительных (прочитать ее можно  здесь). Книга наполнена глубокими философскими и богословскими смыслами: о справедливости-несправедливости, о вере и наказании, о том, что вопрос «За что?» не ведет к пониманию смысла происходящего.

iov1Только вопрос «Для чего?», обращенный в будущее, помогает обрести смысл случившегося и найти из него выход. К Книге Иова обращались  философы и богословы, художники и писатели, а цитаты из нее стали крылатыми:

Бог дал, Бог взял;
Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (в народе -  «Слава Богу за всё»);
Блажен человек, которого вразумляет Бог.

Каждый из нас хоть раз в жизни оказывался в Иов-ситуации, но каждый ли искал выход на путях Иова? Один из преподавателей, когда мы изучали Ветхий Завет, высказал такую мысль: если, прочитав историю Иова, вы будете на стороне друзей, значит, вы - протестант, даже если крещены в православие.

Если же сочувствуете Иову и понимаете его вопрошание к Богу, вы - человек православно верующий. Другими словами, история Иова – это лакмусовая бумажка настроенности: на земное и разумное или на небесное и Божественное.  Речь в Иов-ситуации идёт не просто о стрессе, фрустрации или конфликте.

iov2Это ситуация переживания глубокого жизненного кризиса, из которого человек не может выйти обычными средствами, пытаясь найти причину случившегося на путях житейских советов, которые когда-то привели к благополучию.

Примером этого может служить другая история, в которой герой так и не смог найти решение, потому что постоянно жалел о прошлом, отвечая на вопрос «За что?». Это история Йозефа К. из романа Кафки "Процесс. История благополучного клерка, служившего в банке, имевшего хорошую зарплату,

но над ним неожиданно нависла угроза уголовного процесса, о причинах которого ему ничего не говорят. Йозеф не понимает ни своей вины, ни того, в чем его обвиняют. У него есть только страх, что всё в конечном итоге кончится казнью.

iov3Кульминацией истории становится разговор героя со Священником, рассказавшим ему такую притчу. У ворот стоит стражник (Священник) и не пускает поселянина (Йозефа К.) войти в них. Поселянин сначала упрашивает привратника пропустить его, потом дает ему взятку.

Тот её берет, поясняя, что делает это исключительно для успокоения души просящего, чтобы тот не думал, что не сделал чего-то, что считал нужным сделать. Но и после этого он его не пропускает. В притче не сказано, что стражник применяет силу, он просто стоит и разговаривает с ним.

Поселянин после безуспешных попыток получить разрешение войти в ворота, так и умер возле них. После этого стражник говорит сакраментальную фразу, что он стоял у ворот, предназначенных только для поселянина, больше никому они не были нужны.

iov5Другими словами, поселянин не пошел путём, который предназначался исключительно для него, т.к. чтобы войти в эти ворота, нужно было стучаться, а не упрашивать привратника, требовать, как это делал Иов, непрестанно взывая к Богу, а не ждать, что всё как-нибудь утрясется само собой.

Иов пытается достучаться до Бога и получить от Него объяснения смысла происходящего, объяснить ему - не то, за что у него отнято богатство, благополучие и семья (Бог да – Бог взял), а то, как обрести смысл случившегося. Книга Иова о том, что наш мир перестает быть абсурдом, если человек привносит в него осмысленность.

И это – главная его функция, главное предназначение человека. Есть такая задачка: как из трёх  спичек сделать четыре, не ломая их. Обычная логика здесь не работает, необходимо выйти в иное пространство мышления. Так и с Иов-ситуацией. Поначалу Иов пытается объяснить случившееся как наказание за какие-то совершённые им грехи, в чем его  убеждают жена и друзья, призывая покопаться в своем прошлом.

iov6Но Иов  сомневается в их советах, в возможности с их помощью найти смысл возникшей ситуации. Он бунтует против здравого смысла, против друзей и против Бога. Он не верит в несправедливость Бога, хотя видит, что мир несправедлив.

Столкновение знания о несправедливости мира и веры в справедливость Бога вводит многострадального Иова в парадокс, который он не может разрешить простым путем здравого смысла и впадает в отчаяние. Он не знает за собой никакого греха и никакой вины.

И если он признает вину, которой нет, это будет равносильно лжи, а значит Бог совершает ошибку, наказывая его ни за что. Но Иов не верит, что бедствия и наказание – это всегда суд Божий за грехи, как утверждают его друзья, требующие, чтобы он признал свою вину, т.к. наказания без вины не бывает (вспомним Глеба Жеглова).

iov7Но Иов продолжает обращаться  к Всевышнему за ответом, веря, что только Он может разъяснить ситуацию. По убеждению Иова Бог несовместим с абсурдом, и потому пытается преодолеть абсурд, споря с Богом о Его правоте. А что происходит в ситуации с Йозефом К.?

Священник в ответ на слова Йозефа К., что все его слова и притча – ложь, говорит ему, что не надо принимать всё за правду, но надо понимать, что мир целостен и всё, что в нём есть - необходимость, не надо выбирать из него только то, что нравится или что хочется видеть. Принятие целостности мира, в котором есть хорошее и плохое, пшеница и плевелы,  которые также необходимы, как и пшеница, позволяет найти смысл и выйти из тупика неопределённости и абсурдности мира.

Преодоление абсурдности, совершаемое Иовом с помощью бунта против Бога, оправдывает его дерзость, а Йозеф К., не пытаясь осмыслить случившееся с ним, сам становится в позицию Бога, вынося приговор Священнику (стражнику), тем самым закрывая себе путь преодоления абсурдности ситуации, в которой оказался.

iov4

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Вопросы веры and tagged библейские истории, Библия, богословие, православие, Притчи, философия, философия жизни. Bookmark the permalink.

10 Responses to Иов-ситуация

  1. Иов не мог разрешить для себя одну-единственную проблему: если он не делал ничего плохого, то почему Бог (Жизнь) так к нему сурова? А если Бог всегда прав, в том числе и сейчас, то в чем не прав Иов? Ответ в том, что беды даются не только по грехам нашим, но и для испытания силы Духа. В этом смысле Иов выдержал испытание, а его друзья настаивали на другом: каждый, с кем случается несчастье, сам виноват.

    Вообще последняя точка зрения очень распространена сейчас. Только и читаешь: «Сам виноват» или «Изменись сам». И мало кто пишет, что испытание — это благо, делающее нас сильнее. Разве что Ницше («Что нас не убивает, то делает сильнее»). В этом смысле Иов не мог согласиться с тем, что ему самому надо измениться (покаяться). Он стоял на своём до последнего и победил.

    Вера ли это в жизнь, в Бога или в самого себя — каждый вправе интерпретировать по-своему. Ясно одно, Иов не смирился и шел до конца. И в этом я с Вами абсолютно согласна.

  2. nadilel says:

    …то почему мир устроен так несправедливо?
    ——————————————————————-
    Иов не спорил с Богом, Иов понимал всей своей человеческой натурой, что он имеет право на жизнь, он громко озвучивал всю свою боль, не стыдясь, что и советуют психологи тем «несчастным «, которым стыдно говорить о своих сомнениях в общем порядке, а что говорить о боли… Иов взывал громко к жизни, которая теплилась в нем и этим разжигал огонь веры в неё.
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы… пока мы живы, есть надежда и всё что её порождает, а нет жизни — нет ничего.

  3. В самую точку! Но здесь еще и спор о Боге, всегда ли Он прав, а если прав всегда, то почему мир устроен так несправедливо?

  4. nadilel says:

    Говоря современным азыком — Никогда не сдавайся. :)

  5. Очень рада Вашему отклику на этот пост.

  6. Светлана says:

    Спасибо,Тина!

  7. Да зачем извиняться? Вы можете вообще не заходить на блог. Это же дело каждого. Тем более — не комментировать. Иначе это превращается в обязаловку.

  8. Книга Иова — вся о человеке и мне странно, что эта тема для Вас далека. Это самая частая ситуация, в которую попадает Человек, и мучается в поисках выхода из него. Со мной такое случалось не раз, жизненный кризис настигает как минимум раз в десять-пятнадцать лет. И потому эта тема мне близка.

  9. Игорь Герасимчук says:

    Тина, с Добрым Утром! В твоё блоге, как в библиотеке, можно смотреть, читать сутками! Очень много интересного! Часть забираю, не комментируя, извини!
    У меня трафик на модеме ограничен! Здоровья и Удачи!

  10. Александр Васильевич Зиновьев says:

    Тема возможно и острая для части населения Планеты…
    Но далека мне — Человек, природа, наука — вот и всё, что правит Миром.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *