Кьеркегор – свидетель истины

kjerkegor16

Сёрен Кьеркегор. 1813-1855 годы

Кьеркегор – один из сонма моего пантеона великих, у кого учусь, кому поклоняюсь, кого читаю и перечитываю бесконечно, каждый раз вдохновляясь  его мыслями и жизнью.

Потому что он пишет не абстрактно, не понятиями и терминами, как пишут ученые, а своей кровью и  жизнью.

Кьеркегор не ученый, он - поэт-мыслитель, такой же, как Мишель Монтень, Паскаль, Августин Блаженный, Хайдеггер,  Достоевский, Кафка, Сартр…

И пишут они о человеке, всегда о нем, его внутреннем и глубинном, считая, что только личная история имеет смысл и право на существование.

В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения Сёрена Кьеркегора (1813-1855 гг). Прошел этот день ( 5 мая)  заметно для небольшого числа философов-профессионалов, хотя его влияние на двадцатый век, с момента открытия трудов философа, неизмеримо.

Корпус его трудов и мыслей настолько вошли в общемировую культуру, что Кьеркегор превратился в фигуру по умолчанию, не знать которую стыдно. Его смыслами и терминами пользуются все, начиная от психологов и кончая писателями, не говоря уже о философах.

Это он стоял у истоков экзистенциализма, первым введя это слово в философский оборот. Он поставил человека с его фобиями, тревогами и страданиями в центр исследований, освободив от негативных оценок «человеческое, слишком человеческое».  Свою внутреннюю болезнь страха и отчаяния, страданий и тревог он превратил в сильнейшую мотивацию для работы.

Работал он много, создавая всего за несколько месяцев философские и богословско-экзегетические трактаты, которые сегодня считаются классикой. Он выпивал по 40-50 чашек кофе в день, работая по большей части стоя, расхаживая по комнате в поисках подходящих слов для выражения мыслей. И находил те самые, небанальные и незатертые, что доходят до человеческого сердца и врачуют его от безысходного отчаяния.

kjerkegor10

В Дании, где родился Кьеркегор, напечатано уже все, чего, так или иначе, касалась его рука, вплоть до подчеркивания им какого-нибудь слова в каком-нибудь незначительном письме. А при жизни над ним издевались не только солидные для своего времени журналы, но и дети, дразнившие его, идущего по улице, «Или-или», названием работы. В ней он впервые сформулировала три этапа, через которые проходит становление человека: эстетический, этический и религиозный.

С другой стороны, кто сегодня будет дразнить философов названием их книг?!  Имен-то не знают, не говоря уже о текстах. А Кьеркегора знали, и не только в лицо, но знали и его книги. Прожил он всего сорок два года, истратив весь немалый капитал, доставшийся от отца, на издание собственных книг и журнала «Мгновение». Сегодня сказали бы «промотал».

Но именно этим он оправдал жизнь не только свою, но и своего отца, и его тяжелую работу, в которую отец вынужден был впрячься, начиная с самых малых лет. Будучи ребенком, от отчаяния, отец проклял Бога и потом всю жизнь переживал свое проклятие.

В сорок лет, в полном расцвете сил, он отошел от дел и оставшиеся сорок два года (а умер он в 82) молился, молчаливо страдая от своего тихого отчаяния, невольно передавая его детям. Особенно младшему, самому любимому сыну, понимая, что перед Богом нет невиновных.

kjerkegor19

Отец С. Кьеркегора: Михаэль Педерсен Кьеркегор (1756-1838)

Отцовская набожность была настолько неординарной и навязчивой, что детям она казалась чем-то большим, чем просто набожность. Это было разновидностью банкротства, внутреннего банкротства, а не верой во спасение. Эта догадка подтвердилась позднее, когда его старшие сыновья узнали тайну такой набожности.

Все несчастья, которые сыпались на семью Кьеркегоров (подряд смерть второй жены и четверых детей), отец переживал как расплату за то детское проклятье. Но его вера, от чего бы она ни происходила, передалась двум из шести оставшихся в живых детей: старшему и младшему сыну.

Старший стал епископом, младший, искренне стремившийся к сану, отказался от этих планов, потому что слишком серьезно подходил к священническому призванию, не идя ни на какие компромиссы и став одним из яростных критиков церкви и благополучного христианства. Вот только несколько цитат:

«Скажем же, наконец, напрямик, что так называемое христианское общество (в котором, если считать на миллионы, все люди — добрые христиане, так что можно насчитать столько же, ровно столько же христиан, сколько вообще родилось людей) — это не просто жалкое издание христианства, полное фантастических опечаток и нелепых пропусков и длиннот, — оно скорее является злоупотреблением христианством: оно его профанирует. Если в малой стране едва рождаются три поэта на поколение, то уж в священниках там нет недостатка, их стадо превышает возможность занятости. В связи с поэтом говорят о призвании, но в глазах толпы людей (а стало быть, христиан), чтобы быть священником, достаточно сдать экзамен. Однако же истинный священник — случай еще более редкий, чем истинный поэт…».

И далее:

«Но когда речь идет о том, чтобы быть поэтом, общество настаивает на призвании, видит в этом величие. … Здесь призвание сводится к церковному приходу; говорят о том, чтобы получить этот приход означает одновременно призвание… Увы! Сами злоключения этого слова в христианстве символизируют у нас всю судьбу христианства. Несчастье не в том, что о нем не говорят (точно так же как несчастье тут — не в том, что священников не хватает), но в том, что о нем говорят таким образом, что, в конце концов, толпа больше не думает об этом (точно так же как эта же толпа вкладывает не больше смысла в то, чтобы быть священником, чем в то, чтобы быть вполне земным купцом, нотариусом, переплетчиком, ветеринаром и так далее), ибо священное и возвышенное перестали производить впечатление, о них даже говорят как о чем-то устаревшем, вошедшем в обиход бог весть когда, так же как и многое другое. Что же удивительного в том, что наши люди — раз уж они не чувствуют возможности защиты своего собственного отношения — ощущают необходимость защищать христианство!».

kjerkegor26

Карикатуры на С.Кьеркегора в журнале "Корсар"

Любовь Кьеркегора ко Христу была столь глубокой, искренней и не терпящей компромисса, что все свои действия он сверял по Нему. Толкования философа на Евангелие настолько глубоки, а называл он его не иначе, как «Евангелием страданий» или историей искушений, что когда читаешь их, а главное слышишь голос автора,

то понимаешь, почему вера не были для Кьеркегора пустым звуком, что вера для него это все равно, что находиться  под водой на 500 лье. Под водой, наваливающейся на человека всем своим давлением, заставляя его страдать, но страдания эти истинный верующий всегда воспринимает как радость.

И хотя Кьеркегор по вероисповеданию был лютеранин, его работы близки  и понятны истинно православному верующему с его невозможностью стать верующим без страданий и несения своего креста. Единственный путь к истине, надежде и любви, считал философ, страдание. Другого пути нет.

kjerkegor27

Сёрен Кьеркегор

И всякий раз, когда человек начинает принимать жизнь всерьез, он осознает, что жизнь дает человеку слишком много поводов для страха и отчаяния, и как бы он ни поступил, вправо или влево, отчаяния не избежать...

(Продолжение)

Тина Гай 

 

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged философы. Bookmark the permalink.

4 Responses to Кьеркегор – свидетель истины

  1. Юрий, как будто спорите со мной. Я же не утверждаю, что мудрец хуже философа или наоборот. Как говорится, Богу Богово, кесарю — кесарево. Философ — не бог и никогда не претендовал и не претендует на Его место. Философ — тот, кто пытается разобраться в себе и в жизни, а уж как это получается у него — судят потомки. Он пишет для себя, и прежде всего для себя. Потому Пятигорский и сказал, что философия хороша тем, что она никому не нужна (естественно, кроме самого философа). Он одинок и стремится к уединению. Кьеркегор, конечно, философ. Он не мудрец и никогда на это место не претендовал. Иисус Христос — Бог, прежде всего, а не Учитель. Это уже во вторую очередь, для последователей.
    Что касается наличия вокруг кого-то последователей, то и лжеучителя тоже имеют таких. Они собирают целые стадионы и строят города. Есть у нас в России один такой — Виссарион. Его тоже почитают как Бога и Учителя, но это не делает его ни тем, ни другим. Кем был человек и будет ли его учение живо, становится понятно только после его смерти.
    Христианство много потеряло от того, что стало официальной религией, но это не значит, что оно исчезло. Оно живо для того, кто пытается жить по законам Евангельским.
    Так что спорит не о чем. Как говорят: «И ты прав, и ты прав». Мы о разном. Думаю, когда Вы пишите такие пространные рассуждения, то больше это делаете для себя, чем для других.
    И последний абзац — и вовсе лишний в Вашем пассаже. Он оскорбителен. Зачем надо было это делать, не понимаю.

  2. О чем обижаться, Тина, но не все темы мне интересны.., что поделаешь…
    Теперь о Сёрене Кьеркегоре, и не толко о нем… и даже совсем не о нем, но где — то рядом…
    И опять вразрез… Хотели комментариев — получите !
    __________________________________________________
    Чем отличается мудрец от философа ?

    Можно говорить, как – бы умные слова, выражающие умные мысли…
    Все читают ( или не все, а скорее очень немногие…) и восторгаются, или не восторгаются, но вроде бы заинтересованы…
    Это философские мысли…, и произносят их философы.. .
    Они (философы) люди – мысли и слова ! Другие люди занимаются тем же, однако считается, что мудрые мысли только у философов!
    А что же мудрецы?! Как мне кажется , я даже в этом твердо уверен, — они совсем другие! Мало говорят, идеи их распространяются в нашей среде обитания, как бы без слов… Их собственное существование, бытие…, и есть то, что заставляет мир вокруг нас изменяться. Они не столь категоричны, как остальные индивидуумы, в основном держатся – середины; у них нет крайностей…( “хвалу и клевету примели равнодушно… — это о них…) , они спокойны, им ясен их путь…, нет метаний, страданий, разночтений, выражений безумной страсти ( предельной функции – тестостерона !), все у них точно и выверено!
    А что же наши философы? Конечно, это дело индивидуальное, но знаете, что поражает меня в них: отсутствие соприкосновения и корреляции между мыслями, изложенными на бумагу…, и жизненным поведением…
    Они часто мрачны, не удовлетворены жизнью, подвержены суициду…, и при этом — рассуждения их логичны, корректны, они не только знают что делать, но и как это делать – но только на бумаге! Выведенные в сферу реальной жизни…, они теряются, блекнут, часто просто пасуют перед жизненными ситуациями… Жизнь их – трагедия, разруха, неудовлетворенность от несоответствия их идеалов и прозой жизненных ситуаций…, оттого то они быстро увядают , путь их сумрачен и полон душевных терзаний, они к стати…, там и заканчивают свои дни – в психбольнице…
    У меня к ним есть благорасположение, ведь многие из них – очень талантливы, некоторые даже гениальны ! У многих творческих людей такой путь… Эстетически…, я их охотно принимаю, они намного интереснее среднего обывателя, но жить в их трагедии – вовсе не хочется !
    Они мне напоминают красивейший цветок…, но подходишь ближе и запах – отталкивает… Но это касается лично меня… ( чтобы не было разночтений!)
    А знаете ли вы мудреца, совершившего суицид !!!
    Сократа, к примеру, принудили ( хотя он мог спокойно избежать этой участи …) , но он сам решил уйти из жизни – без сопротивления, доверив себя судьбе и людям, в этом скорее всего было его задача… И как оказалось … это сработало…человечество его оценило вполне…
    Лоа Цзы, спокойно сел на быка и уехал в никуда…
    Будда – ясно и покойно закончил свое существование…
    На Востоке, были мудрецы, которых даже четвертовали…, они приняли — все это, даже радостно, без тени сожаления…
    Георгий Гурджиев – предсказал свою автомобильную катострофу, выжил но впоследствии покорно принял уход…
    Пифагора – убили, значит не сам на себя руки наложил… ( он был – немного философ, великий математик и гениальный мистик и мудрец! )
    Мой любимый Ошо ( не устану его пропагандироваь!) сообщил своим последователям, что уйдет через три дня…, так и сделал из состояния медитации…
    Очень многого достиг Ф. Ницше, но не как философ, а как поэт и мистик!
    Безусловно, большим исключением является Иисус Христос, но у него была все – таки специальная задача уйти таким образом ( помог ему в этом Иуда, один из преданнейших и образованных его друзей…, люди – просто глупы и не поняли функцию возложенную на него Иисусом?! А вот покончил он собой по следующей причине: выполнил урок учителя, через предательство его, только порядочный человек – заканчивает так, как это сделал Иуда! Разрыв между любовью…, и долгом, обязательством!)
    Иисус должен был уйти таким образом, чтобы окружающее его пространство содрогнулось…, при осознании своей глубины непонимания сути самой жизни и к сожалению, он не достиг своей цели…, после него родилось христианство, которое не выполнило возложенную на него функцию или они сами на себя её возложили ? Христианство вскоре совсем переродилось в государственную структуру…
    Кстати, такова участь практически всех Мастеров и Учителей мира…
    Так произошло со всеми Мастерами…, ученики обычно выхолащивают учение, поставив впереди — догмы, формальности, правила… Этого не избежали – Лао Цзы, Будда…, и Иисус Христос…
    Учение живо – пока присутствует Мастер, с его уходом теряется живое проникновение… Затем рождается другой Мастер и процесс повторяется, всегда выполняется жизненный закон: дискретности и цикличности…
    ( не только в физике, электронике и математике – все подвержено одному закону!)
    Продолжим… Там, где философия трансформируется в мистику ( в определенном значении этого слова) – она может переходить в мудрость, но это случается не так часто…
    Философия, чаще всего погружается в слова, понятия, определения, их подчас так много, но это лишь – умственные упражнения, которые не преобразуют жизнь вокруг них … Люди не понимают их, игнорируют…
    Иное дело мудрец…, один просветленный человек ( понятие, не такое уж и простое, оставим определение его за рамками рассуждений, но мудрец – всегда обладает им…!) способен изменить вокруг себя десятки тысяч людей…, пробудить в них тягу – не к обычному знанию, но к познанию и пониманию себя ( своего внутреннего Я) и в этом и есть его основная задача на Земле…
    Кто идет за философом – в лучшем случае единицы, такие же философы, а часто они вообще не оставляют учеников.
    Вы можете сказать, но как же ваше предыдущее заявление, о том, что ученики и последователи могут искажать Мастера и часто это делают…?
    Это так, но здесь есть разница ! В философиях и религиях прописываются мертвые истины…, сотворенные давно и на бумаге… ( как бы от бога…?)
    Они живы были тогда, но умерли сейчас… ( прошлого уже нет !)
    Учение мастера интенсивно, живо…, оно затрагивает всех: знающих, умных, глупых, бестолковых, ленивых, поскольку оно обращено к части души человека – его “сущему” – а оно совершенно…, и не зависит от знания, интеллигентности, образования и прочих украшений… (можете назвать это — частью бога…)
    Здесь важно не рассуждение в словах…, здесь важно присутствие Мастера !

    А теперь о Керьегоре…, не буду врать, что хорошо знаком с его произведениями…, но его жизненный путь , так красочно воспроизведенный вами, позволяет мне причислить его к философам…
    Надеюсь я не обидел никого…, даже домохозяек ( если они хорошо готовят – я их просто обожаю!), женщин легкого поведения , лиц не традиционной ориентации, любителей Аллы Пугачевой, Киркорова, других звезд российской эстрады и прочая…, прочая…
    Думаю…, был вполне политкорректен…
    На сегодня достаточно…

  3. А вот это радует, потому что притчи — простой материал, а Кьеркегор — это сложный, философский текст. Его не все могут понять и принять. Спасибо, что читаете не только притчи

  4. Людмила says:

    Спасибо Вам, Тина! С Вами я познакомилась благодаря притчам, а теперь, чем дальше, тем глубже!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *