Контрацепция имеет давнюю историю и уходит глубоко в древность. Существовали разные способы предотвращения зачатия – от травяных отваров и искусственного прерывания полового акта до использования специальных тампонов, пропитанных разными средствами. Но не будем углубляться в историю вопроса, а попробуем разобраться, как относятся к контрацепции разные религии.
Все древние источники (еврейские, арабские, исламские, индийские и другие) говорят, что временное бесплодие однозначно вызывают травяные противозачаточные средства, но единого мнения в разных религиях на то, как относиться к контрацепции, нет. Все религиозные традиции основываются на понятии плодородия и размножения. «Плодитесь и размножайтесь» - первая заповедь Бога (Быт 1:28) и ни одна религия не говорит о бездетном браке как норме.
Любая контрацепция, в том числе и прерывание полового акта, за что был осужден и наказан смертью Онан (Бытие; 38: 9-10), считалась греховной. Еврейский Талмуд на этом основании запрещает мужчинам использовать любые средства контрацепции. Для женщин контрацепция допускается только в случае опасности для здоровья женщины или ребенка.
Единственный способ предохранения, не осуждаемый ни в одной религии, воздержание от половой близости, которое, например, в той же православной церкви строго регулируется и регламентируется. Не допускается супружеская близость накануне Крещения, причастия, воскресных дней, среды, пятницы и больших постов на протяжении всего года.
Однако здесь есть одна существенная оговорка: воздержание допускается, если оно взаимно. Если же один из супругов не согласен, то половая жизнь разрешается, т.к. разрушение брака является более тяжким грехом, чем половая невоздержанность. Сексуальное удовольствие в браке признается вполне законным, т.к. брак основан на взаимной любви.
Вплоть до 1930 года все религиозные конфессии были едины в вопросе отказа от искусственных противозачаточных средств, использование которых приравнивалось к аборту. Но в 1930-м году англиканская церковь допустила использование искусственных контрацептивов, если воздержание вредило здоровью. Через год это решение поддержали и другие церкви.
Через тридцать лет английский совет церквей и протестанты уже однозначно поддержали либеральную линию на использование противозачаточных средств в целях регулирования рождаемости, но при условии взаимного согласия супругов. Римско-Католическая, евангелисты и некоторые ветви англиканской церкви остались на прежних позициях:
целью сексуальной жизни является зачатие, а не удовольствие. Искусственное препятствие на этом пути является нарушением естественного права человека на продолжение рода, а следовательно, рассматривается как грех. Допускается только естественное планирование деторождения – т.е. воздержание от половой жизни. В православии позиция мягче. Она основана на словах апостола Павла:
«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» (1 Коринф. 7: 5).
Допускается использование контрацепции, если только оно не носит абортивного характера, т.е. не прерывает жизнь уже зачатого ребенка. Тем более это допускается, если женщине по состоянию здоровья беременность противопоказана, тем более разрешается, когда один из супругов не верующий.
Здесь есть одна опасность, что у супругов может возникнуть соблазн использовать искусственные противозачаточные средства даже когда в этом нет необходимости: просто пара желает ограничиться удовольствием без последствий. В 2000-м году на юбилейном Соборе были приняты «Основы социальной концепции РПЦ», в которых, в частности, сказано:
«Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя.
Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом».
В исламе к этому вопросу отношение тоже не такое однозначное, как в Римско-Католической церкви. В Коране сказано: «Не убивайте своих детей, опасаясь обедни" (Коран, 17:31 и 6: 151), что толкуется по-разному. Некоторые считают, что это никак не противоречит использованию искусственных противозачаточных средств, другие считают это не допустимым.
Но все-таки большинство ссылаются на самого Пророка, который использовал такие способы регулирования рождаемости и потому они вполне допустимы. При этом сохраняется главный акцент: рождение детей является семейной обязанностью. Единодушие существует только относительно запрета абортов и стерилизации женщин.
В индуизме при поощрении детородной функции в семье допускаются любые средства контрацепции – естественные (воздержание) и искусственные (таблетки, ВМС, колпачки, презервативы и т.д.), но существует запрет на аборты. Индия - первая страна, в которой была принята программа регулирования и контроля рождаемости.
Таким образом, все основные религиозные конфессии однозначно запрещают аборты, но в разной степени лояльны или консервативны по отношению к искусственной контрацепции – от строгого ее запрета в Римско-Католической церкви и иудаизме, умеренной позиции - в православии и исламе, и свободного использования противозачаточных средств в англиканской церкви, индуизме и других конфессиях.
Но во всех религиях сохраняется настороженное отношение к искусственной контрацепции, которая, по мнению большинства, ведет к нравственной распущенности, увеличению числа внебрачных сексуальных связей, а в конечном итоге – к разрушению семьи и семейных традиций.
Тина Гай
Картинки
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Уильям Блейк - Художник
- Песнопения Преображения Господня
- Иисусова молитва
- Симона Вейль
- Уроки понимания православной иконы. Пространство и время
- Молчание. Место, где рождается слово
- Икона "Крещение Господне"
- Праведность грешника. Притча о блудном сыне.
- Триодь Постная. Постимся постом приятным...
- Смерти нет