культурологии, филологии, литературной критики, семиотики, языкознания. Но основной круг его идей, с которыми ассоциируется имя Бахтина, все-таки можно очертить.
В представленной ниже подборке мыслей и афоризмов философа, хоть и неполной, можно увидеть, что занимало мыслителя,
какие ответы он давал на волновавшие его вопросы, как он воспринимал конкретного человека в его отношениях с другими и как понимал ответственность человека перед жизнью и собой.
Двери смеха открыты для всех и каждого. Возмущение, гнев, негодование всегда односторонни: они исключают того, на кого гневаются и т.п., вызывают ответный гнев. Они разделяют, смех – только объединяет. Он не может разделять
***
В данной единственной точке, в которой я теперь нахожусь, никто другой в единственном времени и единственном пространстве единственного бытия не находился. И вокруг этой единственной точки располагается все единственное бытие единственным и неповторимым образом.
То, что мною может быть совершено, никем и никогда совершено быть не может. Единственность наличного бытия принудительно обязательна. Этот факт моего не-алиби в бытии, лежащий в основе самого конкретного и единственного долженствования поступка, не узнается и не познается мною, а единственным образом признается и утверждается
***
Все подлинно великое должно включать в себя смеховой элемент. В противном случае оно становится грозным, страшным или ходульным; во всяком случае – ограниченным. Смех подымает шлагбаум, делает путь свободным
***
Нет ничего абсолютно мертвого: у каждого смысла будет свой праздник возрождения
***
Не может быть изолированного высказывания. Оно всегда предполагает предшествующие ему и следующие за ним высказывания. Ни одно высказывание не может быть ни первым, ни последним. Оно только звено в цепи и вне этой цепи не может быть изучено
***
Высказывание как целое не поддается определению в терминах лингвистики…
***
Осознавать себя самого активно — значит освещать себя предстоящим смыслом
***
Все слова для каждого человека делятся на свои и чужие, но границы между ними могут смещаться, и на этих границах происходит напряженная диалогическая борьба. Но при изучении языка и различных областей идеологического творчества от этого отвлекаются, абстрагируются, ибо существует абстрактная позиция третьего, которая отождествляется с «объективной» позицией как таковой…
Позиция третьего совершенно оправданна там, где один человек может стать на место другого, где человек вполне заменим … где целостная и неповторимая личность человека не требуется… когда он выступает не как я сам, а «как инженер», «как физик» и т.п. В жизни как предмете мысли существует человек вообще, существует третий, но в самой живой переживаемой жизни существуем только я, ты, он…
***
Человек может быть или выше собственной судьбы, или ниже собственной человечности
Печорин при всей своей сложности и противоречивости по сравнению со Ставрогиным представляется цельным и наивным. Он не вкусил от древа познания. Все герои русской литературы до Достоевского от древа добра и зла не вкушали
Поэтому в рамках романа возможны были наивная и целостная поэзия, лирика, поэтический пейзаж. Им (героям до Достоевского) еще доступны кусочки (уголки) земного рая, из которого герои Достоевского изгнаны раз и навсегда
***
Событие, которое имеет наблюдателя, как бы он ни был далек, скрыт и пассивен, уже совершенно иное событие
***
Психология — это унижающее человека овеществление души
***
Литература – неотрывная часть целостности культуры, ее нельзя изучать вне целостного контекста культуры. Ее нельзя отрывать от остальной культуры и непосредственно (через голову культуры) соотносить с социально-экономическими и иными факторами
***
Правда о человеке в чужих устах становится унижающей и омертвляющей его ложью
***
Человек со своим самосознанием не одинок. Смотря внутрь себя, он смотрит в глаза другого или глазами другого
***
«Евгений Онегин» создавался в течение семи лет. Это так. Но его подготовили и сделали возможным столетия (а может быть, и тысячелетия)
***
Идеи рождаются в диалоге и в нём же и умирают
***
Прагматизм, утилитаризм, позитивизм создают однотонную серую серьезность
***
Сознание — это комментарий, который всякий взрослый человек прилагает к каждому своему поступку
***
Когда мы глядим друг на друга, два разных мира отражаются в зрачках наших глаз
***
Безоценочное понимание невозможно. Нельзя разделить понимание и оценку: они одновременны и составляют единый целостный акт. Понимающий подходит к произведению со своим, уже сложившимся мировоззрением, со своей точки зрения, со своих позиций. Эти позиции в известной мере определяют его оценку, но сами они при этом не остаются неизменными: они подвергаются воздействию произведения, которое всегда вносит нечто новое
***
Смысл бытия, для которого признано несущественным мое единственное место в бытии, никогда не сможет меня осмыслить, да это и не смысл бытия-события
***
Мы думаем жанрами
***
Быть — значит общаться диалогически
***
…наиболее напряженная и продуктивная жизнь культуры проходит на границах отдельных областей ее, а не там и не тогда, когда эти области замыкаются в своей специфике
***
Все, что принадлежит только к настоящему, умирает вместе с ним
***
Античность сама не знала той античности, которую мы теперь знаем. Существовала школьная шутка: древние греки не знали о себе самого главного, что они древние греки и никогда так себя не называли
***
Творческое понимание не отказывается от себя, от своего места во времени, от своей культуры и ничего не забывает. Великое дело для понимания - это вненаходимость пони мающего – во времени, в пространстве, в культуре – по отношению к тому, что он хочет понять
***
… свою собственную наружность человек сам не может по-настоящему увидеть и осмыслить в ее целом, никакие зеркала и снимки ему не помогут. Его подлинную наружность могут увидеть и понять только другие люди, благодаря своей пространственной вненаходимости и благодаря тому, что они другие.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Моя встреча с Делёзом
- Саранский отшельник
- Йохан Хёйзинга
- Пьер Абеляр. У времени в плену...
- Кьеркегор-2. Акт I. Отец и сын
- Сюсаку Аракава: Перевернутый мир или многомерная поэтика
- Фридрих Ницше: Философия
- Блёз Паскаль. История обращения
- О любви. "Ожерелье голубки»
- Омар Хайям. Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало
Да, точно подмечено. Наличие наблюдателя вносит в событие неустранимое искажение. Так не только в физике, но и в жизни вообще.
«Событие, которое имеет наблюдателя, как бы он ни был далек, скрыт и пассивен, уже совершенно иное событие»
Интересно, что это почти дословная формулировка одного из фундаментальных положений квантовой механики! Эдакий мысленный орнамент…
Ирина, спасибо! Зашла на Вашу страничку и тоже поразилась! Много интересного и похожего у нас с Вами и того, о чем бы сама хотела написать. Буду к Вам заходить, если не возражаете. А как оформить подписку, не нашла. Сделала себе закладку.
Тиночка! Если бы Вы знали, как мне у Вас нравится!!!!! Спасибо за содержательный и полезный блог!
Да, nadilel, уже возраст не тот, чтобы так поститься. Весенний период вообще для меня тяжелый: переход из одного времени в другой, авитаминоз, накопившаяся усталость, переходящая в хроническую, обострение хандры и прочее и прочее и прочее. Почему-то такое со мной бывает только весной. Осенью — наоборот: я вполне даже работоспособна. Сбой начинается где-то в феврале. Для Вас — это самый любимый месяц, а для меня — начало плохого периода, который длится где-то до мая. В прошлом году — вообще до июня. В этом году он длился на удивление всего полтора месяца. Печень меня особо не беспокоит, на удивление, а вот щитовидная и поджелудочная — давно дают сбои.
Да, книжное царство меня завораживает. Даже один взгляд на книги меня уже успокаивает: я не одна. Перечитываю сейчас Вирджинию Вульф. И опять очаровываюсь ее стилем и ею самой. Жду новой встречи с Вами, с Вашими умными комментариями и спокойной снисходительностью к моим опискам и ошибкам, коих случается немало, как ни стараюсь их избегать.
Наконец-то! Тина, я подозревала, что вам плохо. С того коммента, где вы писали, что первую неделю поста, держались только на хлебе и воде. Это очень опасно для организма, особенно для печени, которая невыносит голода, и не нужно себя оправдывать, что вы не хотели есть. Нам часто не хочется кушать, но нашему организму еда необходима, обязательно, особенно в нашем воарасте. Все эти голодовки не для нас, женщин, наш организм должен получать нормальную пищу богатую витаминами, а если этого не делать ЕЖЕДНЕВНО, то последствия будут весьма плачевны.
Ваш дух давно закален, он закалился еще в детстве, и сейчас надо только радовать его, а не испытывать, ведь он выдержал все испытания, и даже больше, чем должно было…
Присоединяюсь к вашей радости от новой покупки… Теперь каждый корешок книжки, вопит с полки:» Возьми меня! Нет меня! А лучше почитай меня!»… ( вот такие они эгоисты ;))))))))))
Елена, я приболела немного. Давно не пишу, больше месяца уже. Как всегда, Великий пост меня напрягает и к его началу я — никакая: выжатая как лимон. Сейчас вроде пришла в себя. Почистила квартиру, себя и теперь снова готова к труду и обороне. Скоро-скоро все начнется снова. Спасибо за беспокойство: я хоть и приболела, но еще живу и даже планирую новые тексты.
nadilel! Вы не представляете, какой бальзам на мою душу Ваши слова! Я думала, что меня уже все забыли за время моего долгого молчания. Я весной, особенно в Великий пост, всегда болею, чаще душой, а здесь еще прихватило давление (170) и коленный сустав где-то повредила. А так — убирала свою квартиру, сколько хватало сил, кое-что прикупила из мебели (это мой ежегодный подарок своей квартире к Пасхе), сходила в храм, исповедалась, причастилась, увидела всех своих знакомых, привела в божеский вид свою библиотеку. Смотрю на нее и радуюсь: она — мой щит и находится в моей большой спальне — на всю стену стеллажи. Какое это счастье! Каждое утро просыпаюсь и каждый вечер засыпаю, глядя на нее.
Скоро, буквально на днях, начну снова писать в блог. Я сама соскучилась по своим любимым темам и своим благодарным читателям. Пасха отгремела. Вот уже и святая неделя позади. Осталась только Радуница. Завтра собираюсь на кладбище, только с погодой у нас проблемы — холодно и дожди. Надеюсь, что завтра все будет хорошо. Но в любом случае — после Радуницы собираюсь снова писать. Немного подлечилась, немного перышки свои почистила, привела в порядок чувства и мысли. Теперь можно снова жить и писать! До скорой встречи! С прошедшей Вас Пасхой!
Тина… что-то вас не видно… может мне почта не приходит? Очень надеюсь, что пост вы одолели в здравии.
Наша Пасха уже отгремела, у вас еще впереди… надеюсь услышать вас в скором времени, честно говоря соскучилась по вашему слову.
Интересная статья, спасибо, Тина! Мудрые высказывания Бахтина впечатляют!
Тина, с вами всё в порядке? Давно не пишете и на вас это не похоже! Мы волнуемся!
Да, это философ жизни, и потому его можно назвать мудрецом. Мне нравится все, что он пишет и о чем пишет, даже если с ним не соглашаешься.
Ницше, в лучших своих проявлениях, когда становился поэтом и мистиком ( особенно в Заратустре ) был мудрецом и занимался, как вы говорите — жизнью…( опытом её переживания), но без деятельности…
Есть мыследеятельность и жизнедеятельность. Первой занимаются мыслители, второй мудрецы и монахи. Редко кому удается совместить то и другое. К ним можно отнести (и то с натяжкой) Ницше. Бахтин занимался мыследеятельностью, Толле — жизнедеятельнсотью. Их области не пересекаются.
Я бы назвал Бахтина, философом от литературоведения…, когда — то…, это меня очень интересовало…
Оставила Ваш комментарий напоследок. С Вами всегда сложно, почти как с философами. У Вас всегда своя точка зрения, часто противоречивая и несогласная.
Начну с последней Вашей реплики: «Кто не живет настоящим — вообще не живет». Бахтин имел в виду, мне кажется, несколько иное: что любая мысль содержит в себе гораздо больше, чем только настоящее. Его любимый тезис, что в высказывании всегда наполовину присутствует еще кто-то, те, кто был до него. И чем глубже мысль, тем больше в ней прошлых напластований. У Толле, как я понимаю, речь идет немного об ином: о том, как жить здесь и сейчас, а у Бахтина, как мыслить здесь и сейчас и как относиться к любому высказыванию, к книгам, к оценке классиков литературы и искусства. Шекспира невозможно понять, если не понимаешь английской ментальности, как невозможно понять Достоевского. У каждого — свой Шекспир, и свой Достоевский, потому что человек всегда единственный и мыслить — тоже всегда штучно.
—-
«..свою собственную наружность человек сам не может по-настоящему увидеть и …» Сошлюсь на Ницше: путь к себе может указать только другой. Он как лазутчик может привести к крепости, которой человек взять не может. (вольный пересказ когда-то читанного)
—-
Я согласна с Бахтиным: оценка всегда присутствует по умолчанию. Вы не можете отделить себя от себя. Оценка — это Ваше прошлое: воспитание, прочитанные книги, мировоззрение, жизненный опыт. Это как отпечатки пальцев, по которым можно опознать человека.
—-
«Осознавать себя самого активно». Без осознания невозможно формирование смыслов. Все-таки Бахтин был философом, для которого мышление — дело профессиональное, а мышления без смыслов — невозможно.
—-
В любом случае спасибо за комментарии, даже если я с некоторыми из них не согласна.
Большой пробел у нас, в том числе и у меня, по этой части. Я тоже не начитана Бахтиным, только урывками с ним знакома, хотя и есть его книги и статьи о нем. А вспомнилось в связи с его юбилейными датами.. А многие вообще не слышали этого имени.
Спасибо Тина… не читала я Бахтина, а надо бы.
«Великое дело для понимания — это вненаходимость понимающего – во времени, в пространстве, в культуре – по отношению к тому, что он хочет понять»
Немного комментария:
«Все подлинно великое должно включать в себя смеховой элемент. В противном случае оно становится грозным, страшным или ходульным; во всяком случае – ограниченным. Смех подымает шлагбаум, делает путь свободным»-
вполне согласен, поскольку элемент комичекского — есть элемнт истинного…
«Осознавать себя самого активно — значит освещать себя предстоящим смыслом» —
осознание себя находится вне всякого смысла и никоим образом с ним не связано.
Осознание — есть ощущение!
«Психология — это унижающее человека овеществление души» — верно!
«Безоценочное понимание невозможно» —
только безоценочное понимание и есть истинное понимание, это понимание наблюдателя, без осуждения, без сопротивления и без привязанности ( на основе моего любимогоЭкхарта Толле )
«… свою собственную наружность человек сам не может по-настоящему увидеть и осмыслить в ее целом, никакие зеркала и снимки ему не помогут. Его подлинную наружность могут увидеть и понять только другие люди, благодаря своей пространственной вненаходимости и благодаря тому, что они другие.» —
а разве это так уж необходимо видеть собственную наружность, кажется вполне хватает вашего внутреннего, которое только вы сами и можете оценить…
«Все, что принадлежит только к настоящему, умирает вместе с ним» —
все что принадлежит настоящему и есть истинное, остальное ложно, только настоящее- живо, прошлое — мертво, а будущее — иллюзия проекции из прошлого в будущее!
Кто не живет настоящим — вообще не живет…, только оглядывается на то, чего уже нет или еще нет!
………………………….yuriyapril