Михаил Ларионов

mikhail_larionov1

М.Ларионов. Рыбы при закате. 1904

Михаил Ларионов – лидер русского авангарда, бунтарь, вожак, мастер эпатажа, новатор, первый русский перформанционист, вышедший за рамки картинной живописи. Сегодня он один из самых дорогих и востребованных художников на аукционах русского авангарда.

Когда в 1915 году он уехал в Швейцарию на лечение, ему было всего тридцать четыре года, но все самое главное, что сделало ему имя и что вошло в мировую историю искусства, он уже сотворил. Но сам Михаил Ларионов считал, что в России его недооценивали. Единственный, по мнению художника,  кто увидел его талант и оригинальность,  был Сергей Дягилев.

Именно он пригласил художника вместе с женой Натальей Гончаровой в 1914 году ставить балет «Золотой петушок». В  эмиграции художник прожил пятьдесят лет, работал много, ярко, с энтузиазмом, но уже без новаторства.  Все силы он отдает театру и русскому балету, ставшему для него ожившей живописью и едва зарождающимся перформансом – искусством в действии.

Все костюмы и декорации к «Русским сезонам» Дягилева он выполнял в духе лучизма и неопримитивизма, в которых начинал работать в России. После смерти антрепренёра в 1929 году, художник практически перестал заниматься живописью, еще некоторое время работал с русским балетом, но интересы его были уже другими:  он увлекся коллекционированием и составлял превосходные коллекции для своих богатых клиентов.

mikhail_larionov

Автопртрет. 1910

Родился художник третьего июня тысяча восемьсот восемьдесят первого года. Детство провел в Тираспольской крепости, где  отец служил военным доктором. В поздние годы эмиграции Михаил Ларионов с теплотой вспоминал о самом прекрасном из всех городов мира городе, который располагался на самом берегу Днестра, казавшийся мальчику огромным-преогромным, через который ни одна птица не перелетит.

Тирасполь в то время был небольшим провинциальным городком, населенным старообрядцами, молдаванами и евреями. Старообрядцам многое запрещалось, в том числе и колокола. Они созывали народ на воскресную утреню тем, что били лопатой в жестяные ведра. Этот звук запомнился мальчику навсегда, и он вспоминал о нем как о самом дорогом и близком.

Но самым большим увлечением его детства и юности был театр. Он мечтал о нем, даже делал с приятелем декорации для какого-то дешевого театра, который однажды бесследно исчез, оставив горе-художника без денег. Потом был Врубель, искавший помощника, и молодой Ларионов гордо направился к нему наниматься на работу художником.

mikhail_larionov2

Сад. 1904

Но в ответ услышал рёв: «Что!? Эскиз сделать?! Ведра за мной таскать будете и краски составлять!» На том все и кончилось, но любовь к театру все равно пересилила страсть Ларионова к живописи, но уже за границей.

В годы учебы в художественном училище детские, а потом и юношеские  впечатления о провинциальном быте и провинциальных улочках провинциального городка, об их обитателях и до тонкостей знакомые мелочи и детали станут главным предметом его живописи. Но все это будет потом.

Рисовать мальчик начал очень рано: сохранились первые его работы, написанные в девять лет (1890). С двенадцати - он учится в Московском реальном училище Воскресенского, а с семнадцати - в прославленном  училище ваяния, живописи и зодчества. Его преподавателями были В. Серов, К. Коровин и И.Левитан.

От других студентов Ларионов отличался бунтарским, новаторским и исследовательским духом: дисциплина его тяготила, он постоянно делал что-то не то и не так: нарушал правила, покой, установившиеся нормы, конфликтовал с начальством.... За одно - его наказывали, за другое – отчисляли – трижды за долгие двенадцать лет учебы.

mikhail_larionov7

Куст сирени в цвету 1904-1905

Но его работоспособность, энергия и тяга к новому были поразительными: на третий  год обучения он представил комиссии для участия в конкурсе 150 картин, чем  возмутил весь преподавательский состав. И не только количеством: три из представленных на выставку работ были признаны порнографическими.

Терпение лопнуло: студента - за строптивость и «неприличные» рисунки - из училища отчислили. Но это не стало временем простоя, это был период интенсивного освоения современной европейской живописи, прежде всего импрессионизма. Все с чем Михаил Ларионов знакомился, а потом и использовал, не было чистым подражанием, он стремился переварить увиденное, исследовать и применить в соответствии с собственным видением и художественным вкусом.

Картины молодого художника начинают покупать известные коллекционеры, в числе которых были Рябушинский и Морозов. Его приглашают участвовать в выставке «Мира искусства», «Общества передвижников», Союза русских художников, а в 1906 году С.Дягилев пригласил Михаила Ларионова принять участие в выставке русских художников в Париже «Осенний салон».

mikhail_larionov4

Акации весной (Верхушки акаций) 1904

Словом, когда он вновь через год был зачислен в училище, то был уже известным и популярным, хотя его карьера только начиналась. В творчества художника выделяют три основных периода: первый – импрессионистский (1900-1907), второй – примитивистский (1907-1912) и третий, самый известный и важный, «лучизм» (с 1913).

Но даже первый, импрессионистский, период, когда он использовал известные приемы импрессионистов и постимпрессионистов, не были простым копированием. Даже здесь он отличался от всех, кто в то время в России увлекался импрессионизмом.

У него было особое отношение к живописной поверхности холста, в котором он чувствовал, прежде всего, единство. Все картины Ларионова того периода  смотрятся как яркие, декоративно-ковровые  панно. Он соединяет в единое целое декоративность модерна и цветовоздушность импрессионизма.

mikhail_larionov5

Яблони после дождя. 1906

Наиболее  известны из  того периода «Рыбы при закате», «Сад», «Весенний пейзаж», «Куст сирени в цвету», «Акации весной», «Яблони после дождя» и другие. Эти картины  сразу поставили молодого художника в ряд выдающихся колористов. Его живопись жизнелюбива, с тонким чувством цвета и света, цвета богаты различными оттенками, насыщенны и поражают напряженностью.

В 1900 году он знакомится с Натальей Гончаровой, которая стала его женой и соратницей. Она вспоминала, что европейская живопись, с которой они познакомились в Париже,  поразила не столько стилем, сколько тем, что европейское искусство все больше разворачивается в сторону востока и возвращается к истокам: примитивизму, фольклору и народному творчеству.

Парижское турне стало толчком для следующего этапа творчества Михаила Ларионова. Он открывает для себя красоту русского лубка, народного творчества и примитивного искусства. Русское традиционное искусство становится новым источником вдохновения художника.

mikhail_larionov6

Ландшафт. Середина 1900-х

(Окончание здесь)

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Искусство and tagged русские имена, Русский авангард, Серебряный век, художники. Bookmark the permalink.

2 Responses to Михаил Ларионов

  1. Pingback: Художник Ларионов Михаил Фёдорович | masterart

  2. Pingback: Художники мира. Россия. Ларионов Михаил Фёдорович | masterart

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *