Михаил Романов был тихим, послушливым, незлобивым и преданным матери и отцу сыном. Он любил богомолье, на которые часто его матушка брала с собой.
И жил Михаил Романов в монашеском окружении и по церковно-монашеским законам, которые устанавливала в царском дворце его мать-инокиня.
История с царской женитьбой обросла многими, почти детективными, деталями, но главное сделала явной силу и влияние матушки на царя,
который без ее благословения и согласия ближайшего окружения ничего не делал, а также и то, как благочестивая монахиня умела расправляться с неугодными ей людьми, несмотря на все христианские заповеди.
Царю было уже 19 лет и пора было его женить. Выборы царской невесты устраивались по византийскому обычаю, во многом похожему на сегодняшний конкурс красоты. Выбирали красавиц по всей стране, лучших из них привозили в Москву на царские смотрины.
На смотринах выбор Михаила Романова остановился на красавице Марии Хлоповой: он сразу положил на нее глаз и полюбил, хотя была она из незнатного дворянского рода. Невесту нарекли именем Анастасия, поселили на втором этаже теремных хором цариц и повелели слугам оказывать ей подобающие царевне почести, а в храмах поминать ее имя в ектениях.
Все это вызвало зависть у влиятельных Салтыковых, которые были самыми приближенными к матери царя – инокине Марфе. Сама инокиня, как монахиня, жила в Вознесенском монастыре и прислуживали ей тоже монахини.
Самой близкой к Марфе была старица Евникия, мать Салтыковых. Видя, как постепенно возвышается род Хлоповых, которым царь объявил личную милость, Салтыковы испугались, что теперь их влияние не будет столь сильным, как раньше и между Салтыковыми и Хлоповыми стали происходить стычки, усиливавшие неприязнь друг к другу.
Салтыковы решили сделать все, чтобы оговорить будущую невестку перед матерью царя и отвратить свадьбу. Случай не заставил себя ждать: невеста занемогла животом, у нее началась рвота. Сначала ее лечили приближенные, но когда доложили о болезни невесты царю, он попросил Салтыковых пригласить врачей.
Сначала был вызван заморский врач, который сказал, что болезнь неопасная, чадородию не помеха, выписал лекарство и удалился. Больше его не приглашали. Решено было пригласить местного врача, он выявил желтуху в слабой форме, но тоже сказал, что болезнь не представляет опасности.
Тогда Салтыковы решили ее лечить сами: принесли флакончик с водкой и сказали, что она будет лучше есть, если будет ее пить. Но бабушка и служанка Анастасии стали поить ее святой водичкой и противоядием. Девочка ожила.
Но Салтыковы донесли царю, что якобы, по словам местного врача, Анастасия серьезно больна, что от такой же болезни умерла одна женщина, проживавшая в Угличе, и что у царя не будет детей.
Что делать? Инокиня Марфа советовала выслать невесту из царских хором, но просто так отказаться от выбранной невесты нельзя было. Тогда решили собрать боярскую думу, которая в угоду матери Михаила Романова вынесла решение: Анастасия неизлечимо больна и свадьбе не бывать.
В то время, когда в доме шли вовсю приготовления к свадьбе, невесту с «верхов» убрали, а через десять дней Марию вместе с бабушкой, няньками и несколькими родственниками сослали в Тобольск. Родителей отправили в Вологду.
В ссылке (после Тобольска из милости через три года их перевели в Верхотурье, а оттуда в Нижний Новгород) Мария пробыла до возвращения отца Михаила Романова – патриарха Филарета, который решил устроить свадьбу сына, во что бы то ни стало.
Но он хотел, чтобы невеста была из-за границы, а не из местных. Для этого надо было выполнить одно непременное условие: невеста должна была принять православие, снова покреститься и отказаться от католичества.
На этом все переговоры с заграницей заканчивались. Михаил Федорович продолжал ждать вот уже семь лет свою Марию и отказывался от всех остальных предложений:
«Обручена ми есть царица, кроме нее иные не хощу поняти».
Отец решил помочь сыну. В 1623 году патриарх Филарет настоял, чтобы провели расследование болезни царской невесты. К тому времени влияние Салтыковых существенно ослабло.
Расследование показало, что донос на Марию Хлопову был ложным: врачи дали Салтыкову одну информацию, а он донес до царя другую. Раскрылась ложь и интрига Салтыковых против Хлоповых. После раскрытия обмана, Салтыковых сослали, а царскую невесту хотели вернуть в Москву.
Но неуступчивая и задетая ссылкой своих приближенных инокиня Марфа настояла на своем, пригрозив, что если Хлопову вернут в царские хоромы, она тотчас уедет из Москвы и что своего благословения на этот брак она никогда не даст.
Отец и сын Романовы поняли, что с матерью им не сладить, она ни в какую не хотела уступать и тогда в Нижний Новгород послали гонцов с письмом, что царь Марию Хлопову «взять за себя не изволил».
Сын не решился перечить матери, хотя отец укорял его за проявленное малодушие. Мария осталась в Нижнем Новгороде. Ей оказали еще большие почести, чем в первый раз, Умерла Мария в 1633 году.
А Михаилу Романову между тем приближалось к тридцати. Находиться на царском троне без царицы становилось уже неприличным. Тогда мать нашла ему другую невесту - Марию Долгорукову, с которой он обручился только за послушание матери, без любви и не по собственному желанию.
Но с ней опять случилась такая же странная история. После свадьбы она занемогла, а спустя три с небольшим месяца - умерла. Говорят, что ее отравили на свадьбе и вроде как, это была месть за Марию Хлопову, но достоверно доказать что-либо не удалось.
Наконец, еще через год устроили новые смотрины невест: в Москву приехало шестьдесят лучших красавиц. Тогда было принято, что у каждой девушки была рядом ее наперсница, помощница. При дочери Григория Волконского подругой и собеседницей была его племянница Евдокия Лукьяновна Стрешнева.
Первый обход невест Михаила Федоровича закончился ничем: никто царю не приглянулся. Легенда гласит, что за белилами и красками он не мог увидеть, кто на самом деле была красавицей.
Что же делать? Тогда ночью вместе с матерью они пошли по царским палатам смотреть, как девушки выглядят неубранные и простоволосые. И выбор пал на служанку. Двор был шокирован. Но это только легенда, хотя и имеет свое основание в истории выбора царской невесты.
На другой день Михаила Романова попросили снова попытать счастья. И тогда он остановился на незнатной и бедной девушке Евдокии Стрешневой, покорившей его своим кротким нравом и красотой.
И как ни уговаривали царя отказаться от своего выбора, на этот раз он был непреклонен, заявив, что хочет вызволить девушку из притеснения и бедноты, чем совершить богоугодное дело.
Против такого аргумента не могла устоять даже инокиня Марфа. Благословив сына на брак, отец и мать послали гонцов за отцом невесты в отдаленный уезд Калужской губернии Лукьяном Степановичем Стрешневым, который тоже благословил дочь на брак.
Так случилась история русской Золушки и окончательно решился вопрос с женитьбой царя. Интересно, что опасаясь отравления третьей невесты, ее ввели в царский терем только за три дня до свадьбы.
В этом браке родилось десять детей, из которых в живых осталось только четверо. В их числе следующий из дома Романовых – Алексей Михайлович, получивший за свой нрав звание Тишайший.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Русские поговорки. Огонь и попа жжёт
- Обыкновенный гений
- Русская революция. Взгляд с другой стороны
- Михаил Романов. Деяния
- Террор: красный, розовый, зеленый, белый
- Воспоминания баронессы. Продолжение
- Максимилиан Волошин. Неопалимая Купина
- После смуты. Храмы и дворцы России-2
- Белый террор