Справедливости ради надо сказать, что многие серьезные исследователи отдают предпочтение все-таки киевским работам мастера, хотя и признают, что поздний Михаил Врубель (
Эти картины уже никого не смешили, завораживая своей магией и таинственностью. Московский период оказался плодотворным в том числе и потому, что мастер встретился с женщиной, ставшей его Ангелом-хранителем - в противовес Демону, родившемуся из киевской страсти. Антиномичность пронизывает всё искусство художника, являясь его стержнем.
Художник сумел вечный философский вопрос выразить в живописи так же сильно, как в литературе его выразил
Первая, некрасивая и вполне обыденная женщина, предстает Богородицей с тоской и болью в глазах, царицей Тамарой – в иллюстрациях к
Демон Врубеля это не падший ангел и не символ зла; это - сверхъестественное существо, определяющее судьбу человека, направляющее его по пути, часто ведущего к катастрофе. Каждому достается свой Демон, управляющий им с рождения. Демон – это характер, под влиянием которого человек совершает те или иные действия.
Каждый, наверное, может вспомнить ситуации, в которых он действовал словно бы кто-то другой управлял его действиями. Я в таких ситуациях была не раз, при этом ясно чувствовала, физически чувствовала, что нахожусь под влиянием чуждой мне силы, но ничего не могла с ней поделать. Кончалось это всегда катастрофой.
Это ангел вечера, призванного заклинать ночь. В такие минуты невыразимой тоски, с томящимися, скорбными глазами, глазами усталой, тонкой и умудренной души и изобразил Врубель Демона. И это были глаза самого художника, которые он каждый день видел в зеркале.
Работу над Демоном художник начал еще в Киеве -
Работа над «Демоном» в доме Саввы Мамонтова наводила тихий ужас на хозяина, и особенно – на хозяйку, набожную и суеверную, требовавшую, чтобы муж немедленно изгнал из дома этого художника вместе с его дьявольской картиной.
Так началась «демониада» Михаила Врубеля, имевшая продолжение в
Это длилось десять лет, вплоть до первых признаков болезни в 1901-м году. Десять лет непрерывного напряжения и работы по 15-20 часов в сутки обернулись неизлечимой болезнью. Но пока ему сорок и он, наконец, всерьез задумался о женитьбе. На примете - три претендентки, но все ему отказали. К счастью, появилась четвертая.
Войдя в темный зал театра, где в это время шла репетиция, Михаил Александрович остановился как вкопанный, ошеломленный голосом певицы, которую еще не видел. В перерыве, вбежав за кулисы, он восторженно пожимал ее руки, сразу влюбившись в образ, нарисованный ему ее голосом.
Надежда Ивановна была на двенадцать лет младше художника и хороша собой. Молодая, нежная, с аристократически тонкими пальцами, голубыми глазами и манерой смущенно смеяться. Чтобы снова и снова слышать ее голос, только на оперу «Садко» он ходил девяносто раз.
Вернулись из поездки в Харьков, где Надежде Ивановне предложили петь партию Тамары в опере «Демон». Михаил Врубель не мог оставаться в стороне, предложив свои услуги по сценическому оформлению спектакля и костюмов. Всё, что придумал художник для любимой жены, было потрясающим. И впредь Врубель всегда сам оформлял и шил ей костюмы для спектаклей, делал грим и придумывал прически.
Вскоре С.И.Мамонтов пригласил их обратно в Москву, где с Надеждой Ивановной хотел познакомиться Римский-Корсаков. Она стала его певицей, для неё композитор писал все главные партии своих опер: «Снегурочка», «Псковитянка», «Моцарт и Сальери»... В опере о Царе Салтане Надежда Ивановна предстала в образе Царевны-Лебедь, ставшей символом той жизни, в которой Михаил Александрович был абсолютно счастлив.
Однако семейное счастье продлилась всего пять лет. В 1901 году в семье родился сын Саввочка, у которого оказалась уродливая заячья губа. Для Михаила Врубеля это стало страшным ударом; в случившемся он обвинял себя и вскоре снова вернулся к теме Демона, заказав холст огромного размера, на котором вскоре стал появляться "Демон поверженный".
(Окончание
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Эжен Атже. Окончание
- Леон Кософф. Окончание
- Ауэрбах. Лондонская школа живописи
- Ауэрбах. Окончание
- Советский плакат. Право на эксперимент
- Врангель. Талантливый дилетант
- Эдвард Лир. Окончание
- Ауэрбах. Афоризмы
- Казимир Малевич. Конец русского авангарда
- Врангель. Маска и душа
Наверное, Вы правы. Его «Сирень» — завораживающая. Мне она очень нравится.
Мне кажется, что уже в «Сирени» видна начинающаяся душевная болезнь Врубеля. Какая-то она ненормальная. Хотя и завораживающая. Как бездна, в которую нельзя долго смотреть.
М.б., теперь Вы о Врубеле знаете чуть больше.
Смотрел на Климта сквозь стекло
почти карманной галереи.
С тех пор воды немало утекло,
но фотографии на память уцелели.
Но мы о Врубеле — я в нём профан
Царевну-Лебедь помню и демониаду.
Не знал, что пережил он много ран,
наверное судьбе так было надо!
Насыщаю уже больше пяти лет. Не всегда получается, но стараюсь.
Он загадочный для многих. Чтобы его почувствовать, в каком-то смысле надо быть в его состоянии с тем же психическим складом души и духа. Мифотворец и философ, очень глубокий и тонкий художник.
Двери ада заскрипели еще при Лермонтове. Неслучайно его «Демон» был опубликован через двадцать лет после смерти поэта. Церковь не пропускала поэму по цензурным соображениям. Но если Лермонтов чувствовал приход Демона по едва ощутимым толчкам, то Врубель видел его воочию. «Демон сидящий» — вершина творчества Врубеля, значительно слабее, на мой взгляд, «Демон поверженный». Его художник писал уже на грани психического срыва и болезни. Он не мог от него отстраниться и посмотреть со стороны. Демон жил в нем, управлял им и художник в этом смысле был скован. И это уже не поэтично, а трагично. Здесь врата ада не просто заскрипели, а отверзлись.
Для меня — тоже!!! Хотя они, конечно, разные. Климт — это эротика и эстетизм, Врубель — это философия, мистика и тайна человеческой души.
Загадочный художник для меня!
Сам по себе Вас посыл ПРОСВЕЩАТЬ — благороден!
Дальше умение насытить тему ясными и точными образами.
Кто тянется к знаниям — Вас услышит.
Здравствуйте, Тина. Заготовил коммент ещё на прошлые выпуски о Врубеле, но пока придержу…Московский период — это Демон «очнувшийся»(??) — если сравнить его с Роденовским «Мыслителем». Какая-то связь между ними, даже родство, и время создания почти одно. Что если \именно\ напряженно-дремлющий «Мыслитель» пробудил демона в Мих. Врубеле? Всё дальнейшее творчество которого — Демоны, Демоны набирающие мощь…и одолевающие художника!
Наступал ХХ век. Врата Ада заскрипели….
Для меня Врубель больше, сильнее и глубже чем Г. Климт…