Он писал и рисовал русскую Мадонну во всем ее природном блеске, безграничности, стихийности и страсти, которые передавались и усиливались мощными, яркими цветами: бордовым, ярко-красным, зеленым.
Русские бабы и огненно-красный цвет стали фирменным знаком Малявина. Еще во время учебы у него появились такие картины как, «Старуха», "За книгой", "Крестьянская девушка с чулком", некоторые из которых приобрел Третьяков.
Это стало привлекать к Малявину внимание других. Выпускной работой Филиппа стала картина «Смех» (1899 г.).
Картина была столь необычна, так не похожа на всё ранее выходившее из стен Академии, так богата красками, которые, казалось, вот-вот задвигаются, что разразился крупный скандал. Старые академики категорически возражали против того, чтобы картину засчитать в качестве выпускной и выдать Малявину диплом.
За ученика вступился Репин и другие художники, пригрозившие выйти из Академии, если Малявину не присвоят звания художника. Компромисс был найден: ему присудили звание и выдали диплом художника за ряд портретов.
Однако история с картиной не закончилась, ее триумф только начинался. На следующий год картина была представлена на Всемирной выставке в Париже. За нее Филипп Андреевич получил золотую медаль, картина была приобретена Музеем современного искусства Венеции.
Так за восемь лет с 1892 по 1900 год Малявин сделал головокружительную карьеру: к тридцати годам из стеснительного, полунищего, боящегося поднять на окружающих глаза монаха он стал модным художником, богатым, известным в России и за границей, обласканный славой и деньгами.
Из Парижа он ехал "европейцем", в новом костюме, сшитом по последней моде, но он не умел носить всех этих модных вещей, которые сидели на нем нелепо. Он по-прежнему остался тем ребенком, который плохо приспосабливался к жизни.
Вскоре Филипп Андреевич женился, купил в деревне Аксиньино Рязанской губернии усадьбу, устроил там мастерскую. Следующие десять лет стали для художника золотым веком. Он много работает, пишет картины, портреты, много рисует, участвует в выставках в России и за рубежом.
Крестьянская тема и русские бабы по-прежнему оставались основными. В этот период появляются известные его работы: «Три бабы», «Девка», «Баба в желтом», "Две девки", портреты С. Дягилева, М. Нестерова, И. Репина, множество рисунков.
Его друг вспоминает, что когда приехал к нему в гости, то увидел несколько баб в ярких сарафанах, расхаживающих по мастерской. В движении они ему позировали, художник быстро набрасывал их рисунок. У стены стояла картина «Три бабы», которую Малявин начал писать без рисунка с глаз одной из баб. Малявин всегда начинал писать с лика, хотя в иконописи ликом заканчивают.
Грабарь подсказал ему рецепт краски, но при этом добавил, что все зависит от дозировки: после добавления одного из компонентов, что было уже собственной находкой Малявина, краски становились яркими, блестящими, живыми, теми, что отличают малявинские картины, особенно его баб. При этом краски долго не сохли, что придавало им особый колорит.
Шедеврами нулевых годов стали картина «Вихрь» (1906 гг) и «Три бабы» (1902). Последнюю купил Парижский Люксембургский музей, а о картине "Вихрь" один из критиков писал:
"Вихрь" производит впечатление "красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелеными пятнами. Краски горят. Долго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Что-то чарующее, влекущее к себе... В этом вихре красок есть что-то, стоящее за ними, какая-то жуть, что-то заставляющее задуматься о чем-то далеком от красок".
Малявина называли Максимом Горьким живописи: из самых низов, без классического образования, потрясающе талантливый и темпераментный, что иногда делало его неприятным в общении, он кометой ворвался в мир искусства. В 1906 году ему, без образования и малограмотному, присваивают звание академика и он отправляется для стажировки на три года за границу.
Но жизнь была щедра только в эти десять лет. Все чаще стали раздаваться в его адрес критические голоса: мол, Малявин повторяется. Наступил тяжелый кризис середины жизни. Художник укрылся в своей деревне на долгих три года, пытаясь доказать, что он может писать и на другие темы.
В конце затворничества на выставке в 1911 году появилась картина «Семейный портрет» (находится в музее Ниццы), признанная критиками как неудача. Это сильно сказалось на творчестве Филиппа Андреевича. Его карьера дала сбой. Таких всплесков, как в нулевые годы, у него уже не было, он практически перестал выставлять большие работы, только эскизы и рисунки.
После революции, в 1918 г. он уехал в Рязань, где начал преподавать. Потом была встреча с Луначарским, который ввел его в Кремль и он стал рисовать портреты Ленина. Но в 1922 году, выехав за границу для организации своей выставки, в Россию Малявин уже не вернулся.
За границей он много выставляется, продолжает по-прежнему писать баб, но как говорил Ф.Шаляпин, они потускнели и побледнели лицом, им не хватало родного воздуха и простора, как и самому Филиппу Малявину. Здесь он написал "Тройку", "Свадьбу", "Песню", "Танцы", но все это было не то. Для Филиппа Андреевича, истинно русского художника, утрата своей почвы означала конец.
Художник поселился с семьей сначала в Париже, потом переехал в Ниццу. О нем стали забывать, хотя он много ездил с выставками, иногда поступали заказы на портреты. Так за работой одного из них в 1940 году он оказался в Брюсселе, где его схватили немцы, посчитав за шпиона: кроме русского он не знал других языков. Выручил один из немцев, умевший рисовать.
Его выслали из страны, но денег не было, и он вынужден был добираться до дома пешком. Пришел художник совершенно измученным и больным. Из больницы Филипп Малявин уже не вернулся. Так трагически закончилась судьба народного художника. Его многочисленные картины и рисунки сегодня находятся в основном за рубежом, в музеях и частных коллекциях.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Люсьен Фрейд. Поиски себя
- Хаим Сутин. Счастливчик
- Наталья Сергеевна Гончарова: Я совсем не европеец.
- «Расея» Бориса Григорьева
- Хаим Сутин. Детство
- Альфа и Омега. Похвала Книге и Человеку читающему
- Русское зарубежье. Окончание
- Василий Кандинский
- Крещение Иоанново: "Явление Христа народу"
- Павел Филонов: художник трагедии
Любовь, я рада, что Вы зашли ко мне на сайт и поделились своими впечатлениями
Какая трагическая судьба….Спасибо за Вашу работу!