На Руси Николай Угодник является особо почитаемым святым, русским богом. Настолько почитаемым, что считают его преемником Бога, если Тот вдруг умрет.
В народной Троице Николай Угодник стоит наравне с Господом и Богородицей и в домашнем иконостасе все три иконы есть обязательно.
В честь святого Николая Угодника в старину устраивались народные гуляния, на которые приглашались родственники и старейшины родов - мужчины, состоявшиеся как главы семейств. Незваным гостям, каких бы чинов они ни были, старикам, женщинам, детям и подросткам вход на мужские посиделки был строго воспрещен. Николин день считался сугубо мужским праздником.
Корни традиции особого почитания Николая Угодника следует искать, по мнению специалистов, в древнерусской языческой религии, согласно которой в пантеоне славянских богов особое место отводилось богу Велесу, превратившемуся (или замаскировавшемуся?) с приходом христианства в Николая Угодника и в покровителя скота святого Власия.
Дань языческому почитанию бога Велеса видна даже на памятнике «Тысячелетию Руси», где рядом с Рюриком в первоначальном варианте стояла скульптура Велеса с головой быка на груди, позднее спрятанная за лежащим рядом с Рюриком татарином.
Памятник Тысячелетию Руси. Выделен цветом бог Велес
Особое почитание Николая Угодника в христианской традиции отражается и в том, что в седмичном (недельном) богослужебном круге четверг является днем святителя Николая. Это единственный святой, включенный в круг наравне с Иисусом Христом (воскресение), Небесными Силами (понедельник), Иоанном Крестителем (вторник) и Богородицей (среда, пятница).
В годовом богослужебном круге Николаю Угоднику посвящается не один, а два дня – 22 мая и 19 декабря - Никола Вешний и Зимний. Иконы в честь того и другого можно отличить чисто по-русски - по «шапке». На Вешнем – ее нет, а на зимнем на голове Николая Угодника епископская митра. По легенде это было сделано после того, как Николай I заметил епископам, что на его покровителе нет епископского убора.
В католичестве день Зимнего Николы приходится на 6 декабря и в этот день дарят подарки детям, которые прячут в рождественские сапожки. Связано это со сказанием, согласно которому святой спас трех дочерей обедневшего отца, который хотел от отчаяния отправить их на панель. Николай Угодник по слову Божьему бросил через трубу в дом семейства золотые монеты, попавшие в чулок младшей дочери и спасшие дочерей от позора.
Новогодние подарки детям дарят в Николин день
В русской народной традиции девятнадцатое декабря отмечается Никольщиной. Специально для этого дня, за три месяца до него, начинали откармливать бычка, которого закалывали в Николин день. Часть мяса оставляли для пира, часть продавали, а деньги приносили в храм как жертву святому.
Стол собирался обязательно вскладчину. Вскладчину варили и пиво, считавшееся в этот день ритуальным напитком. Его тоже варили коллективно и только мужчины, славившиеся как пивовары. Варили так, чтобы все видели, как они это делают.
Кто не участвовал в коллективном приготовлении стола, того поносили до тех пор, пока он не сделает свой «взнос». Длился праздник три-четыре дня, а иногда и неделю. В Никольщину принято было много есть и много пить. Пьянство в этот день считалось сакральным, поскольку Николай Угодник был еще и пивным богом. У Даля есть выражение «наколиться», т.е. напиться до упаду.
Празднование Никольщины сегодня
Во время трапезы собирался воск на Николину свечу. Проходило это как особый коллективный ритуал: на стол ставился сотовый мед, который все участники жевали, а воск выплевывали в блюдо с водой. Из этого воска делалась потом огромная коллективная свеча, которую приносили в храм.
Часто в этот день устраивались кулачные бои, иногда заканчивавшиеся смертью, поэтому церковь выступала против таких «посиделок», хотя в них участвовали и священнослужители, а праздник начинался с молебна и посещения храма.
К Николаю Угоднику, как национальному русскому покровителю, прибегали во всех случаях жизни: когда что-то терялось, или когда матери отправляли сыновей на войну, кода девушки собирались или выходили замуж, когда случалось несчастье в дороге или в путешествии. Чудеса, случавшиеся по молитве святому Угоднику, происходят до сих пор. Вот только один случай.
Николина свеча
Эта история произошла в самом начале Великой Отечественной войны. Ее рассказал один московский священник. Случилась она с одной его близкой родственницей. Она жила в Москве. Муж был на фронте, и она осталась одна с маленькими детьми. Жили они очень бедно. Тогда в Москве был голод. Жить в тяжелых условиях пришлось очень долго.
Мать не знала, как быть с детьми, она не могла спокойно смотреть на их страдания. В какой-то момент она стала приходить в состояние полного отчаяния и собиралась свести счеты с жизнью. У нее была старенькая иконочка святителя Николая, хотя она особенно и не почитала его, никогда не молилась. В храм она не ходила. Иконка, возможно, досталась ей в наследство от матери.
И вот она подошла к этой иконочке и стала упрекать святителя Николая, крича: «Как ты можешь смотреть на все эти страдания, на то, как я мучаюсь, бьюсь одна? Видишь, мои дети умирают от голода?
А ты абсолютно ничего не делаешь, для того чтобы мне помочь!» В отчаянии женщина выбежала на лестничную площадку, уже направляясь к ближайшей речке или еще что-то собираясь сделать с собой.
И вдруг она споткнулась, упала и увидела перед собой две десятирублевые купюры, сложенные крест-накрест. Женщина была потрясена, стала искать: может, кто-то уронил, нет ли кого рядом, но видит: никого нет. И она поняла, что Господь помиловал ее, и святитель Николай послал ей эти деньги.
Это произвело на нее настолько сильное впечатление, что стало началом ее обращения к Богу, к Церкви. Конечно, все мысли нехорошие она оставила, вернулась домой к своей иконочке, стала молиться, плакать, благодарить. На посланные ей деньги она купила продукты. Но самое главное, она обрела веру в то, что Господь рядом. Потом она стала ходить в храм. Все ее дети стали церковными православными людьми, а один сын даже стал священником.
Николай Рерих. Святой Никола. 1916 г.
И уже сама слышала немало рассказов о таком спасении по молитве к Николаю Угоднику. Так моя давняя знакомая, рассказывала, как она заблудилась в лесу и никак не могла найти дорогу, которая вела в город.
От усталости и страха остановилась и начала молиться святителю Николаю. После молитвы она оглянулась и увидела тропинку, которая и вывела ее из леса. С тех пор она всегда ходит в храм на Николин день. И сегодня пошла.
У отца Павла Флоренского есть замечательный богословский труд «Имена». В нем он говорит, что имя - это не просто звуки, а жизнь и судьба того, кто принимает это имя. Об особом значение имени знали в народе и имя Николай было самым распространенным в русской среде.
Так вот, относительно того, что в имени Николай (Νικόλαος – по-гречески победитель народов). Павел Флоренский говорит, что это – сугубо мужское имя, с очень развитым мужским духом (наверное, поэтому на Никольщину собираются только мужчины).
Н.Рерих «Три радости» 1916 г. Святой Егорий (справа пасет), Илия-пророк (наверху жнет) и Св. Никола (слева) стережет коров
Николаю чужды философствование и сентиментальность, символизм и искусство. Он не склонен углубляться в души людей, которым помогает, рассматривая себя как скорую помощь. Его жизнь – это деятельность, непрестанная и бессрочная.
На людей он смотрит свысока - как учитель на учеников, как гувернер на воспитанников или как пристав маленького городка, считающий, что несет ответственность за всех его обитателей. Он не углубляется в переживания отдельных людей, считая, что предаваться созерцанию вопреки делу – слишком большая роскошь для него.
Николай меньше всего склонен к рефлексии и психологизму, он утилитарен и расчетлив и больше всего расположен к администрированию, рассматривая это тоже как своего рода скорую помощь, которая кому-то помогает, кого-то выручает или кого-то спасает. Он не верит Природе и Бытию, рассчитывая и полагаясь только на разум, в том числе и Божий.
Николай Рерих. Явление Николая Чудотворца русскому народу у Владимира. 1916 г.
Николай прямолинеен и честен, он не слышит музыки Бытия, в нем нет певучести и, хотя он правдив, не корыстен и добр, но считает, что только первые человеческие нужды достойны его заботы. Отсюда скорость, с которой он приходит на помощь нуждающимся.
Все это так похоже на то, что творит святитель Николай Угодник, чем он славен и любезен народу, за что его любят и почитают. Именно этого ждут от святого в молитвах, и такое отношение к Николаю Угоднику присутствует во всего пословицах и поговорках, во всех приметах и песнях, к нему обращенных.
И от искры сохранит тобя трескучей, И от этого огня да Он от палящего. Впереди да Он Микола щитом берё, Позади да Он Микола мечом секё, Посторонь да Он Микола огнем палит; Тучи нет, а быв как гром гремит, Грому нет, а искры сыплются. (Плачь матери, провожающего сына на войну) ***
Николай Рерих. Никола Можайский. 1920 г.
Помолюся я, красна девица, Я Николе Многомилостиву: Сохрани, помилуй девицу, Святый Николай Многомилостивый! (Молитва девушки о счастливом браке) ***
Спущается с небес Николай скорый помощник с двенадцатью учениками, садил Николае на три пещеры каменныя, емлет Николае скорый помощник три лука золотые и три стрелы золотоперыя, стреляет Николае и сберегает меня раба Божия (имярек) от порченика, от порченицы, от колдуна и колдуньи. (Заговор от порчи) ***
Еще ходит Никола по погребу, Еще ищет Никола неполного, Что неполного, непокрытого Еще хочет Никола дополнити (Песня, как Николай Угодник наполняет дома добром)
Не к Иисусу обращался народ, а к своему богу – Николаю Угоднику, скорому помощнику и чудотворцу.
Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.