Павел и Петр – эти два имени неразрывны, а в России они встречаются едва ли не чаще, чем другие имена.
Но в то же время два человека из Евангельской истории, которые тоже носили эти имена, были настолько разными, что удивляешься, как они оказались вместе.
Однако, при всей разности Петра и Павла их объединяет качество, присущее обоим: страстность и преданность Учителю, искренность покаяния и стремление к исправлению и искуплению.
Больше, чем Петра, Господь никого из учеников не искушал, и больше, чем ему, не показывал немощи человеческие, чтобы, познавая их, он научился смиряться и быть сильнее своих слабостей, научился их преодолевать.
Павел шел другим путем, он никогда не был женат, был ревностным поборником веры, очень грамотным и широко образованным, в нем был тот жар души и ревность по вере, которые сделали его сосудом, избранным Господом для дела проповеди христианства среди язычников.
Кроме Павла, с его знанием закона и Писания, потрясающим умом и стремлением к творческому осмыслению христианства, знанием эллинской культуры и языка, личностным опытом борьбы со злом внутри себя, никто другой не смог бы понести тот груз, который возложил на него Господь, сказав, что он будет апостолом языков.
Иисус Христос не торопился с его призванием. Даже после знакомства с Христом Симон не оставлял занятия рыболовством и только по истечение некоторого времени Господь призвал его, сказав, что он будет ловцом человеческих душ.
Симону в то время было уже за тридцать. Назвав Симона Кифой (Петр), что в переводе означает «камень», Господь говорит, что на этом камне Он созиждет церковь, которую не одолеют враги.
Безграмотный и неученый, Петр стал первым апостолом, который после Вознесения взял на себя ответственность за проповедь Христову и ее распространение по всему миру.
Он становится апостолом иудеев, возглавив иудейскую ветвь христианства, которая радела за соблюдение не только христианских заповедей, но и за исполнение всех прежних законов и обрядов. Иудейство преодолевалось с трудом.
Павел, до крещения Савл, был сыном знатных родителей, из иудейского колена Вениаминова, римский гражданин. Родители жили в Риме, потом перебрались в Тарс. Римское гражданство давало немалые преимущества по сравнению с не гражданами, к числу которых относился Петр.
Воспитывался Савл в строгих фарисейских правилах и вере отеческой. Изучение закона начиналось с 10 лет. С 13 лет подросток был обязан строго исполнять закон. Поэтому родители отправили Савла в Иерусалим учиться у известного в то время учителя фарисейской секты – Гамалиила. Гамалиил славился не только умом, знаниями и мудростью, но еще и терпимостью к инакомыслящим.
В частности, он позволял себе ходить в греческие бани со статуями греческих богов, говоря, что баня устроена прежде статуй, и так же терпимо относился к христианам, а позднее и вовсе принял христианское крещение.
В Иерусалиме Савл досконально изучил Тору и закон, в своих посланиях он наизусть мог цитировать целые куски из Писания, не нуждаясь в первоисточнике.
Савл всегда стремился быть первым и в учебе, и в святости, в буквальном исполнении закона. Это дает ему личный опыт понимания, что одним исполнением закона нельзя преодолеть в себе зло, что человек невольно увлекается от добра к злу, что закон здесь не помогает, а скорее наоборот.
Страстность, огненность характера и души, непреклонность, фанатичная тяга к знаниям, беспредельная преданность фарисейству, непримиримость к тем, кто отрицал еврейский закон, сделали Павла одним из самых яростных гонителей христианства, ревнителем против всего, что он считал святым.
Павел был знаком не только с иудаизмом, но и с языческой средой, в которой вырос. Она дала ему знание греческого языка и эллинской грамотности, имел он и представление о нравах язычников, что позволило в дальнейшем понимать их психологию, легко вступать с ними в контакт и быть своим среди них, так же как быть своим среди иудеев. И то, и другое он использовал во благо христианства.
С этого они начали. Потом у каждого была своя дорога. Петр, после призвания, стал одним из самых близких и преданных учеников Господа, первым, кто исповедал Иисуса Богом Живым. Он был одним их трех учеников, которых Господь взял на гору Фавор, чтобы показать Свою Божественную Славу.
Петр был среди трех учеников - свидетелей воскрешения дочери Иаира и одним из трех, которых Господь взял молиться в Гефсиманский сад в ночь ареста. Петр единственный из учеников встал на защиту Иисуса, выхватив меч, и отсек ухо у одного из стражников. И был первым из учеников, кому явился Христос после Воскрешения.
Но тот же Петр усомнился в вере и стал тонуть, когда пошел к Господу по воде, и он был единственным, кто трижды отрекся от Христа. Но потом искупил свое троекратное отречение троекратным исповеданием любви к Господу. И Господь восстанавливает его апостольство и снова называет Петром.
Словом, Петр прошел очень трудный путь, прежде чем стал признанным лидером апостолов, Первоверховным апостолом, как сейчас его называем. После принятия Духа Святого Петр своими небольшими, но страстными и сильными проповедями обращал в христианство тысячи людей, одной тенью исцелял больных и увечных, преданностью Господу и силой веры преодолевал он все гонения и заключения.
Петр совершил шесть апостольских путешествий. Он первым их апостолов открыл двери язычникам в христианство: крестил Корнилия, римского сотника, и его близких. Он поборол Симона Волхва и обратил в христианство двух наложниц Нерона, что стало причиной его ареста и казни.Как не гражданина Рима, Петра распяли на кресте, но только, по его просьбе, вниз головой. Произошло это 29 июня (по с.с.) или двенадцатого июля (по н.с) 67 года по Р.Х.
Павел был казнен в том же году (по другим источникам – на год позже) тоже двадцать девятого июня (двенадцатого июля) 67 года и тоже в Риме. Его казнили мечом, а не распяли, что считалось недостойным римского гражданина.
Но прежде чем стать Павлом, Савл пережил страшное событие, которое совершило в нем переворот. Событие это описано в Деяниях апостольских. По дороге в Дамаск, куда он шел, чтобы убивать христиан, его вдруг озарил яркий Свет, его сбросило с лошади на землю и он услышал с неба голос:
«Савл! Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна».
Тот же голос ему сказал, что он избран быть служителем и посылается к язычникам, чтобы открыть им глаза от тьмы к свету. Савл ослеп. Потом был Дамаск, где его через три дня исцелил Анания, окрестивший Савла с именем Павел.
После этого события Павел в течение тридцати лет продолжал свое служение, основав церкви во многих городах Палестины, Сирии, Македонии, Италии, Кипре, малой Азии. Он совершил три крупных миссионерских путешествия, обратив несколько тысяч человек в христианство.
Он писал, что во время путешествий его неоднократно избивали палками и побивали камнями, несколько раз он терпел кораблекрушения, на него нападали разбойники, везде его ждали опасности: от иудеев и язычников, от горожан и братии, он трудился и сам добывал себе пропитание. И это при его очень слабом здоровье.
Трижды он просил у Господа исцеления, но Бог не дал его, сказав, что сила Божия в немощи совершается. Павел совершил не только подвиг апостольский, но подвиг мышления. Знание, которое идет от веры, он поставил выше веры. Его идеи опережали веру, за что он претерпел немало от своих собратьев.
Христианство началось с диссонанса веры и мышления, с разного понимания христианства иудеями и язычниками. Павел был пионером в смысле приведения веры в соответствие с веянием времени, он отстаивал право христиане из язычников не принимать иудейских законов и обычаев, которыми жили христиане из иудеев.
Шла нешуточная борьба, из которой Павел вышел победителем. Он заложил фундамент богословской мысли на много веков вперед, всегда исходя из того, что христианство – это живая истина, которая меняется вместе со временем.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Похвальная Суббота. Акафист Богородице
- Икона Благовещения
- Страсти Господни. Великий понедельник
- Жены-мироносицы. Хрупкая любовь
- Григорий Круг
- Максим Грек
- Религия и менструация
- Мытарь и фарисей
- Семик
- Иисусова молитва