Один из крупнейших средневековых западно-европейских философов XI века Пьер Абеляр больше известен читателю историей любви с Элоизой, но философа оценивают отнюдь не по этому эпизоду. Человек очень непростого характера, неуживчивого и страстного, он был, прежде всего, выдающимся диалектиком и теологом.
Его бойцовский склад характера приводил к тому, что везде, где бы он ни оказывался, Пьер Абеляр наживал себе множество врагов и по этой причине кочевал из одного монастыря в другой, из одного города - в другой. Однако, справедливости ради, надо сказать, что не только тяжелый и трудный в общежитии характер были тому причиной, но главным образом - его учение, за которое его критиковали, а католическая церковь причислила Абеляра к еретикам и он чуть не оказался в тюрьме.
Оригинальный и чрезвычайно одаренный Пьер Абеляр поднял интеллектуальную планку философствования на совершенно иной уровень: он разработал собственный метод развития мышления. Ставя рядом два противоречащих библейских или теологических утверждения и никак их не гармонизируя, он побуждал учеников ставить проблемы и пытаться их решить, что чрезвычайно стимулировало мышление юных теологов.
Пьер Абеляр был сторонником веры просвещенной, а не слепой, а это в наше время чрезвычайно актуально и лично мне очень импонирует, т.к. сплошь и рядом сталкиваешься с нежеланием просвещаться вообще, и в вере - в частности. Вера для многих превратилась в некий магический ритуал, который надо периодически повторять. Одна из самых интересных в этом отношении книг теолога трактат «Да и Нет».
В вопросах этики, изложенной в книге Познай самого себя, Пьер Абеляр уверен, что важны не действия сами по себе, а намерения тех, кто их выполняет. Действия можно оценить как хорошие или дурные только когда узнаешь, с какой целью они предприняты.
Известна, например, притча о строителях, в которой рассказывается, как три человека несут камни в гору, но на вопрос, что они делают, один сказал: «Строю храм», другой – «Зарабатываю на хлеб», а третий – «Выполняю нудную работу». Внешне действия всех троих одинаковы и потому ни о чем не говорят и ничего не добавляют к характеристике людей, но их внутренняя мотивация совершенно различна и имеет определяющее значение.
Более подробно об истории жизни, любви к Элоизе и о философской системе Пьера Абеляра поговорим в следующий раз, а сегодня ограничимся этим кратким введением и афоризмами одного из самых сильных умов средневековой философии.
Абсолютная нравственность: запрещено всё.
Не мнения людей, а доводы разума — вот универсальная формула поиска истины.
Надобно хранить истину в тайне, дабы избежать ее опошления.
Всякое знание - благо и не может быть враждебно Верховному благу.
Вера, не просветленная разумом, недостойна человека.
Не верить, чтобы понимать, а понимать, чтобы верить.
Логика оттолкнула от меня мир.
Нельзя уверовать в то, чего предварительно не понял.
Есть правила без исключений, как, например: в любом философском обсуждении авторитет ставится на последнее место или совсем не принимается во внимание.
Благополучие всегда делает глупцов надменными, а беззаботное мирное житье ослабляет силу духа и легко направляет его к плотским соблазнам.
Грешен лишь тот, кто осознает свой грех.
Если после учений философов мы станем обсуждать их жизнь, то обнаружим у них правила истинной религии. Как и апостолы, они умели отрешаться от всего. Кто сравнится с Диогеном в презрении к миру?
Нынешние школы никчемны по результату. Преподается только умение складывать слова без понимания, как будто для овец важнее блеять, чем кормиться.
Женитьба — это помеха для философских занятий. Что общего между учениками и челядью, аналоем для письма и люлькой, между книгами или таблицами и прялкой, грифелем или пером и веретеном? Кто, наконец, погрузившись в богословские или философские размышления, может вытерпеть детский плач, колыбельные песни кормилиц, суетливую толпу домашних слуг и служанок? Кто в состоянии переносить эту постоянную нечистоплотность младенцев?
Любовь — одно из тех зол, которое невозможно скрывать; одного слова, одного неосторожного взгляда и даже молчания достаточно, чтобы выдать его.
Никто не познает точно добродетели, если не имеет понятия о пороке, в особенности, когда некоторые пороки до такой степени близки к добродетели, что легко обманывают своим подобием.
Одно дело - лгать, другое - заблуждаться в речах и отступать от истины в словах в силу заблуждения, а не злого умысла.
То, чем мы грешим в молодости, приходится искупать в старости.
Человеческие чувства часто сильнее возбуждаются или смягчаются примерами, чем словами.
Я уже не настолько юн, чтобы знать всё на свете.
Язык порождается мышлением и порождает мышление.
Не следует приписывать злому умыслу или считать за грех всё, что говорится для некоторого назидания по причине любви.
Иной человек изумительно владеет речью, но она крайне бедна содержанием и лишена мысли. Зажигая огонь, он наполняет свой дом дымом, а не озаряет его светом.
Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
Это верно! С этого и начну, уже собрала материал для следующего текста об Абеляре. Сегодня должна написать. Что касается исповедей писателей, о которых Вы пишите, то их все надо читать, и не только школьникам. История любой души — это интересна, а уж история великих — особенно. Исповеди все разные: Исповедь Руссо совсем иная, чем Исповедь Толстого, а Исповедь Уайльда — не исповедь Абеляра. Все очень интересные, но у каждого свой путь.
Здравствуйте, Тина.
Отдельно надо поговорить об «Исповеди» Абеляра. И вообще, всякому школьнику, вступающему в жизнь, надо прочитать исповеди Руссо, Льва Толстого, Августина, Сартра, Оскара Уайльда и др……чтобы потихонечку начинать свою, — формировать ступень зрелого самосознания.
Это верно! С этого и начну, уже собрала материал для следующего текста об Абеляре. Сегодня должна написать. Что касается исповедей писателей, о которых Вы пишите, то их все надо читать, и не только школьникам. История любой души — это интересна, а уж история великих — особенно. Исповеди все разные: Исповедь Руссо совсем иная, чем Исповедь Толстого, а Исповедь Уайльда — не исповедь Абеляра. Все очень интересные, но у каждого свой путь.
Здравствуйте, Тина.
Отдельно надо поговорить об «Исповеди» Абеляра. И вообще, всякому школьнику, вступающему в жизнь, надо прочитать исповеди Руссо, Льва Толстого, Августина, Сартра, Оскара Уайльда и др……чтобы потихонечку начинать свою, — формировать ступень зрелого самосознания.
Пожалуйста!
Тина, с Добрым Утром! Большое спасибо!