Пьер Боннар (октябрь, 1867 г.р.), великий французский колорист XX века, принадлежит ко второму поколению импрессионистов - постимпрессионистам. В первые годы своего творчества он входил в группу молодых и амбициозных художников с сакральным названием «Наби», что в переводе с еврейского означает пророки.
Группа образовалась в 1889 году под влиянием Гогена. Набиды презирали импрессионистов, считая их картины поверхностными и излишне чувствительными. Себя же мыслили авангардистами, открывателями нового направления в искусстве, сакрального и незамутненного импрессионистическими опытами.
Их эстетика с самого начала приняла туманно-мистический и символический характер, вполне отвечающий названию группы, их формула - «Картина – это не сюжет, не женщина и не боевой конь, а плоская поверхность, покрытая краской». Внутренний мир человека, считали набиды, можно выражать не только сюжетом, но и яркими цветами и их сочетанием.
И хотя через пятнадцать лет группа распалась, и каждый пошел своим путем, но гогеновская закваска, полученная тогда, так и осталась. С годами палитра Пьера Боннара становилась более насыщенной, цвета ярче, цветовые сочетания и контрасты - разнообразнее и главное - появилось сияние света, пронизывающее все его зрелые картины.
Работа давала денежный достаток, а к благополучию он привык с детства, но ему было скучно и чтобы разнообразить свою жизнь, а в будущем - избежать чиновничьей монотонности и жизнь простого клерка, Пьер стал посещать академию живописи Жюльена.
Афиши, реклама, эстампы, литографии, декоративные панно, книжные иллюстрации, сотрудничество с журналами привлекали их гораздо сильнее, чем создание живописных полотен. От того времени у него осталась приверженность к узорам на ткани и к клетке на скатерти и платьях.
Отец дал добро на занятие живописи, а сын с легким сердцем оставил карьеру юриста и занялся живописью. На первой выставке художников группы «Наби» в 1891 году, Пьер Боннар выставил четыре картины, объединенные в одно декоративное панно «Женщины в саду». Сам художник задумывал их как декоративные украшения для комнатных ширм.
Здесь, на заднем плане, можно видеть членов его семьи. Семья стала одной из тем, к которой он постоянно обращался. Четыре года спустя, Пьер Боннар вновь вернется к теме фамильного сада, который напишет в легких зеленых цветах, напоминающих импрессионистическую эстетику.
Настоящее имя девушки - Мари Бурсен, но об этом художник узнал только при бракосочетании, через тридцать два года. Ее он писал до самой смерти и всегда молодой, даже когда она состарилась. Марта внесла новые темы в творчество Пьера Боннара – купание, женский туалет, женская обнаженность.
Тема с купанием продолжает Сезанна с его купальщицами и купальщиками, только в новом ракурсе. Марту Боннар пишет в разных видах: купающейся в ванной, выходящей из ванны, вытирающейся после ванны. В этот период он все чаще изображает уют и поэзию домашней жизни.
Марта страдала боязнью открытого пространства, поэтому ее образ появляется главным образом в интерьере комнаты. Последние годы жизни с Мартой были тяжелыми, но он не жаловался. Только однажды обмолвился: «Кто поёт, не всегда счастлив».
Декоративность с ее фантазией, свободой и ирреальностью позволила художнику выработать свой индивидуальный стиль, а интимность - проявить любовь к бытовым интимным мелочам, интерьеру, приглушенным тонам, размытости красок, делавшими картины поэтичными, мягкими и по-домашнему уютными.
В этот период художник начал искать разные ракурсы и разные точки взгляда на предмет изображения, по-разному распределять освещенность и затененность, он заново открыл для себя классическую перспективу и начал сознательно выстраивать сложные композиции, позволяющие лучше высветить предмет.
Вторая мировая война принесла много горя художнику. Умерли самые близкие люди, в том числе и любимая Марта. Но после войны, уже незадолго до смерти (1947), художник словно обретает второе дыхание и последние картины Пьера Боннара буквально светятся….
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Азбука Александра Бенуа. Окончание
- «Дегенеративное искусство»: Людвиг Майднер
- Супрематический фарфор. Николай Суетин
- Аристарх Лентулов: солнечный художник
- Чжан Сяоган. Окончание
- Русское зарубежье. Окончание
- Ночной Париж Брассаи
- Леон Кософф. Окончание
- Магический реализм Мартины Хоффман
- Альфред Стиглиц: любитель - от слова любить
Любящий принимает любимую всю, со всеми ее недостатками и достоинствами, а не любящий — копается в грязном белье и находит то, что хочет: и недостатки, и некрасивость, и вредность характера и т.д.
Вот это яркий пример того, что не важно, что думает общество о Музе художника- важно его, поэта, преданность ей!
Очень интересно было следить за его динамикой — от пасмурной «Партии в крокет» к солнечным морским пейзажам и ярким садовым картинам. Хотя реклама шампанского — превосходна!!!
Этот удивительный и неповторимый мир художника!
Спасибо.
Мне интересно!