Первая земная женщина рассматривается мною в рамках библейской истории. Возможны и другие варианты, но эту историю я знаю лучше, чем все остальные, и потому разговор о первой
Библия задает вполне конкретный архетип женщины с ее очарованием, способностью совращать и быть совращенной.
Так, по мере удаления от начальной точки творения («вначале…»), появляются свет, светила, день, ночь, звезды, вода, суша, моря, растительность, птицы, животные, и, наконец, человек. И все это было хорошо. Первое «нехорошо» появилось, когда Бог увидел одиночество Адама: нехорошо человеку быть одному.
Последним актом Творения становится таким образом сотворение женщины. Только после этого Бог успокоился и почил, удовлетворенный делом рук Своих. И, как ни крути, получается, что вершиной Божественного творения является
Но в этой точке грандиозной картины сотворения мира вкралась небольшая асимметрия: если творились птицы, то в паре, если животные, то по двое - чтобы плодились и размножались. В случае же с первой женщиной все очень запутанно. В первой главе
«Бог сотворил их: мужчину и женщину, и сказал им «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Во второй главе Бог говорит: «…не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему».
Вроде как Пятницу для Робинзона. И далее следует рассказ о ребре Адама. Вот это и вызывает много вопросов, и не только у читателей, но и у раввинов: так все-таки одновременно или последовательно, для продолжения рода или чтобы избавить Адама от одиночества?
Можно толковать и так, и эдак. Ясно одно: в первом случае мужчина и женщина равноправны, во втором – нет: женщина лишь приложение к мужчине и его продолжение.
«…когда Всевышний создавал женщину, то все время повторял, что она должна быть скромна. Поэтому не сделал ее из глаз, чтобы она не смотрела, куда не нужно, из рук, чтобы не трогала, чего не нужно, из ног, чтобы не ходила, куда не следует, из языка, чтобы не говорила лишнего. А ребро всегда закрыто рукой, то есть самое скромное место в теле человека».
«Два царя не могут иметь одну и ту же корону». Всевышний согласился с ней и ответил: «Иди и уменьши сама себя».
Так с тех пор и повелось: женщина научилась себя уменьшать, чтобы освободить место для мужа и детей, чтобы дать мужу почувствовать свою важность. Рассказ о творении первой женщины формирует понимание, какими должно быть супружество и семейные отношения. На
Итак, первая женщина получила имя Ева, что значит та, кто дает жизнь. Ева - первое имя, появившееся в Библии. Адам – не имя, в переводе с иврита оно означает человек, человек вообще. Это то, что мы знаем о происхождения мужчины и женщины.
Дальше начинается ключевой эпизод – встреча Евы и змия. Он определил последующие отношения между мужчиной и женщиной. На нем остановимся подробней. Во-первых, что очень важно, заповедь есть плоды от всякого дерева, кроме плодов дерева познания зла и добра, дается Богом Адаму, а не Еве. Дается, видимо, не случайно: Всевышний допускает мысль, что Адам может вкусить запретный плод.
Адам передает эти слова Еве, но… с маленьким дополнением от себя: нельзя не только есть, но и дотрагиваться. Вот это маленькое добавление, которое вроде бы, по мысли Адама, должно было оградить от падения, сыграло с Евой, а в конечном итоге и с ним, злую шутку. Вывод – всякое посредничество в отношениях человека с Богом чревато искажением. Но почему тогда все-таки виноватой считается Ева?
Итак, Ева прогуливается по райскому саду, наслаждаясь его красотой. И тут видит, что под запретным деревом сидит змий, говорящий и с ногами. Словом, совсем как человек. И спрашивает ее, ласково так: «А правда, что Бог разрешил есть от всякого древа, кроме этого?» Ева вступает с ним в разговор.
Она начинает доказывать, что Бог прав и нельзя не только есть, но даже дотрагиваться до плодов этого дерева ("смертью тут же умрете"). Тогда змий протягивает ей яблоко и говорит: «Попробуй, прикоснись. Ничего не случится, вот увидишь». Она дотрагивается и видит: действительно, ничего страшного не произошло.
Тогда змий делает следующий шаг и говорит, что Бог не прав, Он обманул, потому что когда Адам и Ева попробуют плоды от дерева познания, у них откроются глаза и будут они как боги, знающие зло, и добро. Ева поверила - ничего же не произошло, когда она потрогала яблоко, и теперь она его ест.
«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания».
Всё. Теперь, кто в чем виноват? Адам однозначно виноват в том, что дал повод змию спровоцировать Еву словами «Нельзя трогать». Трогать можно, есть нельзя. Ева виновата в том, что вступила в контакт со змием, т.е. в болтливости и излишнем любопытстве. Ей захотелось поговорить с тем, с кем в принципе нельзя разговаривать, хотела узнать что там, за пределами дозволенного.
Змий – это воплощение Абсолютного зла в человеческом обличье, а убеждать Абсолютное зло в правоте добра, бесполезно. Его просто нужно уничтожать или, как минимум, не вступать с ним в контакт, ибо у зла одна цель - творить зло, зло – это его идеология. И перевоспитывать ядовитую змею – бесполезно, ее надо убивать.
Когда Бог, заподозрив неладное, начал вопрошать Адама, почему он спрятался от Него, тот не нашел ничего лучшего, как переложить вину на жену, которую ему дал Бог. Все вокруг виноваты: и Бог, и жена, и змий, только Адам ни в чем не виноват. Ева тоже перекладывает вину на другого - на змия.
Интересно, как наказывает Бог всех троих. Змия лишает ног (а ноги – это свобода передвижения) и вложением в язык яда; Еву – болезненной беременностью, тяжелыми родами и влечением к мужу: «он будет господствовать над тобой»; Адама – смертностью и трудами в поте лица своего. Но Бог дает и утешение: придет день, когда семя жены сотрет семя змииное, т.е. указал на приход Спасителя.
Ева не смогла противостоять змию, познание добра и зла из теоретического перешло в практическую плоскость: оно вошло внутрь человека и стало частью его опыта. Причем добро и зло перестали существовать по отдельности, они оказались смешанными. Теперь, чтобы их разделить, требуется приложить немало труда. Зло приходит всегда в блестящей упаковке.
У первой женщины была альтернатива: довериться Богу из любви к Нему: раз сказал нельзя, значит, нельзя, но она решила проверить, так ли это и доверилась змию. Да, он сказал правду, но не всю, а полуправда – та же ложь. Вкушение плодов с заповеданного Древа означало утрату прежних отношений между супругами, между мужчиной и женщиной, замену их другими, где наслаждение и желание стали главными.
Вот об этих последствиях змий и умолчал. Так первая женщина, польстившись на красоту и ласковые слова, оказалась причиной и жертвой кардинальных изменений в отношениях не только с мужем, но и со всем миром.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- «Пепельная среда» Томаса Элиота
- Лавры русского Галилея. Герасим Петрович Павский
- Букет
- Неопалимая Купина
- Дебора и Барак
- Поговорки о воде
- Чего Лия добивается слезами, Рахиль добивается радостью
- Аод и Еглон. Жертвоприношение
- Первая жена или злой дух?
- Авессалом, Авессалом
Игорь, как всегда, Ваш комментарий очень необычен и дополняет мой текст. Про пупки — действительно, многие делают акцент на том, что пупки есть, а по идее (перволюди) их быть не должно. Но и к Микеланджело пупки есть.
Второе интересное Ваше дополнение: в первом случае сотворил по образу и подобию «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Бы. 1; 26-28)
А во втором случае «Быт. 2;7: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». И далее «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2;22-25).
Разница действительно колоссальная. В первой главе подчеркивается, что Бог сотворил обоих и «они» (оба) владычествуют над рыбами морскими и птицами небесными, во второй главе уже вроде как один Адам: и имена всем нарекает, и к нему Бог приводит всех зверей, а о Еве говорится уже только как о помощнице и жене Адама. А уж про то, что по образу и подобию Он сотворил Еву — вообще речи нет. Даже о сотворении Адама как-то так все просто: «создал из праха земного и вдунул дыхание жизни». Нет, первая глава мне больше нравится.
Но, действительно, получается вечный вопрос. Помню, когда я еще только-только начинала читать Библию и стала ходить в воскресную школу, то первым моим вопросом как раз был вопрос о сотворении мужчины и женщины. Но женщина-преподаватель как-то так засмущалась и толком ничего не ответила, сказав, что вторая глава расшифровывает первую. Я ей не поверила, но мучить не стала. Но этот вопрос так и застрял у меня в голове. Ни от кого ничего вразумительного на этот счет так за двадцать лет и не услышала. Наверное, потому что ответить на него однозначно невозможно. Можно домысливать, строить мифологии, писать разные толкования, но однозначного ответа не будет. Всегда останется недосказанность и недоказуемость. Это вопрос веры, чем научного обоснования. В Библии вообще много таких «лакун», допускающих простор для достраивания тех или иных сюжетов. М.б. как раз это и хорошо.
А со зеем — да, ловушка сработала!!! (Только кто эту ловушку сотворил?). «процесс пошел…». И строчки Омара Хайама очень точно передают весь драматизм и неоднозначность ситуации с человеком. Спасибо. Было, как всегда, интересно с Вами вместе порассуждать на вечные темы.
Здравствуйте, Тина.
Вечные темы — вечные поиски смыслов. Действительно, вначале сотворена была парочка «по Образу и Подобию» ( Бт. 1.26-28) и даже Благословение получила…
Что с ними далее сталось — вопрос. Домыслы раввинов.
Затем последовало творение Адама. Из праха земного.
Прям «Silicon Walley»!
Но не упоминается, что и сей «по образу и подобию»(!!!)…
\ Тогда по чьему же?\
…просто был создан. Слеплен и одушевлен. Усыплен. Раздвоен. Распылен во множество потомков…спящих и снящихся друг другу.
И по сей день.
«Ева — первая земляная женщина» — это верно. Плоть от плоти.
Живописцы, в меру сил и таланта, раскрывали тему так и этак.
Но зияющий Пуп посреди телес (!??) — многажды замечен и выставлен в строку.
Перволюди? — выходит, что нет…
Микеланджело безупречен. Ни единой анатомической ошибки.
Критический момент: вкушение плода. Но изгнание ещё не произошло и «ризы кожаные» ещё не вручены…Однако, ловушка сработала. Процесс пошел. Корень мировой Истории — соблазн?
Кто виноват? — вечный нелепый вопрос. Кому и Что делать? — тоже из вечности…
И в завершение темы:
Ты наше сердце в грязный ком вложил.
Ты в рай змею коварную впустил.
И человеку — Ты же обвинитель?
Скорей проси, чтоб он Тебя простил!
( О.Х. пер. Ив. Т — ого)
О, Лилит — это вообще история запредельная. Когда села писать о женщинах Ветхого Завета, то первой на ум пришла Лилит. Собрала материал, но что-то меня остановило. После Евы обязательно напишу про Лилит. Думаю, что в первой главе «Бытия» говорится как раз о ней, а во второй главе — уже о Еве. Еву знают все, а Лилит только такие изощренные в искусстве и литературе, как Вы. Не думала, что Вы попадете в самую точку — первая женщина, Лилит, но женщина очень загадочная. Ее воспевали многие поэты, писатели и художники. Но дело в том, что Лилит — не совсем человек.
«В шумеро-аккадской мифологии Лилит — ночная демоница вавилонского пантеона. Древние в Месопотамии считали, что Лилит по ночам выпивала кровь у детей, а также соблазняла и истязала спящих мужчин. В семитской мифологии и иудаизме Лилит являлась первой женой Адама. Упоминается в Свитках Мёртвого моря, Алфавите Бен-Сира, Книге Зоар», но куда она потом делась? Библия об этом умалчивает, как и вообще об этом странном существе. Она упоминается в иудейской мифологии. А Ева — вполне земная, обычная, как и все женщины. Она, так сказать, своя, а Лилит — чужая, небесная, к земным существам имеющая мало отношения. Поэтому Цветаева и сравнила себя с Лилит. Она тоже в какой-то мере была из породы Лилит. Обязательно напишу об этой дьяволице, только уже в следующем месяце. Еще одна цитата:
«Лилит — часто в форме множ. числа не только жен., но и муж. рода; народная этимология связывает с евр. «ночь», злой дух, обычно женского пола, в иудейской демонологии. В Библии упоминается однажды (Ис. 34, 14; )».
А как же Лилит? Она была первой, и непокорной, и ушла от Адама, потом только появилась покорная Ева.
У нас имя Лилит очень частое, много маленьких Лило, Лилу, Лилушек, то- ли по незнанию, то-ли в силу упрямства наших женщин, имя это ещё не перевелось