Православная и католическая икона. Окончание

icona32

Католическая икона "Остробрамская" ("Островоротная") - слева и православная икона "Умиление" - справа

( Начало 1, 2) Христианская история иконографии складывалась так, что православная и католическая иконы иногда менялись местами: икона, имеющая православные корни, приобретала католические черты, попадая в богослужебное католическое пространство, а католическая икона становилась православной, если она попадала в пространство православия.

Ярким примером такой трансформации является икона «Остробрамская", она же - «Островоротная». Сегодня икона находится в католическом храме г. Вильнюса, но, как говорит сказание, привезена она была из Византии и до появления в этом храме называлась Корсунская Благовещенская.

Образ Богородицы - это сохранившийся фрагмент старинной византийской иконы, на котором Дева Мария смиренно принимает Благую весть о зачатии Спасителя от Духа Свята. Давайте посмотрим на  католический список  иконы и православный. Православный называется «Умиление Серафимо-Дивеевская» или "Радуйся Невесто Неневестная".

icona33

Икона "Умиление"

Икона "Умиление" в православии глубоко почитаемый образ. Перед ней молился Серафим Саровский, перед ней же он скончался. Но этот образ не относится к традиционному богородичному типу «Елеуса" («Умиление»), скорее - к акафистному типу. «Умиление» - это список с  "Остробрамской" иконы, которая в результате  многочисленных реставраций и списков с нее  приобрела много католических элементов.

Однако по-прежнему видно, что  основа той и другой иконы – православная. В католическом списке бросается в глаза неправославный жест скрещенных рук: левая лежит поверх правой, как и накладывание креста в католичестве происходит слева направо. В православии руки складываются по-другому - правая ложится поверх левой.

Обратим внимание также на лик обеих икон: в католическом списке глаза выпученные (на верхнем рисунке), как бы удивленные; в православном – они смиренно прикрыты и весь лик полон вдохновенного смирения. Одеяние Богородицы в католическом списке, как вообще в католической монашеской традиции: поверх белого плата, накидывается черная мантия.

icona31

Икона "Остробрамская"

В православном варианте в одежде Богородицы присутствуют традиционные красно-синие цвета, где красный - цвет  материнской жертвенности Богородицы,  а синий  - цвет Ее Приснодевства.  Нимбы отличаются немногим, но в православном списке нимб более выпуклый и более яркий, лучи исходят от головы Богородицы как от яркого теплого солнца.

В католической присутствует на голове корона, чего в православии не увидишь, а во-вторых, католический нимб традиционной формы в виде круга с острыми колючими лучами больше напоминающими терновый венец Иисуса. Существуют и другие православные и католические иконы, почитаемые и в католичестве, и в православии, например, икона "Прибавление ума". В католичестве она известна как Мадонна Лорето.

Однако, в настоящее время католические и православные традиции иконописи настолько разошлись, что вряд ли кто-то может спутать православную и католическую икону, зная особенности той и другой.

icona34

Икона "Прибавление ума"

 

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Вопросы веры and tagged богословие, икона, православное богослужение. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *