( Начало
Ярким примером такой трансформации является икона «Остробрамская", она же - «Островоротная». Сегодня икона находится в католическом храме г. Вильнюса, но, как говорит сказание, привезена она была из Византии и до появления в этом храме называлась Корсунская Благовещенская.
Образ Богородицы - это сохранившийся фрагмент старинной византийской иконы, на котором Дева Мария смиренно принимает Благую весть о зачатии Спасителя от Духа Свята. Давайте посмотрим на католический список иконы и православный. Православный называется «Умиление Серафимо-Дивеевская» или "Радуйся Невесто Неневестная".
Икона "Умиление" в православии глубоко почитаемый образ. Перед ней молился Серафим Саровский, перед ней же он скончался. Но этот образ не относится к традиционному богородичному типу «Елеуса" («Умиление»), скорее - к акафистному типу. «Умиление» - это список с "Остробрамской" иконы, которая в результате многочисленных реставраций и списков с нее приобрела много католических элементов.
Однако по-прежнему видно, что основа той и другой иконы – православная. В католическом списке бросается в глаза неправославный жест скрещенных рук: левая лежит поверх правой, как и накладывание креста в католичестве происходит слева направо. В православии руки складываются по-другому - правая ложится поверх левой.
Обратим внимание также на лик обеих икон: в католическом списке глаза выпученные (на верхнем рисунке), как бы удивленные; в православном – они смиренно прикрыты и весь лик полон вдохновенного смирения. Одеяние Богородицы в католическом списке, как вообще в католической монашеской традиции: поверх белого плата, накидывается черная мантия.
В православном варианте в одежде Богородицы присутствуют традиционные
В католической присутствует на голове корона, чего в православии не увидишь, а во-вторых, католический нимб традиционной формы в виде круга с острыми колючими лучами больше напоминающими терновый венец Иисуса. Существуют и другие православные и католические иконы, почитаемые и в католичестве, и в православии, например, икона "Прибавление ума". В католичестве она известна как
Однако, в настоящее время католические и православные традиции иконописи настолько разошлись, что вряд ли кто-то может спутать
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Новое богословие. Фон Бальтазар
- Павел и Петр – апостолы Первоверховные
- Самарянка. Путь к Богу
- Симона Вейль: Церковь Голгофы. Окончание
- Григорий Палама - мистик и великий святой
- Иконостас. Размышления мирянина.
- Дорога к храму. Париж-13
- Евхаристия, часть 1
- Икона Благовещения
- Страстной четверг. Тайная вечеря.