Но мне всегда было непонятно, почему люди с таким упорством, несмотря на церковные прещения и запреты,
приходят на кладбище не только в Радуницу, но и в Пасху, и в
В дни, когда радость о Воскресшем Господе переполняет христианина. И вот спроси любого, почему пришли, не ответят. Потому что обычаи поминовения усопших в предпасхальный и пасхальный периоды живут не на уровне мысли и объяснений, а на генном уровне. И чаще всего услышим в ответ: «Так положено».
И это действительно так. Правда, есть событие в христианстве, которое во многом объясняет, почему пасхальные дни наполнены поминальными мотивами: Христос Воскрес из мертвых и прежде всего спустился в ад, чтобы вывести оттуда умерших праведников. Икона Воскресения Христова – рассказ о том, как Господь выводит из преисподней Адама и Еву. Только потом живые узнают о Воскресении Спасителя.
Поэтому не случайно последователи Иисуса Христа в подражание Спасителю прежде всего идут в эти дни на кладбище пообщаться со своими предками, встретиться с ними, поговорить, порадоваться вместе наступившему Воскресению. Они верят, что в Пасху открываются врата рая и ада, мертвые выходят праздновать Великий День вместе с живыми.
Понятно, почему и в Радуницу люди идут на кладбище: живые провожают мертвых в свои дома. Отсюда другое название Радуницы – Проводы, проводы мертвых к местам их погребения. В течение недели они были вместе с живыми, в их домах и в их мыслях.
Но встреча живых и мертвых случилась раньше - в Пасхальную ночь. Не зная начала, конца не понять. Церковь не смогла побороть народные обычаи поминовения усопших в предпасхальные и пасхальные недели, потому что они имеют корни не только в язычестве, но и в христианстве тоже. Церковь не поминает усопших в Пасхальную седмицу, а народ поминает.
Кресты печальные повсюду
Хранят святую тишину,
Несут задумчивые люди
В лукошках тёплую весну.Кладут конфеты с куличами,
И водку ставят на столы,
И тех, кто умерли, встречают,
Чиня судьбины из золы.И льются, льются разговоры,
Воспоминаний льётся мёд.
Вмещают кладбища просторы
Тех, кто по зову не придёт.Вмещают тех, кому молитва
Важнее всякой суеты.
Стоят не умершие лица,
Держа печальные кресты.
(Александр Конопля)
Так же, как народная Масленица стала церковной сырной неделей, так народная Радуница, после Пасхи девятый день, стала первым церковным поминальным днем. Хотя в течение всего церковного года родительский день приходится на субботу, день покоя и тишины. Радуница – исключение, уступка народным обычаям.
Пусть уступка только наполовину, согласие только с проводами мертвецов, но с уставным Пасхальным богослужением в радость для усопших и живых, которые помнят и любят. Бог не Бог мертвых, но Бог живых. У Него все живы.
Когда я, воспитанная в атеистических традициях, впервые попала на кладбище в этот день, была поражена обилием здесь народа. Кто-то даже сказал: «Сегодня на кладбище больше, чем жителей города».
И это было недалеко от истины: если сложить вместе живых и мертвых, собравшихся в этот день вместе, а именно это единство и олицетворяет поминание усопших на Радуницу, то, несомненно, больше. Не зря Аман Тулеев в Кузбассе делает этот день выходным.
Многие ради праздника берут отгулы и административные дни, автобусы, идущие на кладбища, переполнены, уехать невозможно, пробки и вереницы машин, растянувшиеся на километры вдоль дорог. Перед кладбищем – цветы, венки, рассада: покупают и продают.
Люди несут ведра, кустарники, лопаты и грабли, куличи, крашеные яйца, конфеты и печенья. У ворот нищие и бомжи с переполненными от подаяний сумками, на могилах уборка и вода льется из всех кранов.
Воцерковленные читают литию, ставят свечки и кропят святой водичкой могилки. Не говорю уже об уборке, чистке и огромных кучах мусора после Радуницы. Особенный день. Я его очень люблю, потому что чувствую себя частичкой огромной любви живых к усопшим.
В храмах толчея и гул, кануны светятся от обилия поминальных свечей, полные поминальные столы не вмещают блинов, конфет, хлебов и фруктов. Именно этот день для церковнослужителей считается окончанием Пасхальной седмицы. Единение живых и мертвых поразительно и наглядно. И физически ощущаешь: «Смерти нет!»
Чую радуницу божью —
Не напрасно я живу,
Поклоняюсь придорожью,
Припадаю на траву.Между сосен, между ёлок,
Меж берёз кудрявых бус,
Под венком, в кольце иголок,
Мне мерещится Исус.Он зовёт меня в дубровы,
Как во царствие небес,
И горит в парче лиловой
Облаками крытый лес.Голубиный пух от бога,
Словно огненный язык,
Завладел моей дорогой,
Заглушил мой слабый крик.Льётся пламя в бездну зренья,
В сердце радость детских снов,
Я поверил от рожденья
В Богородицын покров.
(Сергей Есенин)
Но немножко истории. Известно, что поминальные недели характерны только для славянской культуры. В Центральной и Западной Европе день Всех усопших установлен католической церковью осенью – второго ноября, чем раз и навсегда решила вопрос поминовения усопших в строго определенный день.
У народов восточной Европы поминовение приходится в основном на весну, хотя оно не исключается и в другое время года. Но предпасхальное и Пасхальное время занимает в этом ряду особое место, хотя бы потому, что оно длится в общей сложности почти два месяца: весь период от страстного четверга до Троицы, когда случается последняя в весенне-летнем периоде поминальная Троицына суббота.
Но у разных народов это происходит по-разному.
(Продолжение
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Пасхальные яйца Фаберже
- Радуница. Пасха мертвых. Часть 2
- Воскрешение Лазаря
- Воскресение Христово. Иконография
- Новый сезон
- Летопись обращения. Окончание
- Триодь Постная. Постимся постом приятным...
- Летопись обращения. Часть 4
- Осеннее поминовение усопших
- Русалии. Встреча
Спасибо!
Александр, стихи замечательные! Я вообще размещаю только то, что мне нравится! «ОМИЛИЯ» — а адрес не могли бы дать? М.б. и другим это будет интересно, а не только мне.
Здравствуйте, дорогая Алевтина!
Увидел на Вашем блоге статью «Радуница. Со святыми упокой…Часть 1», в которой было и моё стихотворение «Радоница», приятно удивился.
Алевтина, скажите, пожалуйста, Вам оно понравилось?
С уважением и благодарностью, Александр Конопля
Читайте мои стихотворения на сайте Клуб православных литераторов «ОМИЛИЯ»