Симона Вейль (1909 г.р.) в России почти неизвестна, в то время как во Франции, на ее Родине, издаются тома исследований о ее жизни, творчестве и сочинения, занимающие не одну книжную полку в магазинах. Ее именем называются улицы, школы, лицеи, а когда французов спрашивают, знают ли они Симону Вейль, отвечают: «А, это святая, что похожа на Жанну Д’Арк?»
Именно так: святая. Такое прозвище она получила еще в детстве, и позднее многие ее так и называли «Святая Симона», правда, с разной интонацией - в зависимости от отношения к ее жизни, высказываниям, позиции, образу жизни. А отношение – очень разное – от резкого неприятия, до почитания ее святости.
Начинаю историю сложной, трагической судьбы этой девушки, прожившей всего тридцать четыре года (1943+) , в которые уложилась учеба, преподавание философии, работа подсобной рабочей на заводе, обращение к Богу, участие в Испанской войне с фашистами и во Французском сопротивлении, и т.д. - с афоризмов, а далее буду знакомить с ее богословием и философией, с письмами и стихам, со всем, что интересно мне и, надеюсь, будет интересно и моим читателям.
Опиум народа — не религия, а революция. *** После гибели идеи остаются трупы *** Все грехи — это попытки заполнить пустоту *** Под «жизненно важными экономическими интересами» государство имеет в виду не то, что необходимо для жизни граждан, а то, что необходимо для ведения войны ***
Уничтожение прошлого, возможно, худшее из всех преступлений *** Умный мужчина, который гордится своим интеллектом, похож на осужденного, который гордится своей большой тюремной камерой *** Красота обольщает плоть, дабы ей было позволено проникать в душу. *** Дистанция — душа красоты *** Чистая дружба есть образ той изначальной и совершенной дружбы, которая соединяет Троицу, которая есть существенное свойство Самого Бога. Невозможно, чтобы два человеческих существа «стали едино» (Ин 17, 11), и при этом тщательно соблюдали дистанцию, которая их разделяет, если Бог не присутствует в каждом из них. Две параллельные прямые смогут встретиться только в бесконечности *** Если в человеке и есть что-то по-настоящему хорошее, то разве что нечто такое, о чем он и сам не знает *** Наша реальная жизнь больше, чем на три четверти состоит из воображения и фантазий *** Два любящих, два друга имеют два желания. Одно из них – любить друг друга настолько, чтобы, проникая один в другого, они составляли одно-единое существо. Второе – любить друг друга настолько, чтобы если между ними было даже расстояние в половину земного шара, их союз не понес никакого ущерба.
Все, чего человек тщетно желает в этом мире, в Боге – реально и совершенно. Все эти невозможные желания живут в нас, напоминая о нашем предназначении. Они становятся благом для нас тогда, когда мы более не надеемся их исполнить ***
Надо полагать, что никакая доброта не может идти дальше, чем справедливость, – иначе мы рискуем ввести ложное понимание доброты. Но мы должны быть благодарны справедливому человеку за то, что он справедлив, поскольку справедливость есть вещь до такой степени прекрасная, – так же, как мы благодарим Бога за Его великую славу. Любая другая благодарность будет рабской и даже животной *** Неудивительно, если человек, у которого есть хлеб, отделит от него кусок голодному. Вот что будет удивительно: если он будет способен сделать это иным жестом, нежели как покупают вещь. Милостыня, если она творится не сверхъестественным образом, похожа на операцию купли. Она покупает бедняка *** Чтобы иметь возможность (как этому и следует быть) присутствия повсюду, религия не только не имеет права быть тоталитарной, но должна строго ограничить себя уровнем сверхъестественной любви, который один только ей приличествует. Если бы она сделала это, она проникла бы повсюду. Библия говорит: «Премудрость проникает повсюду по причине своей совершенной чистоты» (Прем 7, 24)» *** Бог создал мир, а Его Сын, наш первородный Брат, сотворил его как красоту для нас. Красота мира – это ласковая улыбка Христа, которой Он улыбается нам сквозь материю. Любовь к этой красоте исходит от Бога, сошедшего в нашу душу, и направлена к Богу, присутствующему в мироздании. Здесь перед нами нечто подобное таинству *** Великая скорбь человеческой жизни заключена в том, что смотреть и есть – это два различных действия. Только по другую сторону неба, в стране, где обитает Бог, – только там они являют собой одну и ту же операцию. Уже маленькие дети испытывают эту скорбь, когда долго смотрят на гостинец, и почти с сожалением берут его, чтобы съесть, но всё же не могут удержаться. Возможно, что пороки, извращения и преступления почти всегда – или даже всегда – по сути, представляют собой попытки «съесть» прекрасное, съесть то, на что можно только смотреть ***
Желание любить, в лице человеческого существа, красоту мира, в сущности, есть желание Боговоплощения. Только по ошибке оно может считать себя чем-то другим. Только Боговоплощение способно его удовлетворить. И, конечно, напрасно порой винят мистиков за использование любовного языка. Именно они – его законные собственники. Остальным дано право лишь брать его взаймы *** Большой загадкой человеческой жизни является не страдание, а именно несчастье. Неудивительно, что неповинных людей убивают, пытают, прогоняют с родных мест, доводят до нищеты и рабства, заключают в лагерные бараки и тюремные боксы, – ибо на свете есть достаточно злодеев, чтобы делать такие дела. Также неудивительно, когда болезнь приносит долгие страдания, которые парализуют жизнь человека и обращают ее в подобие смерти, ибо природа подчинена слепой игре механической необходимости. Но то удивительно, что Бог дал несчастью власть захватывать сами души неповинных людей и деспотически распоряжаться ими как рабами *** Бог сотворил мир любовью, ради любви. Бог не сотворил ничего иного, как саму любовь и средства для любви. Бог сотворил все формы любви. Он сотворил существа, способные любить на любом расстоянии. Сам Он дошел (ибо никому из людей это было не под силу) до максимального расстояния, до расстояния бесконечного. Это бесконечное расстояние между Богом и Богом, крайний разрыв, боль, к которой никто другой не смеет и приблизиться, чудо любви – Распятие. Ибо никто не может быть более удален от Бога, чем тот, кто «стал проклятием» (Гал 3, 13)
Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
Да, Вы правы и правильно ее прочитали: она всякое знание не ставила ни во что, считая его просто воображением, которое подменяет жизнь. Она почитала только свой личный опыт, потому всю жизнь экспериментировала со своей личной жизнью, обретая тот опыт, который помогал ей понять христианство и аскетов, святых и подвижников. Меньше всего думая о святости, она стала святой Симоной, своей жизнью доказав мистику Креста как предельную форму послушания Богу: добровольность смерти. Она жила именно так и молилась так, как мало кто может даже произнести ее слова, не то что желать их исполнения:
«Отче, Ты, который есть Добро, и я, недостойная, изыми у меня это тело и эту душу и сделай из них что-нибудь, что будет принадлежать Тебе, и пусть в вечности от меня останется только это изъятие или ничто». А в более привычной нам молитве «Отче наш», когда она произносила слова «Да приидет Царствие Твое», она имела в виду приход Его царства в прямом смысле слова: когда исчезнет все земное, т.е. наступит земная смерть и только тогда она сможет увидеть Его Царство.
Я так никогда даже не думала и это лично для меня — шок. Никогда даже не приближусь к силе ее веры, хотя она не была, в отличие от меня, крещеной, а только стояла у порога Церкви.
В ее высказываниях открываешь новые оттенки бытия, понятий и представлений человека. О каждом высказывании можно много философствовать, и все равно ни к чему не прийти. Чтобы не увлекаться умничанием, обращаю внимание на это: «Умный мужчина, который гордится своим интеллектом, похож на осужденного, который гордится своей большой тюремной камерой». Ну, мужчина это, женщина или еще кто-то — неважно, неважно также умное оно или нет. Наверно, просто в тот момент Симона имела в виду конкретного мужчину:) A вообще, я бы сказал так: Каждый философствующий, который гордится своим интеллектом, похож на осужденного, который гордится своей большой тюремной камерой. Поэтому — не будем слишком увлекаться своими фантазиями (философиями) !
Да, Вы правы и правильно ее прочитали: она всякое знание не ставила ни во что, считая его просто воображением, которое подменяет жизнь. Она почитала только свой личный опыт, потому всю жизнь экспериментировала со своей личной жизнью, обретая тот опыт, который помогал ей понять христианство и аскетов, святых и подвижников. Меньше всего думая о святости, она стала святой Симоной, своей жизнью доказав мистику Креста как предельную форму послушания Богу: добровольность смерти. Она жила именно так и молилась так, как мало кто может даже произнести ее слова, не то что желать их исполнения:
«Отче, Ты, который есть Добро, и я, недостойная, изыми у меня это тело и эту душу и сделай из них что-нибудь, что будет принадлежать Тебе, и пусть в вечности от меня останется только это изъятие или ничто». А в более привычной нам молитве «Отче наш», когда она произносила слова «Да приидет Царствие Твое», она имела в виду приход Его царства в прямом смысле слова: когда исчезнет все земное, т.е. наступит земная смерть и только тогда она сможет увидеть Его Царство.
Я так никогда даже не думала и это лично для меня — шок. Никогда даже не приближусь к силе ее веры, хотя она не была, в отличие от меня, крещеной, а только стояла у порога Церкви.
В ее высказываниях открываешь новые оттенки бытия, понятий и представлений человека. О каждом высказывании можно много философствовать, и все равно ни к чему не прийти. Чтобы не увлекаться умничанием, обращаю внимание на это: «Умный мужчина, который гордится своим интеллектом, похож на осужденного, который гордится своей большой тюремной камерой». Ну, мужчина это, женщина или еще кто-то — неважно, неважно также умное оно или нет. Наверно, просто в тот момент Симона имела в виду конкретного мужчину:) A вообще, я бы сказал так: Каждый философствующий, который гордится своим интеллектом, похож на осужденного, который гордится своей большой тюремной камерой. Поэтому — не будем слишком увлекаться своими фантазиями (философиями) !