Современная китайская живопись гораздо более востребована, чем русская и встроена в современный рынок искусства тоже значительно сильнее. Она имеет не только своих пользующихся огромным спросом современных художников, но и богатых коллекционеров и спонсоров, как у себя в стране, так и за ее пределами.
В Китае много аукционных домов и крупных галерей, созданных с помощью американцев и европейцев, вложивших огромные инвестиции в китайскую культуру. Особенно примечательно в этом буме то, что список востребованного возглавляют скульптуры и инсталляции, только потом идут картины.
Я уже рассказывала о нескольких китайских художниках, пользующихся большим авторитетом, а их картины – огромным спросом, как в Китае, так в Америке и Европе.
Художнику в прошлом году исполнилось пятьдесят лет, а начал он выставляться уже в двадцать, став в 1984 году участником групповой выставки молодых китайских художников-авангардистов в Пекинской Национальной галерее под названием «Китай / Avant Garde» или «Китайский авангард».
С тех пор он - одна из самых значимых фигур в китайской современной живописи, являющийся лидером направления – «циничного реализма», возникшего после 1989 года как реакция на разгон студенческой демонстрации на площади Тяньаньмэнь. Художник редко дает названия своим картинам, присваивая им какой-нибудь номер или обозначая цифрой. Часто просто указывает год и месяц создания.
Картины Фан Лицзюня можно узнать по лысым головам, появившимися в начале девяностых. Они похожи на безмозглых, безвольных и бессмысленных гуманоидов, наощупь пытающихся отыскать что-то значимое для себя в жизни. Собранные вместе в большом количестве они представляют собой страшную и безликую массу, которой легко управлять.
Мир Фана – это мир глубоко разочаровавшихся в жизни молодых людей, находящихся в каком-то ступоре: зевающих, скучающих, воющих, агрессивно кому-то угрожающих, потерянных и ошарашенных современностью. В них тоска и безысходность.
Есть у художника серия картин, в которых агрессия молодых людей доведена до предела: они орут, угрожают, ненавидят и готовы все смести на своем пути. Так выражается их протест и бессильная злоба.
Многие картины Фан Лицзюня на первый взгляд кажутся сказочными мирами - с бабочками, птицами, цветами, летучими мышами, феями и странными головами. Но это только на первый взгляд. В его вымышленном мире далеко не все так прекрасно и сказочно, скорее - все зашифровано и символично.
Лысая голова в китайской традиции – признак глупости и безмозглости, мышь – символ смерти, бабочки и насекомые – то, что жалит человека, его беды и невзгоды, сопровождающие всю его жизнь. Но лысых молодых людей можно принять и за буддийских монахов, бросающих вызов обществу и консерватизму, ищущих точку опоры не во внешней среде, а внутри себя. Это мужчины-воины.
Часто в картинах Фана можно видеть детей. Вот плачущий новорожденный ребенок (2007), выброшенный в море, одиноко плывущий в безбрежном океане жизни. Вокруг него летают насекомые. Это то, что ждет младенца, да и любого появившегося на свет человека. Он должен научиться плавать сам и жить с тем, что его ждет, и в том мире, какой ему достался.
Вот другая картина (2006). В ней мы видим циничный взгляд на мир: те же лысые и безликие головы, одетые в красочную школьную форму, улетающие, захваченные вихрем облаков в туннель, как в воронку, помимо своей воли. Картина напоминает храмовую роспись церковного потолка, где вместо херувимов оболваненные пионеры, а «святость» идеологии представлена с циничной смелостью.
Фан Лицзюнь, создавая свои монументальные полотна, старается переписать историю Китая от имени частного лица, противопоставив ее официальной версии. Частное лицо непосредственно соприкасается с историческими событиями, переживает и чувствует их на собственной жизни.
Собрать эти переживания в единое целое - сверхзадача художника. В результате он получает совсем другую историю, где все выглядит совсем не так, как в официальной пропаганде. Фан Лицзюнь корректирует историю "должностных лиц", сохраняя ее живой с помощью чувств и повседневных переживаний людей.
Еще один символ, постоянно присутствующий в картинах художника – это вода. Часто человек тонет или уже утонул. Чувство тонущего человека Фан знает из собственного опыта: в детстве он чуть не утонул, его еле спасли. Но в его работах вода приобретает иносказательный смысл – это стихия жизни, которой всегда противостоит человек-одиночка и не всегда он выживает. Мотив противостояния – системе, толпе, потоку жизни - в творчестве художника – один из самых важных.
В последние годы наравне с агрессивными или безликими гуманоидами можно видеть и проблески жизни. Например, мне очень нравится картины «Сезон дождей», и "Небоскребы в тумане" (мое название), "Весна".
Фан Лицзюнь родился в 1963 году в провинции Хэбэй. Окончил в 1983 г. колледж легкой промышленности, где изучал керамику. В последние годы он снова обратился к истокам своего первого образования, изготавливая замечательные керамические скульптуры, при этом создав свою технологию изготовления керамики.
После колледжа поступил в Пекинский институт изящных искусств . Здесь изучал искусство печати. Это сформировало у него интерес к гравюрам и их печати по старинным образцам. Хотя обучался художник в стиле соцреализма, но в своих работах использует много других техник: народное искусство и традиционную китайскую живопись, поп-культуру и сюрреализм.
Фан Лицзюнь - профессор колледжа и педагогического университета искусств в провинции Хэбэй. Постоянно живет и работает в Пекине. Выставляется по всему миру и является одним из самых дорогих китайских художников.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Василий Кандинский
- Бэкон-2
- Михаил Ларионов
- Необыкновеное чудо по имени Хундертвассер. Окончание
- Скандальный Дэвид Гамильтон
- Михаил Врубель. Поиски стиля
- Сезанн. Мост над бездной. Часть 1
- Михаил Ларионов: окончание
- Эдвард Лир. Окончание
- Мунк. Ч.2. Поэма жизни.
Ирина, большое спасибо Вам за теплые слова в адрес блога и в мой адрес! Рада, что китайская живопись тронула и Вас тоже. Надеюсь, что Вы не последний раз у меня в блоге и не в последний раз читаю Ваши добрые комментарии.
Для меня творчество этого художника оказалось открытием… Я благодарна Интернету за встречу с Тиной Гай и её блогом. Благослови Вас Господь, Тина, Вы действительно Просветитель, от слова Свет.
Виктор, приветствую Вас! Спасибо, что зашли и прокомментировали довольно сложного художника. Конечно, китаец — не русский, разное все: ментальность, символизм, внешность. Но похожа, на мой взгляд, внутренняя политика политических деятелей. И недавний Гонконг — тому подтверждение. У них — Гонконг, у нас — Болотная. Почему же Вы перестали присылать мне сообщения о Ваших новых постах?
Это реакция художника на политическую ситуацию в Китае, и в частности на Тяньаньмэнь. Видимо, в те годы эта реакция была типичной. В последние годы в его картинах явно наметился оптимизм: «Сезон дождей», или «Небоскребы в тумане» (мое название), «Весна» и другие. К сожалению, у меня мало места для всего творчества художника в его динамике, но за тридцать лет его настроение явно меняется. В первые годы — «Культурная революция», Мао, Тяньаньмэнь. В последние — реформы Дэн Сяопина, медленно изменение ситуации вносят другие настроения.
«Лысая голова в китайской традиции – признак глупости и безмозглости, Но лысых молодых людей можно принять и за буддийских монахов, бросающих вызов обществу и консерватизму, ищущих точку опоры не во внешней среде, а внутри себя. Это мужчины-воины».
Вот и понятия совершенно чужого народа. Появился бы я там, за кого приняли бы: безмозглого, буддиста или воина?
Зато бороды у них худые, а нас вся сила в бороде.
Но вот то, что и искусство китайское котируется выше российского — это ещё один минус России, хотя что там китайцы. Их картины тоже не поймёшь без «перевода»
Да, от этого видео ряда не приходится говорить о душевном спокойствии.
Почему одни дебилы!!?? или очень расбалансированные типы и идеи?!