Современная китайская живопись. Фан Лицзюнь

fan_liczun1Современная китайская живопись и вообще китайское искусство сегодня очень популярно. В мире происходит настоящий бум интереса к китайскому искусству.  В последние десятилетия оно так же вошло в моду, как модно не смотреть телевизор, или бороться за чистоту окружающей среды, или иметь свою страничку в соцсетях.

Современная китайская живопись  гораздо более востребована, чем русская и встроена в современный  рынок искусства тоже значительно  сильнее. Она имеет не только  своих пользующихся огромным спросом современных художников, но и богатых коллекционеров и спонсоров, как у себя в стране, так и за ее пределами.

В Китае много аукционных домов и крупных галерей, созданных с помощью американцев и европейцев, вложивших огромные инвестиции в китайскую культуру. Особенно примечательно в этом буме то, что  список востребованного возглавляют скульптуры и инсталляции,  только потом идут картины.

Я уже рассказывала о нескольких китайских художниках, пользующихся большим авторитетом, а их картины – огромным спросом,  как в Китае, так в Америке и Европе.  Хэ Ци, Лю Сяодун, Се Чую. Сегодня продолжаю знакомство с современной китайской живописью - это художник и скульптор Фан Лицзюнь.

fan_liczun2

Фан Лицзюнь. 1999.6.1, 1999

Художнику в прошлом году исполнилось пятьдесят лет, а начал он выставляться уже в двадцать, став  в  1984 году участником групповой выставки молодых китайских художников-авангардистов  в Пекинской Национальной галерее под названием  «Китай / Avant Garde» или  «Китайский авангард».

С тех пор  он - одна из самых значимых фигур в китайской современной живописи, являющийся лидером направления – «циничного реализма»,  возникшего после 1989 года как реакция на разгон студенческой демонстрации на площади Тяньаньмэнь. Художник  редко дает названия своим картинам, присваивая им какой-нибудь номер или обозначая цифрой. Часто просто указывает  год и месяц создания.

Картины Фан Лицзюня можно узнать по лысым головам, появившимися в начале девяностых. Они похожи на безмозглых, безвольных и бессмысленных гуманоидов, наощупь пытающихся отыскать что-то значимое для себя в жизни. Собранные вместе в большом количестве они представляют собой страшную и безликую массу, которой легко управлять.

fan_liczun8

Мир Фана – это мир глубоко разочаровавшихся в жизни молодых людей, находящихся в каком-то ступоре: зевающих, скучающих, воющих, агрессивно кому-то угрожающих, потерянных и ошарашенных современностью. В них тоска и безысходность.

Есть у художника  серия картин, в которых агрессия молодых людей доведена до предела: они орут, угрожают, ненавидят и готовы все смести на своем пути. Так выражается их протест и бессильная злоба.

Многие картины Фан Лицзюня на первый взгляд кажутся сказочными мирами - с бабочками, птицами, цветами, летучими мышами, феями и странными головами.  Но это только на первый взгляд.  В его вымышленном мире  далеко не все так прекрасно и сказочно, скорее - все зашифровано и символично.

Лысая голова в китайской традиции – признак глупости и безмозглости, мышь – символ смерти, бабочки и насекомые – то, что жалит человека, его беды и невзгоды, сопровождающие всю его жизнь. Но лысых молодых людей можно принять и за буддийских монахов, бросающих вызов обществу и консерватизму,  ищущих точку опоры не во внешней среде, а внутри себя. Это мужчины-воины.

fan_liczun4

Фан Лицзюнь. Без названия, 2007

Часто в картинах Фана можно  видеть детей.  Вот плачущий новорожденный ребенок (2007), выброшенный в море, одиноко плывущий в безбрежном океане  жизни. Вокруг него летают насекомые. Это то, что ждет младенца, да и любого появившегося на свет человека. Он  должен научиться плавать сам и жить с тем, что его ждет, и в том мире, какой ему достался.

Вот другая картина (2006). В ней мы видим циничный взгляд на мир:  те же  лысые и безликие головы, одетые в красочную школьную форму, улетающие, захваченные вихрем облаков в туннель, как в воронку, помимо своей воли. Картина напоминает  храмовую роспись церковного потолка, где вместо херувимов оболваненные пионеры, а «святость» идеологии представлена с циничной смелостью.

fan_liczun5

Фан Лицзюнь. Мэри

Фан Лицзюнь, создавая свои монументальные полотна, старается переписать историю Китая от имени частного лица, противопоставив ее официальной версии. Частное лицо непосредственно соприкасается с историческими событиями, переживает и чувствует их на собственной жизни.

Собрать эти переживания в единое целое - сверхзадача художника. В результате он получает совсем другую историю, где все выглядит совсем не так, как в  официальной пропаганде. Фан Лицзюнь  корректирует историю "должностных лиц", сохраняя ее живой с помощью чувств и повседневных переживаний людей.

Еще один символ, постоянно присутствующий в картинах художника – это вода. Часто человек тонет или уже утонул. Чувство тонущего человека Фан знает из собственного опыта: в детстве он чуть не утонул,  его еле спасли. Но в его работах вода приобретает иносказательный смысл – это стихия жизни,  которой всегда противостоит человек-одиночка и не всегда он выживает. Мотив противостояния – системе, толпе, потоку жизни - в творчестве художника – один из самых важных.

fan_liczun6

Фан Лицзюнь. 1997.10.1, 1997

В последние годы наравне с агрессивными или безликими гуманоидами можно видеть и проблески жизни. Например, мне очень нравится картины «Сезон дождей», и "Небоскребы в тумане" (мое название), "Весна".

Фан Лицзюнь родился в 1963 году в провинции Хэбэй. Окончил в 1983 г. колледж легкой промышленности, где  изучал керамику. В последние годы он снова обратился  к истокам своего первого образования, изготавливая замечательные керамические скульптуры, при этом создав свою технологию изготовления керамики.

fan_liczun7

Фан Лицзюнь. Сезон дождей.

После колледжа поступил в Пекинский  институт изящных искусств . Здесь изучал искусство печати. Это  сформировало у него интерес к гравюрам и их печати по старинным образцам.   Хотя обучался художник в стиле соцреализма, но в своих работах использует много других техник:  народное искусство и традиционную китайскую живопись, поп-культуру и сюрреализм.

Фан Лицзюнь - профессор колледжа и педагогического университета искусств в  провинции Хэбэй. Постоянно живет и работает в Пекине. Выставляется по всему миру и является одним из самых дорогих китайских художников.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Искусство and tagged Восток - дело тонкое, художники. Bookmark the permalink.

6 Responses to Современная китайская живопись. Фан Лицзюнь

  1. Ирина, большое спасибо Вам за теплые слова в адрес блога и в мой адрес! Рада, что китайская живопись тронула и Вас тоже. Надеюсь, что Вы не последний раз у меня в блоге и не в последний раз читаю Ваши добрые комментарии.

  2. Ирина says:

    Для меня творчество этого художника оказалось открытием… Я благодарна Интернету за встречу с Тиной Гай и её блогом. Благослови Вас Господь, Тина, Вы действительно Просветитель, от слова Свет.

  3. Виктор, приветствую Вас! Спасибо, что зашли и прокомментировали довольно сложного художника. Конечно, китаец — не русский, разное все: ментальность, символизм, внешность. Но похожа, на мой взгляд, внутренняя политика политических деятелей. И недавний Гонконг — тому подтверждение. У них — Гонконг, у нас — Болотная. Почему же Вы перестали присылать мне сообщения о Ваших новых постах?

  4. Это реакция художника на политическую ситуацию в Китае, и в частности на Тяньаньмэнь. Видимо, в те годы эта реакция была типичной. В последние годы в его картинах явно наметился оптимизм: «Сезон дождей», или «Небоскребы в тумане» (мое название), «Весна» и другие. К сожалению, у меня мало места для всего творчества художника в его динамике, но за тридцать лет его настроение явно меняется. В первые годы — «Культурная революция», Мао, Тяньаньмэнь. В последние — реформы Дэн Сяопина, медленно изменение ситуации вносят другие настроения.

  5. Виктор says:

    «Лысая голова в китайской традиции – признак глупости и безмозглости, Но лысых молодых людей можно принять и за буддийских монахов, бросающих вызов обществу и консерватизму, ищущих точку опоры не во внешней среде, а внутри себя. Это мужчины-воины».

    Вот и понятия совершенно чужого народа. Появился бы я там, за кого приняли бы: безмозглого, буддиста или воина?

    Зато бороды у них худые, а нас вся сила в бороде.

    Но вот то, что и искусство китайское котируется выше российского — это ещё один минус России, хотя что там китайцы. Их картины тоже не поймёшь без «перевода»

  6. Михаил says:

    Да, от этого видео ряда не приходится говорить о душевном спокойствии.
    Почему одни дебилы!!?? или очень расбалансированные типы и идеи?!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *