Красноармеец, разгуливавший в февральскую революцию по улицам Киева с заряженным пистолетом, а после октября - посещавший студию знаменитой Александры Экстер. Он с восторгом встретил взятие Киева большевиками, включившись в оформление улиц и площадей революционного города.
Ушел добровольцем в Красную армию, а после службы вернулся в родной Мелитополь, застав там измученных, голодных и ограбленных белогвардейцами родителей. Потом была Москва, поиски себя в живописи, дружба с
Тышлер известен главным образом театральным режиссерам и искусствоведам. В течение своей долгой шестидесятилетней творческой жизни он всегда оставался как бы в тени, находя для себя такие ниши, в которых мог проявиться его уникальный стиль. В свое время на его картины обратили внимание театральные режиссеры, увидев в них необходимую декоративность и театральность.
Сегодня этот удивительно-праздничный, наполненный радостью, любовью и лицедейством мир, можно увидеть в Пушкинском музее, где до семнадцатого сентября 2017 проходит выставка работ этого художника. Монографические выставки Тышлера – редкость. Последняя подобная выставка проходила в 1998-м, почти двадцать лет назад.
Тем не менее, Тышлер считал, что ему крупно повезло жить в такое бурное время, быть свидетелем и участником
Он сумел своим творчеством соединить время смелых первопроходцев двадцатых с временем возвращения к ним в шестидесятые. Его мало волновала слава других, да и своя слава – тоже: от её недоданности он не страдал. После смерти Тышлера жена, разбирая его бумаги, нашла черновик рукописи «О себе», написанный в начале тридцатых для какого-то издания.
Он вырос в среде ремесленников: его прадед, дед и отец были столярами, два брата из четырех - тоже, и фамилия Тышлер в переводе с идиша означает «столяр». Тышлеры были хорошими столярами, особенно отец, вкладывавший в свое ремесло всю душу, органически не перенося халтуры.
Именно от отца художник усвоил любовь к своему делу, трудолюбие и честность по отношению к работе. К тринадцати годам Саша уже точно знал, что хочет стать художником, но сначала были детские впечатления от балаганов, цирка, цыган, народных праздников, воспоминания о которых сопровождали его всю жизнь.
Становление стиля Тышлера было необычным. Он считал себя самоучкой, несмотря на то, что окончил художественное училище в Киеве, учился в мастерской
Это был совершенно новый мир яркого, праздничного
Не случайно, именно эти цвета составляют основу иконописных образов Спасителя и Богородицы. Красный - активный, напряженный, устремленный в Небеса, синий – пассивный, земной, горизонтальный. Но оба цвета укладываются в единую картину диагональю, которая впитывает в себя то красный, то синий.
Результатом поисков стали первые экспериментальные картины под названиями «Светоцветовое напряжение», «Цвет и форма в пространстве», выставленные художником в 1924-м на первой дискуссионной выставке революционного искусства.
Потом было Общество Станковистов (ОСТ) с его миссией создания доброкачественной советской картины. Работая в ОСТе, молодой художник окончательно нашел свой стиль, умение видеть в обычном необычное. Первые такие работы были представлены на выставке остовистов в Историческом музее.
Тышлер вспоминает, что у его картин всегда толпилось много зрителей, критиков и художников. Они спорили, кричали, ругались, не понимая, что хочет сказать художник. В результате его называли то сумасшедшим, то мистиком, то мелкобуржуазным попутчиком и, наконец, назвали антисоветчиком и контрреволюционером.
Тышлер шел своим путем, анализируя, пробуя, нащупывая свой стиль методом проб и ошибок. Он научился видеть детали, несуразности, отдельные случаи, необычное поведение, особых людей. Он соединял элементы разных направлений, лучше всего выражавшие его представления о мире и человеке, его темы и его идеи.
"Сознаюсь, я люблю приврать" - пишет он в рукописи "О себе". "Я напоминаю сплетника, а иногда лгуна, который, увидев что-то из ряда вон выходящее, спешит скорей поделиться своими впечатлениями и, рассказывая, так всё преувеличивает, что возникает нечто не похожее на то, что он видел".
Театральность, балаганность, символичность и философско-романтическая наполненность присутствует во всех его работах. Его картины – это не просто изображение, это всегда знак чего-то другого: мечты, сновидения, радости, предвкушения...
Здесь почти никогда нет сюжета, образы статичны и похожи на маски, потому что каждый образ – это обобщение, идея, о которой художник хочет поговорить. Но по сути Тышлер прост и наивен, поэтичен и доверчив как ребенок, для которого человек – сам себе и режиссер, и цирк, и театр, и лестница, и балкон. Найдя свой стиль в середине двадцатых, он оставался верен ему всю жизнь.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Неизвестная история
- Семнадцатый год. "Народ на войне". Фрагменты.
- Владимир Ленин. Взгляд с другой стороны
- Николай Олейников
- Обыкновенный гений
- Серебряный век и революция
- Русская революция. Взгляд с другой стороны
- Андрей Платонов. Роман в письмах
- Сергей Судейкин и "Голубая роза"
- Павел Филонов: художник трагедии
Это верно — наелись!!!
«…почему русский авангард вызывает такое яростное отторжение у многих русских?»
Может быть, потому, что «авангард» в политике, экономике очень сильно ударил по русским, а это подсознательно перенеслось и на художество? «Наелись» разнообразными потрясениями
Я рада, что Вы не стали сходу его отрицать. В нем много детского и радостного, что не может не восхищать.
А я думаю, что мир бы точно поблек, если бы не было Тышляра. По крайней мере мой мир — точно бы поблек, как и миры многих художников и просто зрителей, которых приводят в восторг его картины. То, что сказали Вы, равносильно тому, что сказать: «Мир бы не поблек, если бы на одного ребёнка было меньше». Это самое мягкое, что я могу сказать на Вашу реплику. Моё — не моё: всё очень относительно. Симфоническая музыка и опера, поэзия и цирк — тоже многим не нравятся, но для многих других они — подарок судьбы и Бога. Я восхищаюсь такими художниками, как Тышлер.
Да, о нём как-то многие стали забывать, даже те, кто знал его. А я люблю копаться в своих старых репродукциях и находить вот такие уникальные имена, о которых стоит рассказывать. Никак не пойму, почему русский авангард вызывает такое яростное отторжение у многих русских.
Тина, с Добрым Утром!
Стиль удивительный, необычный!
Не уверен, что мир поблек бы, лишись он произведений Саши Тышлера.
Но такое совершенно не моё и я даже… думаю, что не от силы ума.
Невольно или вольно, но разобраться в подобном подтолкнула меня бульдозерная выставка.
Удивительный художник, мне он всегда нравился, ещё с молодости… спасибо, что напомнили, Тина.