Об архитекторе-самородке, бывшем крепостном, построившим не менее двадцати храмов, неизвестно ничего: ни когда родился, ни когда женился, ни когда умер. Вся его биография – это великолепные храмы, которые специалисты относят не иначе как к шедеврам нарышкинского стиля семнадцатого века.
Вид этих удивительных по красоте храмов, увитых тонким, ажурным и разнообразным белым декором в духе традиций западного барокко на фоне красно-оранжевых стен, поражает всех, кто их видит. Бухвостовские храмы упоминают все, кто, так или иначе, интересуется русской архитектурой. К шедеврам относится и храм Спаса Нерукотворного в селе Уборы Московской области.
Алексей Николаевич Греч, искусствовед конца девятнадцатого – начала двадцатого века, страстный поклонник русской усадьбы, пишет:
«В жаркий летний день, на фоне синего неба, покрытого кучевыми облаками, выделяется эта изящная и стройная по своим формам и линиям красная церковь среди зелени старых берез, на берегу Москвы-реки, подмывающей здесь песчаные осыпи берега.
Каменные вазы украшают паперть-галерейку, обводящую кругом выгнутые стены храма; ступени лестниц приводят на луг, где в копны собрана пахучая, недавно скошенная трава. На деревенской дороге лениво лежат в пыли утомленные зноем куры. И, кажется, что все заснуло здесь крепким послеобеденным сном».
В первом случае храм опустел на тридцать лет, во второй – на шестьдесят. После первого набега была утрачена часть элементов храма, в частности, снесены главки над кровлей лепестковых приделов и часть декора первого яруса.
Обвалился первоначальный парапет вокруг храма. Но в целом церковь восстановили, и она действовала еще сто лет во главе со священником Добролюбовым и его потомками, принявшими храм в 1840 году.
В то время в храме установили уникальный двадцати пятиметровый позолоченный иконостас высотой в девять ярусов, каких насчитывалось в России всего несколько единиц, а на звоннице - серебряные колокола с удивительным звоном.
Но в 1938 году иконостас разрезали и сожгли прямо в центре храм. Колокола сбросили и отправили на переплавку, здание превратили в хранилище сена, а храм закрыли. От прежнего великолепия внутреннего убранства остался только старинный подсвечник, что находится у иконы Петра и Павла.
Спустя шестьдесят лет, в 1995 году, здание передали прихожанам и храм в Уборах стал потихоньку восстанавливаться. Восстанавливается он на деньги прихожан, которых немного, поскольку церковь стоит в центре села, зимой вымирающего: дачники уезжают в Москву на зимние квартиры, и в Уборах остаются только немногочисленные местные жители.
Но все-таки, с Божьей помощью, храм реставрируется и приобретает прежнее великолепие, пусть пока только внешнее. По замыслу и в первозданном виде, который сохранился только отчасти, Спасов храм в Уборах являл собой настоящее чудо.
В конце семнадцатого века владелец села Уборы, потомок бояр Шереметевых, решил построить в своем поместье вместо церкви деревянной – каменную, пригласив для этого уже известного тогда архитектора Якова Бухвостова.
Шереметев заключил с ним в 1694 году договор, согласно которому храм должен быть закончен уже на следующий год. Но, поскольку Бухвостов был нарасхват, и одним заказом его деятельность не ограничивалась, строительство затянулось.
К тому же хозяин, увидев чудную по красоте и стилю церковь, построенную Бухвостовым
Многоярусная церковь-колокольня становилась высокой, устремленной в небо пирамидой. В ней был единый центр, в котором вертикаль существенно доминировала над горизонталью, достигая высотой до тридцати метров или в пятнадцатиэтажный дом. На эту ось нанизывались другие части храма - ярусы.
Первый ярус, четверик, представлял собой то же, что и клеть в русской избе - почти квадратный куб. По периметру четверика располагаются равновеликие притворы - лепестки приделов и алтаря. В плане храм в Уборах похож на безупречный по размерам четырехлепестковый правильный крест.
Четверик - самый мощный ярус храма: его стены достигают полутора-двух метров толщиной. Над ним надстраивается несколько восьмериков, уменьшающихся в размере, вес которых должен выдерживаться четвериком.
Толщина стен надстраивающихся восьмериков постепенно уменьшается, достигая всего полуметра в последнем. Заканчивается пирамида барабаном - шеей главы храма, тоже имевшей вид восьмерика. Главу, украшенную золотыми звездами, венчает золотой крест.
Пирамида храма поставлена на невысокую площадку, повторяющую волнообразную форму здания. На нее с западной и южной стороны ведут две небольшие лестницы. Поскольку площадка невысокая, в отличие от храма в Филях, то создается впечатление, что храм Спаса Нерукотворного в Уборах вырастает прямо из земли.
На площадке вокруг самого храмового здания устроено довольно широкое гульбище, ограниченное широким парапетом, украшенным вазами и резным каменным декором, что также отличает храм в Уборах от храма в Филях. Удивительное единство и цельность композиции делает храм Спаса в Уборах непревзойденным шедевром и вершиной московского барокко.
Параллельно с церковью боярин Шереметев начал строить и новую боярскую усадьбу, но с доставкой материала постоянно происходили сбои. Перепланировка, занятость архитектора на других стройках и задержка с материалами привели к срыву сроков сдачи храма. За указанное в договоре время успели закончить едва ли половину намеченного.
Шереметев подал на архитектора в суд, приговоривший Бухвостова к ударам плетьми. Но поскольку боярин хотел видеть храм еще при жизни, он стал ходатайствовать об отмене наказания. Но все равно увидеть храм в его окончательном виде ему не удалось.
Храм был закончен и освящен только в 1700 году. Шереметев к тому времени уже скончался. Бухвостов брал на себя обязательства ремонтировать и восстанавливать храм, если что-то с ним случится. Но храм стоит и по сей день.
Легкость и простор внутри храма достигнуты архитектором за счет увеличение высоты арок до семи с половиной метров (против пяти в Филях) и придания им стрельчатых форм. Кроме того, он убрал промежуточные столбы, что также расширило внутреннюю площадь храма и улучшило его микроклимат.
Во внешнем убранстве храма феерическая и роскошная белокаменная резьба декора во всех его элементах – столбиках восьмерика и лепестков нижнего яруса, наличниках окон, парапете, резных гребешках и висячих гирьках в арках звонницы - кажется скорее скульптурной лепниной, чем резьбой, настолько она пластична и ажурна.
И именно она делает храм Спаса Нерукотворного в Уборах страстным и темпераментным, праздничным и радостным, эффектным и неподражаемым шедевром.
Тина Гай