Видя увлеченность сына живописью и желая дать ему хоть какое-то образование, родители Уильяма Блейка определяют десятилетнего мальчика в лондонскую рисовальную школу, а в пятнадцать – отдают в подмастерья в гравёрную мастерскую Джеймса Бесайера, где он учится семь лет.
Через три года Джеймс Бесайер посылает своего ученика в Лондон, чтобы он научился копировать фрески готических церквей. Время, проведенное Уильямом Блейком в Вестминстерском Аббатстве Лондона и в других храмах столицы, окончательно определило стиль и идеи будущего художника.
Здесь самое время добавить, что с раннего возраста мальчика стали посещать видения. Первым видением была встреча с Богом, случившаяся в четыре года. Потом Блейку стали являться ангелы, сидящие на ветвях деревьев, потом он стал слышать их голоса.
И еще одна особенность Блейка, отличавшая его от других учеников: он был очень строптивым, что постоянно выливалось в конфликты и ссоры. Позднее эта черта стала преобладающей: он никогда не шел ни на какие компромиссы, никогда не подстраивался ни под кого, никто для него не был настолько авторитетным, чтобы отказаться от собственных идей.
Но, несмотря на ссоры со своим учителем-гравёром, к 21 году Блейк уже хорошо владел рисунком и мастерством гравёра, хорошо разбирался в искусстве средневековья и Возрождения, в скульптуре и фресках, любил готику и классику. Этого было достаточно, чтобы решиться на поступление в Королевскую Академию художеств.
Необычный стиль Уильяма Блейка, предпочтение символических аллегорий на сюжеты любимых книг, отсутствие интереса к портретам и пейзажам, упрямый характер и бескомпромиссность быстро превратили его в непримиримого врага президента Академии живописи, считавшего, что право называться художником имеет только тот, кто пишет так, как принято здесь, и только то, что он считает нужным.
Но Уильяма Блейка вдохновляли вовсе не пейзажи, а
Его книги создавались похожими на средневековые манускрипты, тексты которых украшались миниатюрами. Готовые оттиски после печати надо было раскрашивались вручную, что занимало немало времени, иногда не один месяц и даже год. В этом ему помогала его любимая жена, которую он научил писать, читать, рисовать и гравировать. И хотя в семье не было детей, но брак был крепким и счастливым.
В девяностые годы Блейк создает «Песни Неведения и Познания», которые считаются вершиной его поэтического гения. Позднее, под влиянием
Тюрьмы возводят из камня Закона, бордели — из кирпичей Религии.
В горделивой красе павлина — величие Божье.
В похоти козла — щедрость Божья.
В ярости льва — мудрость Божья.
В наготе женщины — мастерство Божье.
От чрезмерного горя смеются, от чрезмерной радости плачут.
(Бракосочетание Рая и Ада. Пер. В.Чухно)***
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо - в чашечке цветка.
(Изречения невинности. Пер. С.Маршака)
Основная идея этих книг заключается в том, что самым большим злом является сотворение мира, где Бог Иегова, отождествляемый с Уризеном, предстает моралистом и тираном, рассудочным материалистом, приверженцем законов и норм. Ему противостоит мятежный дух Орка, олицетворяющий дух Вечности, Вдохновения, Веры и Воображения. Эта идея выражена в классическом стихотворении Блейка Тигр:
Тигр, о тигр, светло горящий
В глубине полночной чащи,
Кем задуман огневой
Соразмерный образ твой?В небесах или глубинах
Тлел огонь очей звериных?
Где таился он века?
Чья нашла его рука?Что за мастер, полный силы,
Свил твои тугие жилы
И почувствовал меж рук
Сердца первый тяжкий звук?
Что за горн пред ним пылал?
Что за млат тебя ковал?
Кто впервые сжал клещами
Гневный мозг, метавший пламя?А когда весь купол звездный
Оросился влагой слезной, -
Улыбнулся ль наконец
Делу рук своих творец?Неужели та же сила,
Та же мощная ладонь
И ягненка сотворила,
И тебя, ночной огонь?Тигр, о тигр, светло горящий
В глубине полночной чащи!
Чьей бессмертною рукой
Создан грозный образ твой?
(Тигр. Пер. С.Маршака)
В это время он живет в относительном благополучии в Сассексе, куда его пригласил молодой поэт Хейли. Но прожив здесь три года, Блейк понял, что оказался в ловушке: Хейли вовсе не интересовало искусство, он был поглощён своим бизнесом, и к тому же постоянно контролировал своего гостя. От такой жизни Уильям Блейк сбежал обратно в Лондон, подведя черту под этим «благополучием» словами:
«Друзья в материальном мире — духовные враги».
После возвращения в Лондон Уильям Блейк начинает писать и иллюстрировать свое самое амбициозное произведение «Иерусалим», на что ушло шестнадцать лет. И последним аккордом его жизни станет символическая интерпретация Божественной комедии. Интерес Блейка к Данте вызовет молодой художник Джон Линелл. Но Уильяму Блейку уже 69 и, хотя работа захватила его, но он не успел воплотить свой замысел: через год его не стало….
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Битва Гедеона. Окончание
- Колодцы. Сакральные и метафизические смыслы
- Руфь: Духовная одиссея
- Авессалом, Авессалом
- Пророчество судного дня. Икона "Страшный суд".
- Уильям Фолкнер - последний из могикан
- Постная Триодь. Притча о мытаре и фарисее
- Алфавит и образ: мужчина и женщина
- Гедеон. Воин поневоле. Часть 1
- Полюбить себя
Это верно: Уильям Блейк — художник и поэт от Бога.
Пожалуйста!
Очень точное слово — Мистическое!
Надилель, Вы больше, чем кто-либо понимаете, какой это художник и какой человек, каких неимоверных усилий ему требовалось, чтобы оставаться верным себе! Вчера долго не могла прийти в себя после окончания работы над этим текстом, хотя подбиралась к Блейку не один год. У меня о нём собрано только материала и столько его репродукций (более шестисот), что думала никогда не смогу собрать их во едино. Но с Божьей помощью и каким-то чудом мне всё-таки это удалось сделать. Хотелось бы еще написать о его философии, но чуть позднее. Такие тексты выматывают напрочь. И потому очень рада, что публикация многим понравилась, судя по количеству откликов на нее. М.б., кто-то еще прочитает о нём что-нибудь, а особенно посмотрит его потрясающие картины и иллюстрации к Библии и Божественной комедии.
Спасибо, Светлана! И за то, что не пропускаете новых текстов, и за то, что помогаете распространять мой блог, и за добрые слова в мой адрес. Мне действительно хочется, чтобы как можно больше людей приобщилось к культуре, к Вечному, к тому, что никогда не устареет. Блейк в этой плеяде лучших художников и поэтов сияет уже больше двух с половиной веков и каждый раз он поражает всякого, кто смотрит на его картины, кто читает его стихи. Он поражает своей фантастической феерией красок, воображения, духовности и идей. Писала о нём и думала, как же можно было современникам пройти мимо такой мощи, такого гениального поэта и такого художника, такого несгибаемого человека! С другой стороны, такие шедевры мог создавать только человек не от мира сего, который и сейчас вызывает неоднозначную реакцию. Что уж говорить про современников, которым такие проходы в вечность были неведомы и не представимы.
Что касается Свиридова, то да, Светлана, Вы правы. Я готовя материал о Бернсе, читала об этом свиридовском цикле. Композитор очень любил Бернса. Обязательно вернусь к этой теме.
Доброе утро, Тиночка! Снова отправляю коммент на свою страницу в Контакте. Написала: Я уже не впервые стараюсь обратить внимание друзей га Дневник Тины Гай — настоящей ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦЫ, пишущей для молодых, не имеющих ещё ни жизненного, ни интеллектуального опыта в безумии нынешнего торгашеского времени. Настоятельно рекомендую данного автора, пишущего о вечных ценностях прошлых Гениев, дающих веру в то, что время торгашей многократно повторяется, но оно НЕ ВЕЧНО!о нём странице
Тина, не стала пересылать Бёрнса, которого обожала в МУЗЫКЕ ГЕОРГИЯ СВИРИДОВА, но очень бы хотелось, чтобы ссылка на его ПЕСНИ была бы в на Вашей о нём странице, поскольку этот свиридовский сборник — настоящий ШЕДЕВР. Всяческих успехов! С бесконечной симпатией Светлана Крымская
Спасибо, Тина… возвращаете нас из быта в лоно искусства… много, много сил и духа нужно, дабы хоть приблизиться и проникнуться его стойкости и необходимости.
Тина, с Добрым Утром! Мистическое!
Спасибо, Тина!
Спасибо и снова спасибо за просвещение!
Автор от Бога!