Время встречи трех миров: небесного, земного и подземного. Время чудес и одновременно разгула всякой нечисти; время встречи прошлого, настоящего и будущего. Двенадцать святых дней - с Рождества до Крещения,
"от звезды до воды".
Пост и коленопреклонения в эти дни строго запрещались.
Рождественские праздничные дни делились на две половинки: белую – святую, и черную – страшную. Первая – святые вечера - время чудес, исполнения желаний, прощения обид и милосердия, воспоминания старших о предках, о прошедшем годе и чинный праздничный стол во главе с хозяйкой - Большухой. Это первый и главный семейный праздник, к которому начинали готовиться задолго до его наступления. У сербов, например, с 19 декабря, дня зимнего Николы.
Вторая половинка Рождества (вторая неделя: с 13 по 18 января) – страшные вечера - время разгула нечистой силы, гаданий, заваливания и всего непотребного, прославляющего эротику с сексуальной символикой, в обычное время запретных. Рождество, связанное с зимним солнцестоянием, с границей годов старого и нового, соединяет и выпускает на волю одновременно два начала, как в природе, так и в человеке: запретное темное и радостное светлое, нечистую силу и святые помыслы.
Первая Рождественская неделя (с 7 по 13 января) считалась более важной и связана она была с Чудом Рождения Солнца Правды, когда вся семья старается собраться вместе в уютном родительском доме, как вместе были в ту святую ночь Мария, Иосиф и Младенец.
Весь праздник проникнут семейными радостями, заботой о детях, родных и усопших предках.
На Рождество, говорили в старину, играет солнце, потому что случается поворот к весне и солнце будет расти. Только 5 раз в году можно было увидеть это чудо: в Рождество, Крещение, Благовещение, Пасху и на Рождество Иоанна Предтечи (Ивана Купалу). Первая неделя вся проходила в святости: в благотворительности и добрых делах.
На Рождество цари обходили места заключения, одаривая заключенных подарками, некоторых даже, по повелению царя, отпускали. В эти дни ходили к родственникам, одаривая их подарками. Под скатерть клали яблоки и орехи, чтобы в доме были мир и любовь или сено, чтобы было чем угостить Коляду. А с утра царь приказывал строить столы для бедных, наполняя их пирогами и другой снедью, чтобы никто не был в этот святой день голодным.
Русская литература полна описания этих веселых дней, связанных с забавами, играми, гаданием и предсказаниями. А еще есть чудесная новелла О. Генри "Дары волхвов" и повесть Ч.Диккенса "Рождественская песнь в прозе".
Рождество – время празднования рождения плоти, воплощения Бога. Пасха – иное время, духовное, время воз-рождения. Но чтобы оно настало, надо чтобы прежде было рождение. Поэтому в народе была поговорка:
«На Святой рубаха хоть плохонька, да беленька, а к Рождеству хоть сурова да нова».
В народе канун праздника посвящался уборке помещений и приготовлению праздничного стола. Весь рождественский пост – шесть недель - на Руси ели рыбу, благо, что ее было много: хватало и для богатых (белуга, осетрина, судак), и для бедных (селедка, сом, лещь). Зато на Рождество – ели мясо, в основном свинину. Ее свозили на базар и в мясные лавки тушками, сваливая как дрова. Целые обозы со свининой, утками, гусями, тетеревами, рябчиками и прочей мясной снедью шли в города. Торговали прямо с саней, на глазок, без веса.
Обычай готовить на рождественский стол тушку свиньи косвенно связан с язычеством: языческие боги были благосклонны к жертвоприношениям. Таким и было приношение в жертву свиньи, которую поедали всей семьей. В Сербии свинью или барашка закалывали за 2 дня до Рождества и уже с этого дня запрещалось наказывать детей за любые их шалости и провинности. Поэтому праздник был разгулом детворы и молодежи. Если их наказывали, то существовало поверье, что потом они в течение всего года будут непослушными.
Но прежде был сочельник. Постились весь день, ничего не вкушая, до первой звезды. Когда наступали сумерки, в домах становились на молитву. Потом зажигалась свеча, которая крепилась к караваю хлеба, и хозяин уходил за соломой. Ее клали на стол, накрывали стол чистой скатертью, а под образами ставили необмолоченный сноп. Сено и необмолоченный сноп знаменовали собой пробуждение сил природы.
Часть кутьи и еды дети разносили родным, бедным и немощным. И только после утренней литургии праздник вступал в свои права.
"Пост - пости, а праздник - празднуй",
- говорили в народе. И народ щедро и широко веселился.
Начинался праздник с обряда «славления». Причт, певчие и молодежь с молитвой ходили по домам с пением рождественских тропарей и песен:
Пречистая Дева Мария
Иисуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала —
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.
Раньше и сам патриарх, когда начинался благовест к рождественской литургии, приходил поздравить Государя и славить Христа. Затем он шел поздравлять царицу и членов царской семьи. Отсюда обычай – ходить в Рождество в гости друг к другу, особенно к родственникам. "Славильщиков" одаривали деньгами и немалыми, особенно певчих, которым могли пожаловать и «славленную дачу».
В народе славильщиков тоже принимали с радостью: самого младшего усаживали в переднем углу на шубу мехом вверх, чтобы водились цыплята. Остальных одаривали деньгами, пирогами, конфетами, колбасой. У кого что было. Обычай этот древний, идет он с IV века, когда к императору Константину Великому приходили певчие с пением кондака:
«Дева днесь Пресущественнаго рождает…».
Пели в подражание ангельскому хору, возвестившему пастухам о Рождении Богомладенца. Потом в этих шествиях стали носить вертепы или ящички со сценками Рождения Спасителя и вифлеемскую звезду. Поскольку праздник был святым и светлым, то церковь запрещала игрища, колядование и свадьбы. Святые дни не должны были омрачаться бесовским разгулом.
Он - аналог праздника Ивана Купалы, праздника ведьм, нечисти и разгула потустороннего мира, мира мертвых. В эти дни люди освобождали свое первозданное естество, уступая место дионисийскому началу. Это было созвучно природности самого праздника: рождалась плоть со всеми ее плюсами и минусами, светлым и темным.
Борьба с этим обычаем так и не увенчалась успехом. Более того: славление и коляда каким-то образом смешались и сегодня уже не различить – где славление, где колядование..
(Продолжение следует).
Тина Гай
[youtube http://www.youtube.com/watch?v=xMpS4QWFGuo&hl=ru_RU&version=3&rel=0]
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Рождеству Христову
- С праздником!
- Избиение младенцев
- Икона "Рождество Христово"
- "Поздравишки"
- Новогодняя елка. Картинки детства
- Щедруха. Окончание
- Рождественские украшения
- Святочные рассказы
- Инге Лоок. Веселая философия жизни
Гадают все святки, начиная с 7 января, хотя церковь запрещает гадания. Считается, что наиболее важные и точные предсказания случаются в страшные вечера: в полночь с 6 на 7, с 13 на 14 и с 18 на 19 января, хотя гадали не только в эти часы и дни. Но народ верил, что именно в этот час и в эти дни открывается небо и на землю сходит Сам Божий Сын.
О гадания читайте третью часть «Вечера святые и страшные» — http://sotvori-sebia-sam.ru/svyatye-vechera/
А с какого числа после рождества можно годать?
Татьяна, большое спасибо за комментарии! Я, когда размещаю свои тексты, всегда беспокоюсь, понравится ли людям и будет ли это кому-то полезно. Но такие комментарии как Ваши вдохновляют и дают надежды, что мы делаем все не зря.
Прекрасный материал с новинками-изюминками,читается легко и «впечатывается» Словом в сознание Спаси Господь,Тиночка!