отличаются между собой так же, как отличается иконопись от живописи. Иконописные традиции, которых придерживаются в православии и католичестве, различны и складывались они не одно столетие. В результате православную и католическую икону сразу можно отличить друг от друга, если даже знаешь об иконах очень мало.
Следует только внимательно вглядеться и можно безошибочно уловить эту разницу. Однако, правды ради, надо сказать, что ряд католических икон почитаем и в православии. Равно как и в католическом мире есть особо почитаемые православные иконы. Так, например, Серафим Саровский молился перед иконой католического письма «Умиление Серафимо-Дивеевская», которая с того времени стала почитаемой и в православии.
Или икона «Гефсиманское моление» - тоже писана в католической традиции, но ее почитают и в православии. В католичестве же очень почитается икона Казанской Божьей Матери, Остробрамская и другие. Православная школа иконописи вообще и русская православная школа, в частности, особенно в лучших своих образцах (до XVII века), складывалась под влиянием византийской школы, на которую большое влияние оказала восточная традиция с ее строгостью, монументальностью, медлительностью и плавностью движений.
Она полна торжественности, небесного света и радости. Икона служит молитве и без нее немыслима, она возбуждает молитвенное настроение и молитвенные чувства. Католическая икона формировалась в иных условиях. К иконе относились не как к сакральному образу, а как к иллюстрации и живописной картине на библейские темы. Она не предназначена для молитвы, ее рассматривают как иллюстрацию к библейской истории.
Поэтому католическая икона собственно и не является таковой, это религиозная живопись по поводу религиозного события. Она всегда о чем-то повествует и чему-то учит, носит назидательный характер. Православная икона никогда ни о чем не повествует, особенно древняя, и никого не поучает. Каждый из нее вычленяет тот нравственный смысл, который видит лично он. Она возводит молящегося в иное пространство, указывает ему на иной мир и помогает ему молиться.
в отличие от католической требует расшифровки, она : от буквального ее смысла, изображающего ту или иную сцену, эпизод божественной истории, до сакрального, открывающегося в созерцательном молении. Главное здесь – молитва, в отличие от католической иллюстрации, останавливающейся только на . Она не несет никакого иного дополнительного смысла.
Православная икона имеет четко установленный иконописный канон, не допускающий отклонений, разве что цветовая гамма иконы может быть различной, в зависимости от иконописной школы. Так существует всего несколько типов , каждый из которых несет свою смысловую нагрузку. Богородица, по канону, имеет пурпурный мофорий (плат) и темно-синий хитон.
В ее надписании (икона обязательно надписывается: без надписи икона не является иконой) есть четыре греческих буквы: МР – МФ, что означает "Мария Матерь Божия". Обязательно присутствует нимб, которого является внутренним светом образа, в отличие от католического нимба, который накладывается на голову изображаемого святого сверху, часто заменяемый короной. Корона на иконе – католический элемент, пришедший в русскую иконописную школу с запада и Украины.
Существует в православии свой канон и в создании образа Иисуса Христа, и . Канон ограничивает субъективность иконописца и его фантазию, в отличие от католической традиции, где фантазия художника приветствуется и определяет изображение.
Образы православной иконы не являются живописными портретами, в которых художник стремится к портретному сходству: земной образ здесь только обозначается наиболее узнаваемыми чертами (бородой, книгой, группой святых, иными особенностями). Главное же – образ святого в Царстве Небесном.
Православная икона имеет только два измерения: горизонталь и вертикаль. Эта двухмерность принципиальна. Так же принципиальна и обратная перспектива, позволяющая образу входить в интимное пространство молящегося. На иконе нет теней, поскольку все происходит не в реальном мире, а в Вечности. Словом, все эти особенности и детали не просто возникли из фантазии иконописца, они необходимы для создания образа Царства Небесного, образа Иного мира, в котором пребывают святые.
Католическая икона – это живописный портрет или живописная картина на религиозную тему, изображение которой полностью зависит от фантазии художника. Здесь всегда можно совершенно точно указать автора, художника, в отличие от православной иконы, которая является чаще всего анонимной, поскольку в ее создании участвует не один иконописец. Главный иконописец выписывает только личное, наиболее важное – глаза, лик. А доличное – выписывает другой (или иконописцы), классом пониже, ученик или подмастерье.
В православной иконе можно указать школу, в традиции которой писана икона. Есть иконы Дионисия, и т.д., но это скорее оборот речи, указывающий скорее на школу, чем конкретного на иконописца. Правильнее было бы говорить об иконах школы Андрея Рублева, или школы , или школы Дионисия, чем конкретно приписывать авторство той или иной иконы или Феофану Греку.
В соответствии с правилами живописи, католическая икона пишется в прямой перспективе, в отличие традиции православной иконы. На этих картинах есть свет и тень; жесты, фигуры, позы, говорят о земном, даже греховном, и мало соотносятся с сакральным духовным миром. Кстати, это стало одной из причин, почему протестанты перестали почитать иконы: в них слишком много телесного и почти ничего нет от божественно, небесного.
Католическая икона украшает храмы, как картины украшают картинные галереи: они развешиваются по стенам не с целью молитвы и возбуждения молитвенного настроения, а для иллюстрации. Они очень живописны и красивы (мы знаем картины Джотто, Микеланджело, Ботичелли, Веласкеса и др.), но к иконе они не имеют никакого от ношения. Потому что не всякая картина может считаться иконой, равно как и не всякая (и почти никакая) икона не может считаться картиной: у них разные цели.
Дионисий. Богоматерь с младенцем Христом. Фрагмент фрески «О Тебе радуется» . Ферапонтов монастырь 1502
()
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Блёз Паскаль и его философия
- Свет миру. Исцеление слепорожденного
- Молитва «Отче наш»
- Начало Великого Поста 2013
- Джон Донн. Простимся. Ибо мы - одно. Часть 2
- Икона «Вознесение»
- Элиот: "Песнь для Симеона"
- Икона "Успение Богородицы"
- Полюбить себя
- Молитва Благой Вести...Богородице Дево радуйся...












Наталья, у меня нигде в тексте не говорится, что молятся иконе, говорится о почитании икон. Вот точная цитата, которую Вы перевернули, вложив в нее свой смысл: «Однако, правды ради, надо сказать, что ряд католических икон почитаем и в православии. Равно как и в католическом мире есть особо почитаемые православные иконы. Так, например, Серафим Саровский молился перед иконой католического письма «Умиление Серафимо-Дивеевская», которая с того времени стала почитаемой и в православии. Или икона «Гефсиманское моление» — тоже писана в католической традиции, но ее почитают и в православии. В католичестве же очень почитается икона Казанской Божьей Матери, Остробрамская и другие». Будьте, пжл, внимательны при чтении и более уважительны в своих комментариях.
Ну вы и набредили! Молятся Богу,а не иконам! Это идолы у язычников были,не уподобляйте им иконы!