Картина являет переломный момент в истории человечества, как бы кто из нас не относился к христианству. Момент смены эпох, начала нового христианского мира, учения, разделившего людей, но в то же время давший надежду на спасение.
В картине Иванов меняет акцент, делая его не на Иисусе, а на конкретных людях, их реакции на явление Мессии. В этом замысел художника. Мы видим Господа уже после Крещения и после сорокадневного испытания в пустыне, готового на проповедь и смерть.
«Не бойтесь! Я победил мир!» и в то же время «Не мир принес Я, а меч». И мы видим как в разных людях по-разному воспринимается весть и свидетельство Иоанна:
«Се, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».
Люди разные, почва разная, хоть и сеется одно семя. Но одни приняли, другие отвергли, одни уверовали, другие усомнились, одни успокоились, другие возмутились, одни возрадовались, другие опечалились.
Две реакции разделяют картину на две половинки, она полна противостояния и разделения: на правых и левых.
Слева от нас и в центре, перед нами, стоят люди, уже покрестившиеся у Иоанна, принявшие его свидетельство, хоть и с разной степенью радости, доверия и надежды.
Юноша слева так и застыл в изумлении и радостном удивлении, забыв прикрыть свою наготу. Старец, опирающийся на посох, тоже с вниманием смотрит на Иисуса в надежде на исцеление.
Его будущие ученики - Иоанн, Петр, Андрей Первозванный и Нафанаил - ныне еще ученики Иоанна Крестителя, стоящие за спиной "Ангела пустыни", с трепетом и вниманием восприняли проповедь и известие о Грядущем .
Они устремлены туда, куда показывает им учитель: в сторону Спасителя. Его действие уже проявляется в каждом: самый младший из учеников, прекрасный юноша, больше похожий на девушку, – Иоанн Богослов – пылкий и страстный готов уже сейчас бежать навстречу Господу.
И самым последним в этой группе будущих апостолов стоит Нафанаил, о котором Господь скажет, что он – подлинный израильтянин, в котором нет лукавства. И действительно, апостол опустил глаза и смиренно думает о своем недостоинстве, услышав слова «Се, Сын Божий».
Самая крупная фигура картины - Иоанн Креститель. Он настолько выделяется что не сразу поймешь, что главное в картине – то ли проповедь Крестителя, то ли явление Христа.
Фигура Спасителя по размерам значительно меньше не только фигуры Иоанна, но и всех остальных: рабов, фарисеев, апостолов, женщин, всадников.
Образ Иисуса Христа явно имеет иконописное происхождение: тот же длинный синий гиматий и длинный красный хитон, та же легкая и тихая поступь, как будто Он не идет, а плывет над землей. Тот же лик - кроткий, спокойный и смиренный.
Фрагменты картины Александра Иванова "Явление Христа народу"
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Икона "Крещение Господне"
- Ночь крещенская
- Выбор креста. Притча
- Водокрещи
- Крещение. История праздника
- Крещенская вода
- Бефана и Праздник трех Королей
- Крещение Иоанново: "Явление Христа народу". Ч.2
- Максим Кантор. Битва в одиночку
- М.Шагал. Париж