Антонио Гауди, гениальный предшественник великого
Но далеко не все воспринимают Антонио Гауди как святого и описывают его не в таких восторженных тонах. Он не был ангелом, да и просто дружелюбным не был. Кто он? Мистик, масон, фашист или просто гений? Гауди был нетерпим ко многим и многими из своего окружения нелюбим.
У тяжелого, нелюдимого, скрытного и агрессивного Антонио Гауди было много критиков и противников, начиная с Пикассо, высмеивающего архитектора открыто, до простых людей, с которыми Антонио Гауди соприкасался.
Заканчивал свою жизнь великий Гауди глубоко одиноким человеком, без семьи и детей, без родных, которых он намного пережил, без близких и друзей. У него оставалась только работа, его единственная отрада и смысл.
Он возводил собор Саграда Фамилиа (Святого Семейства), Заказчик которого никуда не спешил. Не спешил и он: сорок три года работы над проектом научили его, что архитектура правит в молчании и тишине.
Читая биографию Гауди, складывается впечатление, что его жизнь тоже была большой стройкой, длиной почти в семьдесят четыре года. Свою жизнь он строил по кирпичику, камень за камнем, складывая ее осознанно и так же медленно, как свой собор. Никуда не спеша, зная, что он остался жить для чего-то великого и не умрет, пока не исполнит свою миссию до конца.
Редко у кого с самого начала есть это чувство собственного великого предназначения, а у Гауди оно было, и он пронес его через всю жизнь, совершив то главное, для чего был рожден - создал грандиозный проект собора Саграда Фамилиа, который начал строить с тридцати лет и возводил сорок три года, до самой смерти.
Собор до сих пор строится и, по самым скромным подсчетам, будет закончен только к 2030 году. И часто звучит вопрос: надо ли, чтобы он был закончен? Может быть, в его незаконченности заложена самая главная идея Гауди?
Родился Антонио Гауди (25 июня 1852 г.) очень болезненным и в тяжелых родах. Думали, что младенец умрет, как умирали его предыдущие братья и сестры. Он был третьим ребенком, оставшимся в живых.
И крестили Антонио по чину «страха ради смертного», а не обычным полным чином, спасая душу ребенка, не надеясь на спасение чахлого тельца новорожденного.
Назвали мальчика по имени матери (Антонии), фамилию дали двойную – отца и матери: Гауди-и-Корнет. Оставшись чудом в живых, Антонио до конца жизни гордился этим, считая, что то было провидение Божие и оставлен он жить для чего-то очень важного.
Антонио Гауди долго не ходил, а после перенесенного воспаления легких страдал вплоть до совершеннолетия ревматическим артритом. Иногда он в прямом смысле не мог передвигаться, не говоря уже о том, чтобы играть и жить так, как живут все обычные мальчишки.
Приучившись оставаться один, он развил в себе фантазию, сочиняя в голове фантасмагорические картины несуществующих миров. Отец рано научил мальчика относиться с благоговением к окружающим его предметам и привил любовь к рисованию и архитектуре.
Кроме общей слабости здоровья, у Антонио выявился еще один недуг – быстрого старения: он выглядел намного старше своих сверстников, а углубленность во внутреннюю жизнь делала мальчика взрослым не по годам. В пятьдесят он был как семьдесятилетний, а в день смерти жители Барселоны были удивлены, что этому эксцентричному старику, выглядевшему на девяносто, всего семьдесят три.
Родители постарались дать мальчику хорошее образование. Он закончил среднюю школу, что было показателем определенного семейного достатка и одним из преимуществ по половому признаку: из девочек только треть заканчивали среднюю школу.
В школе у мальчика было мало друзей, да и оценками он не блистал, в отличие от многих других: часто болел и пропускал уроки. Любимым предметом была геометрия, его завораживали круг, квадрат, треугольник, параболы и овалы. О том, что мальчик хорошо рисует, в школе узнали, только когда ему исполнилось пятнадцать и он стал активно рисовать для школьного журнала.
Школа была католическая с обязательным посещением церковных служб по воскресным дням, так что богослужение он хорошо знал и это сказалось потом на его фанатичной преданности католицизму и церкви, хотя вернулся Антонио к вере и в церковь достаточно поздно, после многих жизненных испытаний.
Каталония и места, где родился будущий гениальный архитектор (Реус и Риудомс), стали не просто малой родиной Антонио Гауди, а сформировали в нем настоящую преданность своим национальным корням.
Во второй половине жизни он стал ярым националистом, считая одной из своих жизненных задач – возрождение истинной каталонской культуры.
Любовь к отеческим гробам сформировалась у Антонио Гауди еще в школе, когда он подолгу смотрел на горы и верхушки церквей, будивших в его воображении легенды о монастыре Монтсеррат, паломничество в который было мечтой каждого подростка, о свете, отражающемся в величественных строениях Каталонских церквей и монастырей, о возрождении разрушенной древней культуры.
Потом с двумя самыми близкими друзьями он стал ходить к заброшенному, разграбленному и разрушенному цистерцианскому монастырю XII века Поблет. Там друзья поклялись восстановить монастырь, хотя тогда было трудно даже представить, что это возможно. То была только детская игра, с которой у Гауди началась любовь к настоящей архитектуре.
Друзья составили настоящий бизнес-план восстановления, рассчитанный на пять лет. В нем все было расписано, продумано до мелочей и деталей: кто из них, чем будет заниматься в процессе восстановления (Гауди отвечал за восстановление архитектуры памятника), откуда будут браться деньги на реставрацию, чем будет монастырь заниматься после восстановления.
Антонио завораживали камни Поблет: он их рассматривал, изучал кладку, замковый камень. Перед ним возникла живая лаборатория, в которой он мог изучать анатомию умирающего «больного», просящего о милости: спасти его. То был глас вопиющего в пустыне – возродить славное прошлое Каталонии.
Из детской фантазии и игры выросла не только любовь к истории, но и твердое желание стать архитектором. Через много десятилетий монастырь действительно будет восстановлен не без участия друзей, а их дружба с рыцарскими ритуалами, формированием свода правил и клятвами, подетальным прописыванием всех шагов реставрации, стала тем, из чего возникла гениальная архитектура Антонио Гауди.
Было Гауди тогда всего тринадцать…
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Загородный замок-парк. Париж-15
- Антонио Гауди-4. Окончание. Саграда Фамилиа
- Замок Амбуаз
- Шехтель. Особняк Саввы Морозова
- Воздушный замок Шамбор
- Сказочник Хундертвассер
- Замок Вилландри. Часть 1
- Париж-18. Мон Сан-Мишель
- Антонио Гауди-3. Смена стилей
- Музей на траве. Париж-16.
Мой любимый Гауди! Спасибо, что прочитали и откликнулись на мой текст о нём. Меня поразила его судьба не меньше, чем Саграда Фамилия. Она обязательно будет достроена
Рискну предположить, что Саграда Фамилия» строится самой готовностью человеческих душ предстать перед Творцом. И потому достроена будет(!!!!) по достижении необходимого числа открытых сердец. Застывшая музыка молитвенного предстояния души зазвучит в унисон с ангельским пением. И возрадуется Гауди исполнению задуманного Творцом через него…
А потом случится чудо возвращения, и весь мир станет храмом…
Спасибо, Александра! Я рада, что Вы поддерживаете мою миссию и читаете мой блог. Я действительно стараюсь, прежде чем написать текст, найти как можно больше информации. И хоть это занимает очень много времени, но оправдывает усилия интересом к блогу и удовлетворением от качественно сделанной работы. Надеюсь, что сайт о Гауди Вас не разочарует.
Спасибо за ссылку!
Непременно изучу, причем досконально
Я очень люблю качественно сделанные и наполненные достоверной информацией сайты (блоги и т.п.).
С недавних пор Ваш сайт пополнил список любимых.
Творческих Вам успехов!
Поверьте, даже если Ваши читатели молчат…
это не значит, что не читают.
Читают!!! С интересом.
Так что Ваша цель — просвещать, — своей ЦЕЛИ достигает
Удачи! И еще раз — огромное спасибо!
Спасибо за оценку! Брала материала из разных источников, но больше всего помог сайтhttp://gaudi-barselona.ru/biography/detstvo/detstvo_10.html
Да, интересно. Очень интересно. Впервые читаю о Гауди неизбитую информацию. Интересно, а где можно прочесть его подробную биографию? По Вашим материалам похоже, что Вы знаете ответ на этот вопрос.
Церковь вообще-то, если быть точным, это собрание людей, объединенных любовью и верой. А здания для собрания верующих называются церквями только в обиходе. Поэтому, Саграда Фамилия — это не церковь, это храм, Википедия уточняет «Искупительный храм Святого Семейства» и здесь я с Вами соглашусь. М.б. я не права в том, что называю этот храм собором, но это допустимо в русском языке, как говорит та же Википедия. Для каталонцев, наверное, эта тонкость имеет значение.
В тексте есть неточность: Саграда Фамилия — это церковь. Храм, искупительная церковь. Единственный Собор в Барселоне — Кафедральный Собор Святого Креста.
Вадим, огромное спасибо за пожелания и интерес к необыкновенным людям и красоте. Такие отзывы помогают и придают мне уверенность в важности того, что делаю. Значит интересно не только мне, но и другим.
Благодарю Вас Тина за «познавательные странички» об интересных людях каждый день…
Рабочий день начинается с проверки почты…а тут Гауди…сказочная красота…
Хорошего вам дня и творческого вдохновения!
Да, Барселона необычный город, сказочный! Тина, Вы правы , что сделал это Гауди! Загадка! Конечно, за один день я увидела мало, но впечатление незабываемое!
Собор может производить такое впечатление, верю. Прочитала и взглянула на собор еще раз. Может казаться чудовищем, потому что во-первых, непривычно огромное, а во-вторых, он очень нагружен символикой и даже если не понимаешь ее, она все равно действует, даже если не хочешь. А Барселону сделал все-таки и Гауди. Видели ли Вы его известные дома — Висенс, Батло, Мало, парк Гуэля, дворец Гуэля? Они, наверное, не производят такого впечатления, как собор.
Тина, не знаю может и совпадение, буквально вчера читала о Гауди, о его соборе. Я была в Барселоне, чудо! сказка! А вот собор для меня, как чудовище! Не смогла зайти,наверно мои фобии. Сейчас прочитала и узнала другие подробности. Большое спасибо!!