Как направление в искусстве Ар нуво возникло в конце девятнадцатого века, став модным сначала в Европе, а потом и в США. Правда, век этого искусства оказался коротким – всего пятнадцать лет. Уже в начале двадцатого века появились признаки его заката. Одним из родоначальников Ар нуво был знаменитый художник Альфонс Муха, активно работавший в этом стиле десять лет.
Родом из чешской Моравии, он воспитывался в христианской культуре: с одиннадцати до четырнадцати лет пел в церковном хоре, откуда вынужден был уйти из-за ломки голоса. Но церковное искусство вошло в его плоть и кровь, вдохновляя до конца жизни.
Альфонс Муха начал рисовать очень рано и мечтал стать большим художником, заниматься высоким искусством, настоящей живописью, а прославился прикладным искусством, которое воспринимал как вынужденное занятие. Осуществить мечту о настоящей живописи ему удалось только после пятидесяти, когда появился грандиозный цикл картин об истории и мифологии славян.
Над ним он работал почти двадцать лет, создав двадцать монументальных полотен и объездив многие славянские страны. В конце же девятнадцатого века в воздухе витали совсем другие идеи: был запрос на роковых женщин, на роскошь, на богатые интерьеры богатых домов Парижа и Лондона, соблазнительных, романтичных, ярких, томных, изысканных красавиц будуара.
Художник воплотил запрос точно и вовремя. Стиль Альфонса Мухи возник не тотчас, он вырабатывался в течение многих лет, но,однажды явившись в образе героини Сары Бернар, стал образцом для подражания у многих дизайнеров и графиков.
Театральные афиши и программки, рекламы сигарет, пива, велосипедов, туристических маршрутов, буклеты меню для ресторанов и оформление обложек популярных журналов – всё это стало предметом творчества художника и всё пользовалось огромным успехом: заказов было столько, что он не успевал их выполнять.
После
Сам Альфонс Муха никогда не считал
Сара Бернар от увиденного пришла в восторг и в тот же день афиша предстала перед глазами изумлённой публики. Это был полный триумф неизвестного художника, хотя ему к тому времени было уже тридцать четыре и кое-что он всё-таки сделал. Сара Бернар тут же рекомендовала молодого человека в качестве главного художника театра и заключила с ним шестилетний контракт.
Торжественность атмосферы, преувеличенная роскошь изображения, вытянутая форма афиши, на которой героиня спектакля изображена в полный рост, необычный шрифт - всё было столь оригинально и не похоже на предыдущие афиши, что когда она появилась на улицах, казалось, город превратился в праздничную выставку.
Достаточно посмотреть на «Византийские головки» Альфонса Мухи, чтобы понять это: замечательные восточные орнаменты, круг над головой, похожий на нимб, позы фигур, напоминающие изображения святых, кресты, мозаичные узоры и сложная символика, которой пропитано всё его искусство.
А если добавить к этому культурную атмосферу Парижа, кто творил в это время (Тулуз-Лотрек,
Он затмевается роскошной женщиной, мечтательной, воздушной, с преувеличенно длинными волосами-"макаронами", естественно развивающимися на ветру и окутывающими всю ее фигуру, превращаясь в роскошную рамку. Такая же воздушная облегающая фигуру одежда красавицы, едва прикрывающая ее тело, драпируясь элегантными складками.
Стилизуя героинь под образы восточных женщин, художник наполняет свои картины цветами, листьями, изумительными по красоте арабесками, а завершают образ различные аксессуары: экзотические головные уборы, ювелирные украшения, золото и драгоценные камни.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Мария Шкапская. Ведьма, вакханка, волчица
- Симона Вейль: Церковь Голгофы. Окончание
- Вирсавия
- Биография Марины Цветаевой. Часть 2. Вскрыла жилы….
- Тоска и скука. Записки о любви
- Анна Каренина Толстого
- Роман в письмах. Продолжение
- Ирина Снегова. Забытые имена
- Надежда Плевицкая. Русский жаворонок
- Принцесса София. Париж-10. Часть 2.
Спасибо, Валерий! Да, я встречала это имя, когда писала об Альфонсе Мухе, а сейчас посмотрела его афиши. Они действительно великолепны!!! Но в них, думается, все-таки больше «плакатности». Вообще французская школа плакатов и афиш имеет большие традиции. Помню, когда приехала в Париж, меня поразила праздничность города, которая создавалась не в последнюю очередь огромными плакатами и рекламой. На фоне серости российских (а еще больше советских) городов это было особенно заметно. Зато потом, после возвращения из Парижа, было очень тяжело снова погружаться в эти серые улицы, в унылые лица и строгие нормы морали. Но человек ко всему привыкает и даже начинает оправдывать и эту серость, и эту унылость. И даже двадцать лет спустя не скажу, что наш город стал более праздничным. Другие традиции. А хотелось бы, чтобы российские города были более ярким и праздничным. Увы, это требует огромных денег и такое роскошество может позволить себе только Москва. Сейчас, правда, у нас стали раскрашивать дома в разные яркие цвета, но это не правило и далеко не традиция.
Спасибо Тина, очень вкусно Вы пишете!
Муха напомнил мне его коллегу, в некотором роде, Жюля Шере (Jules Chéret), который жил в Париже в примерно то же время и подобным же образом воспринимал женскую красоту, хотя живописный стиль у него несколько иной. Также он много работал в театре, писал афиши.
Прекрасные женщины у него парят в воздухе, танцуя и смеясь.
Когда он достиг всего, то уехал в Ниццу и работал некоторое время там. В частности, он расписал здание городской управы, а в музее изящных искусств, носящем его имя, много его работ.