В конце концов, Бенедикт Спиноза становится его учеником и знакомится здесь с европейской мыслью. Сближение с христианским миром, изучение Нового Завета и трудов европейских мыслителей постепенно отдаляют его от еврейской общины и традиционного иудаизма.
Он перестает посещать синагогу, критически отзывается о Ветхом Завете, подвергает сомнению многие даты и факты Священного Писания, отрицательно высказывается о бессмертии души и в его словах все больше слышны атеистические нотки, что вскоре доходит до ушей раввинов. Но пока был жив его отец, это не выливалось в открытый конфликт.
Со смертью отца отношения с еврейской общиной резко обостряются. Сначала Спинозу предупреждают за высказывания крамольных мыслей и отлучают от общения только на месяц, потом его хотели подкупить, чтобы он не распространял хульные мысли, наконец, двадцать седьмого июля 1656 года состоялось «великое отлучение», обставленное по всем правилам иудейской традиции.
Отныне ему запрещалось общение со всеми евреями, со всеми родственниками, его труды подлежали уничтожению и запрещены для чтения. Отлучение было пожизненным и неотменяемым, до сих пор имеющим силу. Была попытка и смертельного «отлучения» Бенедикта Спинозы.
Когда никакие уговоры и угрозы не помогли, к нему подослали убийцу. К счастью, нож только изрезал его плащ, который потом мыслитель хранил всю жизнь. После этого случая, стало понятно: оставаться в Амстердаме становится опасным.
Закончив судебное разбирательство с сестрами о наследстве отца, которое выигрывает, он добровольно отдает почти все имущество Ревекке и Мириам и уезжает в деревню Оуверкек недалеко от Амстердама. На вопрос, зачем же он судился, если все равно отдал наследство, молодой человек ответил в своем духе:
«Для того, чтобы уяснить, существует ли ещё в Голландии справедливость и правосудие. Богатства мне не нужны, у меня совсем другие цели».
Итак, в двадцать четыре года он становится абсолютно свободным и полностью независимым как материально, так и духовно. Начинается двадцатилетний период жизни, который Спиноза полностью посвящает философским и научным трудам, зарабатывая на жизнь шлифованием линз. Он погружается в изучение философии Декарта и латинского языка, на котором отныне пишет все свои труды.
Уроки немногим ученикам он давал бесплатно, что тоже ставилось ему в упрек: мол, даром распространяет атеизм и свое зловредное учение. К известности Бенедикт Спиноза никогда не стремился поэтому за двадцать лет было напечатано под его собственным именем единственное сочинение –
«Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом» с приложением «Метафизические мысли».
Через десять лет вышло второе сочинение философа «Богословско-политический трактат», написанное им по просьбе премьер-министра голландского правительства Яна де Витта, близкого друга Спинозы, убитого заговорщиками. Всегда уравновешенный и внешне спокойный, на этот раз Спиноза плакал.
Трактат вышел под вымышленным именем. Однако подлинное авторство было вскоре установлено и через четыре года сочинение запретили. Все остальное («Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума», главный труд философа «Этика», последнее произведение «Политический трактат» и «Учебник по грамматике иврита») было напечатано друзьями после смерти мыслителя.
Последние годы философ жил в Гааге, в доме художника, с которым был дружен. После смерти Бенедикта Спинозы двадцать первого февраля 1677 году в его кабинете было найдено много готовых линз, его рукописи и письма, двести гульденов и долги...
Соединение иудаизма и европейского мышления делали Бенедикта уникальным мыслителем. Главное, что отличает философию мыслителя от иудаизма и христианства, а также многих других религий, наделяющих Бога человеческими качествами, так это его совершенно особое понимание Бога.
Он не признает Бога подобного человеку, состоящему из тела и разума, подверженного страстям и своим желаниям: хочу - творю, хочу - нет, хочу наказываю, хочу - милую. У Бога нет ни воли, ни ума, как у человека.
И все разговоры о Божьих целях, намерениях, воле, предпочтениях и т.д. является просто фикцией. Поверить в обратное, значит стать жертвой тех суеверий, которые лежат в основе организованных религий.
Вещи произведенные могли быть произведены Богом только так, и никак иначе. Порождающая природа или Бог всегда строит все по строго математическим законам, которые всегда и везде одинаковы, им нет альтернативы. Нарушаться могут только человеческие законы, но не божественные.
В Боге нет ничего случайного, все - необходимость и всему есть причина. Позднее Альберт Эйнштейн, большой поклонник Спинозы, образно выразил это так: «Бог не играет в кости». Эйнштейн считал, что Спиноза произвел настоящую религиозную революцию, создав особую космическую религию.
А поскольку все существующее необходимо, рассуждает далее Спиноза, то свободы воли не существует в принципе. Только в силу ограниченности человек не видит связи между вещами и не может найти причину, потому что ему присущи страсти и аффекты. Свобода – это то, что противостоит насилию и рабству, а не необходимости и причинности.
Бог - это безличная, беспредельная, абсолютно совершенная и не похожая на человека субстанция или вещество, из которого состоит всё и вся. Это не личный Бог, сотворивший человека по своему образу и подобию, вдунувший в него Свой дух.
Не тот Бог, который отлучает человека от общения с собой в наказание за грехи или возвращает свое общество за хорошее поведение и добродетель. Это также невозможно, как невозможно приписать человеку атрибуты, делающие совершенным слона или осла.
Бог - это порождающая природа, единая и неделимая, единственная и уникальная, бесконечная и вечная, не нуждающаяся для своего существования ни в ком и ни в чем. Она обладает только двумя свойствами, независимыми друг от друга, протяженностью и мышлением. Первое из них свойственно материи, второе – разуму.
А поскольку Бог существует везде, в каждом его порождении (природе порожденной) – в травинке, паучках и муравьях, в каждой вещи и каждом человеке, то и в каждом из них присутствуют оба атрибута: первый проявляется в движении и покое, второй - в наделенности каждой вещи, животного и человека душой, которую философ называет идеей.
Назвать Бенедикта Спинозу атеистом может только тот, кто не принимает его понимание Бога, а называть его пантеистом можно только в том смысле, что он не признает трансцендентного Бога, находящегося где-то там, далеко и строго наблюдающего сверху за деяниями каждого.
Спиноза пропитан Богом, он им опьянен, хотя его Бог абсолютно трезв. Мыслитель порвал только с преступлением и наказанием от Бога, только с тем Богом, который внушает человеку страх.
Мыслитель был против страха в любом его виде, в том числе, и прежде всего, религиозном. Невозможно строить нравственность и совершенство на страхе.
В этом сила Бенедикта Спинозы и слабость тех, кто считает, что страх может удержать человека от проступка. Это не более как суеверие и манипуляция, которыми активно пользуется организованная религия. Ключ к открытию и познанию Бога - философия и наука, а не религиозный трепет и благоговейное подчинение.
Первые ведут к просветлению, свободе, правде и покою, вторые - к суеверному поведению и подчинению не Богу, а церковной власти. Конечно, человек, в отличие от Бога, совершенного и беспричинного, есть существо несовершенное.
В нем присутствуют страсти, которыми человек часто не может управлять. Но к его совершенству, по глубокому убеждению Бенедикта Спинозы, ведет не страх, а истинная вера и ясное познание.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Православная и католическая икона. Часть 2.
- Пассия: за и против
- Страстная среда
- Второй уровень понимания иконы. Свет и цвет
- Похвальная Суббота. Акафист Богородице
- Святитель Николай Японский (Николай До).
- Действие иконы
- Православная икона. Пространство и время
- Великий Канон
- Преподобный Максим Грек, окончание
Спасибо, Роза. Вы давно не писали комментарии, но я всех моих комментаторов помню и сразу узнаю их по именам. И особенно большое спасибо за любовь к философии и философам. Писать о них невероятно сложно, по крайней мере, мне. Со Спинозой — тоже не было легко. Философов надо читать, тогда что-то о поймешь конкретно. Но когда начинаешь читать, то затягивает как в омут, с головой. Есть опасность, что не выкарабкаешься, т.е. ничего не напишешь, потому что все кажется по сравнению с ними — бледным и недостойным. А хочется, чтобы и другие прикоснулись к философской мысли хоть чуть-чуть.
Спасибо за комплименты и за пожелания, они очень важны для меня.
Замечательно, просто замечательно!! Очень интересный материал о таком удивительном человеке истины, об этом глубочайшем и честнейшем философе, так хочется всё больше и больше узнавать о нём и насыщаться его блестящим полётом мысли, и как можно глубже и ощутимее нырять в глубины мысли Спинозы.
Спасибо большое!!
Так интересно, так интересно, а может, есть ещё что-нибудь, в продолжение этой увлекательнейшей темы — Спинозы, а?!
Вот было бы здорово, если продолжение следует….. а, ?!
Ещё раз большое спасибо!!
Всего Вам самого доброго и, и наилучшего, и успехов!!
P. S.: Да, и про Сартра тоже очень интересно, да и вообще Вы всегда очень интересно и талантливо пишите, просто-таки, одно удовольствие Вас читать!!
Спасибо!
Очень полезная информация, тонкие комментарии. Так и кажется, что наша жизнь — это рассуждения о Боге и о нашем месте в этой созданной им жизни. Если бы… Спасибо за Ваш вдохновенный труд. Удачи!
Да… это так.
К сожалению, в Ваших словах много правды. Эксплуатация веры, безнадежности, страха и попытки найти хоть какую-то опору в беде — очень доходное дело. Но если вера крепкая и человек готов взять на себя ответственность за собственные деяния, то церковь ему не нужна. Эти аргументы стали основой протестантизма, но и он не без греха, стремясь все-таки подчинить себе человека. Церковь никогда не исчезнет, потому что люди разные: кто-то может обойтись без посторонней помощи, а кто-то нет, один сильный, другой — слабый. Каждый вправе выбирать свой путь в этой жизни. Кроме того, есть еще понятие традиции и традиционной религии. Это тоже сила, да еще какая! Так что космическая религия, которую, по словам Эйнштейна, создал Спиноза — только для мыслящих, стремящихся к знанию и пониманию. Но таких все-таки меньшинство. Большинство — обыкновенные люди, которые хотят простых вещей и человеку всегда будет присуще чувство страха, тревоги, безнадежности. И если церковь кому-то помогает преодолеть их, то я — за. Каждому — свое. Невозможно никого заставить верить (невольник — не богомольник). Но так же невозможно человека заставить не верить и не ходить в храм.
Если б Спиноза появился сейчас, то был бы весьма удивлен тем, что ничего не изменилось…Анекдот ( опять советских времен Брежнева): «Оживили Ленина… Он осмотрелся и, попросил оживить Дзержинского. Когда тот ожил, Ленин звонит ему и говорит:- Феликс Эдмундович… Начинаем все сначала!!!!» 😉
Я как-то писала: думаю, что среди священников больше всего атеистов. Это в первую очередь теологи, которые и философы. Все церковные учения, истории и притчи клеймят сомнения… верующий не должен сомневаться, а любой, мало-мальски разумный человек не может не сомневаться, а что говорить об ученных… Если даже Моисей был наказан за сомнение, и за это только увидел землю обетованную, но так и не ступил на нее, то какое наказание ждет тогда простолюдина?… страшно ведь…Церковь не может капитулировать, потому как преследует только одну цель — разделяй и властвуй. Она никогда не сдаст позиции, хотя даже одной жертвы достаточно, чтобы она это сделала, но церковники умывают руки, со словами «все в руках божьих»…Этож какие кровавые руки у мировых божеств.
Вера — вот чем пользуется церковь. За тысячилетия, церковь так поднаторела в области веры, что не гнушается даже запугиванием масс, лишь бы не потерять бразды правления.
Только всеобщее образование, только разумное и грамотное общество, может быть справедливым … но когда это будет
К сожалению, это так. Когда писала текст, так и слышала обвинения в том же самом, в чем обвиняют и Вас. Спиноза — не теолог, он философ. Его Бог — не Бог верующих, для которых гораздо важнее поклонение и вера в чудеса, чем понимание того, кому они на самом деле поклоняются. Вы не представляете, как священники и церковники ополчаются на философию. Знаю это по себе. Даже невинная защита философии вызывает гнев у власть придержащих в церкви. Хотя во всех семинариях и ДА философия изучается и есть много богословов, почитающих философию не менее, чем Священное Писание. Однако в церковной практике таких богословов очень мало, в провинции их просто нет. Все ограничивается запугиванием, защитой церковнослужителей без объяснения того, почему священник, совершивший по человеческим меркам постыдный поступок, должен оправдываться, а простой прихожанин — обвиняться. Спиноза, который хорошо знал религиозную практику, т.к. посещал синагогу в течение нескольких лет, все это видел. И его выводы основываются не на голом умствовании, а в том числе и на практических примерах.
«Свобода – это то, что противостоит насилию и рабству, а не необходимости и причинности.»
«Бог — это порождающая природа, единая и неделимая, единственная и уникальная, бесконечная и вечная, не нуждающаяся для своего существования ни в ком и ни в чем.»
В устах Спинозы, это звучит величественно,… но стоит мне где-нибудь сказать подобное, на меня обрушиваются обвинения в ограниченности, материализме и атеизме… хотя мне и не все равно,….но разве можно это состояние сравнить с тем упоением, что твои взгляды совпадают с взглядами великих…( простите мне мое самомнение ;))