(Начало
Взгляд молодого художника больше основывается на индивидуализме, чем коллективизме, в нем сильны психологические и сюрреалистические мотивы.
Артгруппа молодых художников Китая, в число которых входил
решили организовывать свои выставки на собственные деньги. По-настоящему они заявили о себе выставкой 1989 года «Китай/ Avan-Garde» в Национальном художественном музее Китая.
Подъем волны нового искусства закончился разгоном студенческого восстания в 1989 году, после которого наступили разочарование и цинизм, как естественная реакция на идеализм и завышенные ожидания восьмидесятых. Тогда часть художников новой волны ушла в подполье, часть уехала за границу, большая часть оказалась в Гонконге.
Чжан Сяоган в 1992 году уезжает в Германию, где в течение трех месяцев знакомится с современным западным искусством, ищет свою тему и свой стиль. Здесь он увидел картины Магритта и Рихтера, которые оказали на него решающее влияние.
Магритт научил его смотреть на историю своей страны с определенного расстояния, отстраняясь от капризной реальности, с которой сталкиваешься ежедневно. В то же время художник понял, как можно описать жизнь, не пренебрегая сердцем и построить мистическое царство, в котором будет место для отдохновения души.
С помощью Магритта Чжан Сяоган нашел способ, как соединить несоединимое в едином пространстве: монологи внешней жизни и внутренней, истории и личности, реальности и мечтательной иллюзии, частной жизни и публичной. Личный островной мир он соединил с большим внешним миром посредством публичного языка, в котором невысказанные общественные травмы нашли выражение через маленькие секреты физических лиц.
Вернувшись домой из Германии, Сяоган начал рассматривать семейные фотографии, увидел молодое, красивое лицо матери времен Культурной революции, его захлестнула ностальгия и у него появилась идея, связанная с памятью, прошлым, историей. Так семейные фотографии и волна воспоминаний далекой поры детства неожиданно стали новой отправной точкой для его творчества.
На память пришли эксперименты с фотографиями Герхарда Рихтера шестидесятых годов, которые так восхитили Чжан Сяогана. В них Рихтер соединил личные воспоминания, идеологию соцреализма ГДР и ценности запада ФРГ, куда художник бежал.
Так в тридцать пять лет Чжан Сяоган нашел то, что сегодня называется его феноменом и стало парадигмой современного коммерческого успеха. В 1993 году появились первые семь картин серии «Bloodline: Big family». Большую роль в выборе тем истории, наследственности и судьбы сыграла и его личная судьба и семейная трагедия: психическое заболевание матери.
Образы серии двусмысленны, находятся на грани между реальностью и мистикой, покоем и печалью, но под гладкой поверхностью картин и серой униформой живут живые души, которые борются за себя и друг друга, тщательно скрывая это от других. Блестящие глаза и размытые фигуры выдают напряженный диалог между двумя полюсами, присутствущий во всех картинах Чжан Сяогана, в том числе и в последних сериях: «Амнезия и память», «Зеленая стена», «Площадь Тяньаньмэнь».
Следующие десять-пятнадцать лет – с середины девяностых до середины двухтысячных – стали для него триумфальными. Его картины выставляются в самых известных галереях мира и присутствуют на самых престижных аукционах. Художник смог выразить то, что многих волнует, и не только в Китае.
Чжан Сяоган – не политический художник, его больше волнуют метафизические и психологические проблемы: как происходит дегуманизация общества, как социальность стирает с лиц индивидуальность, как каждый старается выглядеть лучше, чем он есть, подводя глаза, садясь в самую красивую позу перед фотографом и принимая выражение, не свойственное человеку в обычной жизни. Человек все больше и больше становится товаром.
Серия эволюционировала, менялись очертания фигур, лица становились неотличимы друг от друга, производными от образа его матери, которая и не подозревала о своей роли в его творчестве. Художник почти никогда не говорил с родителями об искусстве, оно мало их интересовало и они мало его понимают. Их интересует здоровье сына. Самый частый вопрос матери: «Как ты себя чувствуешь?»
Каждый год, почти двадцать лет, начиная с 1997 года, проходят персональные выставки Чжан Сяогана с картинами его знаменитых серий - «Bloodline: Big family», «Амнезия и память», "Площадь Тяньаньмэнь": Париж, Нью-Йорк, Токио, Прага, Хельсинки, Австралия, Венеция. Продолжается его участие и в групповых выставках. Пришло признание на родине: в 2006 году состоялась персональная выставка в Пекине.
В новой серии «Амнезия и память» художник вновь ставит метафизическую и психологическую проблему - человеческой памяти. Память человека очень избирательна и ненадежна. В ней неожиданно что-то теряется или подменяется другим образом, независимо от самого человека. Срабатывает защита от социальности, которая старается всех унифицировать и подогнать под единый стандарт.
В последние годы художник пишет новые серии: «Зеленая стена», «Площадь Тяньаньмэнь» и делает скульптурные изображения.
Да, пришли награды, призы, деньги, известность, слава... Но сам художник говорит, что просто он оказался в нужное время в нужном месте. Чжан Сяоган говорит, что он просто счастливчик, потому что делает то, что нравится ему и что востребовано другими. Но он никогда не будет следовать за рынком.
И если нарисует что-нибудь, что рынок не примет, то это ничего не поменяет, потому что настанет время, когда он это примет. И потому каждый день продолжает он делать то, что ему нравится больше всего: приходит в мастерскую и закрывается. Закрывается, чтобы сосредоточиться и продолжать работать.
Чжан Сяоган любит работать до глубокой ночи, любит хорошие гонконгские сигареты, пить зеленый чай и слушать музыку...
Тина Гай
P.S. Автор благодарит
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- М.Шагал. Русский период
- Зависть профессионалов
- Геннадий Павлов. В час перед рассветом
- Павел Филонов: художник трагедии
- Хаим Сутин-4. Окончание
- Пьер Боннар
- Мэттью Стоун
- Азбука Александра Бенуа. Окончание
- Аршиль Горки. Население потерянных душ. Часть 2
- Елена Поленова. Она жила в сказке