Образ, к которому обращаешься, откликается только на искреннюю молитву, а не знание о ней. Можно хорошо разбираться в сюжете иконы, ее цвете, но быть при этом совершенно не верующим.
Такой подход - искусствоведческий и культурологический, а не церковный. Тогда икона помещается в музей и является уже просто произведением искусства наравне с другими жанрами и картинами.
Православная икона, вырванная из сакрального церковногопространства, в котором и для которого она возникла, теряет свое назначение - помогать людям, которые к ней обращаются с молитвой.
В музее не поклоняются, как в храме, и не почитают, как в церкви, ею любуются, изучая цвет, свет, пробелы. Она становится таким же памятником искусства, как Библия становится литературой, если она не участвует в богослужении.
Расскажу в связи с этим случай из своей жизни. Есть в городе Екатеринбург
Душа радуется, когда смотришь на нее. Хорошо отреставрированные, незакопченные, не затемненные, светлые иконы. Спасибо Ройзману, который создал музей на собственные средства, и кто-то действительно будет любоваться этой коллекцией. Но вышла я из музея печальная.
Услышала там разговор, видимо, художников, на чисто технические темы: как отличаются пробелы ликов на разных иконах (на одной больше, на другой меньше), обсуждали еще какие-то художественные приемы как профессионалы-художники.
Посмотрела на деток, для которых в музее была организована экскурсия: показывали и рассказывали о святой древнерусской иконе, а они разбегались, хихикали и откровенно зевали.
Все это оставляло какой-то неприятный осадок, потому что иконы здесь «не работали», а были собраны и засушены как бабочки в коллекции. Вспомнилась книга Фаулза «Коллекционер», в которой сумасшедший коллекционировал живых, держа молодых девушек в подвале. Так и здесь, хоть и не в подвале.
Не возбуждала икона молитвенного настроения, не выполняла здесь своего предназначения и не достигала цели. Вряд ли среди деток кто-то и знал такие слова, которые произносила экскурсовод. Для них икона была связана с чем-то экзотическим, старушечьим, темным, с церковью, в которую, наверняка, они не заходили со времен своего крещения (знаю это по своему внуку).
На третьем уровне осмысления православной иконы уже не мы постигаем образ, а он в ответ на наши горячие молитвы и веру начинает что-то с нами делать, что-то менять в нас и нашей жизни. Икона начинает откликаться на наш зов. С этим связано множество чудес исцеления, но кому-то дается исцеление, а кто-то уходит ни с чем. «По вере Вашей да будет Вам».
Именно так: по вере, по молитве, происходят чудеса. И в силу этого любая икона чудотворна, поскольку чудотворение зависит от нашей веры и нашей духовной жизни, а не от смотрения на икону.
Кстати, одной из причин гонений на иконы в 7 веке (период иконоборчества), было именно такое идолопоклонническое отношение к иконе. Прихожане приносили в храм свои иконы, перед которыми молились, не замечая и не признавая других, священники счищали краску с икон, добавляя ее в потир, считая, что это добавляет чудодейственности крови Христовой, веря в исцеление краской.
Это вера потребительская, суеверная, вера больше в доски и краски, чем в образ и первообраз, к которому икона отсылает и которому поклоняются, молясь перед ней. Сегодня отголоском идолопоклонничества является молитва только перед конкретным образом, когда в каких-то конкретных случаях верят только одному образу Богородицы (например, иконе «Знамение» в случае исцеления от пьянства), не обращаются к другим. Как будто Богородица на разных иконах разная.
Вера не в молитву, не в свою духовую жизнь, а в икону как магический предмет поклонения, делает иконопочитание идолопоклонством, так же как и простое освящение куличей и яиц на Пасху становится просто обрядом, теряющим священный смысл.
Почитание икон и молитва перед ними связаны с тем, что наша молитва очень слабая, и мы просим святых, запечатленных на иконе, стать нашими заступниками и молитвенниками перед Господом. Чаще всего обращаемся к образу Богородицы, Заступнице людей перед Сыном. «Заступница усердная» молится за всех скорбящих, болящих, увечных.
Чудодейственную силу проявляют разные иконы: и Богородичные, и иконы святых, мучеников, святителей. Вспомним - любая икона чудотворна, потому что чудотворность творим мы своей молитвой и жизнью. В истории православия есть тысячи икон, которые прославились чудотворениями, помогавшие благочестивым людям в различных нуждах, а также в избавлении от врагов и войн по вере.
В основном это Богородичные иконы: "Владимирская", "Казанская", "Смоленская", "Домостроительница", "Почаевская", "Неупиваемая чаша", "Знамение", "Нечаянная радость",
Но самое главное - надо вырасти в такую полноту духовной и молитвенной жизни, когда можешь молиться без иконы, просто закрыв глаза,и обратившись к Господу без посредника:«Господи, помоги, спаси и сохрани!». Икона – лишь помощница и путеводительница в нашей вере и на пути обожения.
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Свет миру. Исцеление слепорожденного
- Смерти нет
- Полюбить себя
- Святитель Николай Японский (Николай До).
- Симона Вейль. Путь Креста
- Мытарь и фарисей
- Дебора и Барак
- Симона Вейль
- Святым духом...Иконография Пятидесятницы
- Спорительница хлебов
Да, конечно, Вы правы. Но если икона не работает в своем сакральном пространстве, а является только и прежде всего художественным произведением, то это уже что-то другое. Икона как икона, кроме художественной ценности, что не всегда присутствует в иконе, особенно в современной, тем не менее, как первообраз, всегда сохраняет свой иконный статус. Другими словами художественная изобразительность в иконе не самое важное, скорее даже наоборот: она отвлекает от первообраза, особенно когда в ней много второстепенных деталей. Невьянская икона грешит этой «красивостью» и декоративностью, что не характерно для истинно русской православной иконы. Связано это с тем, что Невьянская икона имеет украинские корни, которые близки к западным. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что любая, даже бумажная, икона может со временем по своей намоленности стать чудотворной. А какая уж в бумаге сакральность! Ан нет.
Икона, тем более в музее, кроме всего, является художественным произведением. Иконы создавались, и будут создаваться впредь. С этой точки зрения обсуждение художественные приемы профессионалами-художниками может быть только полезным для будущих иконописьцев и художников. Так, что нет приичины печалиться по поводу услышанного разговора.