(Начало здесь и здесь) В мире не так много писателей, поэтов и философов, как Джебран Халиль, в равной степени интересных и популярных как на востоке, так и на западе. Джебран Халиль прожил всего 48 лет и умер от рака печени, оставив книги, философские эссе, дневники, письма, рисунки и картины. Его произведения переведены на многие иностранные языки, а по популярности он занимает третье место, уступая только Шекспиру и Лао-цзы.
Родился Джебран Халиль в январе 1883 года в бедной ливанской семье. Мать поэта- философа была родом из старейшей, знаменитой и уважаемой семьи христиан-маронитов. Но Джебран Халиль не стал христианином, как не стал и мусульманином, хотя изучал Библию наряду с арабским и сирийским языками.
В детстве он часто бывал свидетелем конфликтов и ссор на религиозной почве и тогда пришел к выводу, что религия только разъединяет. В конце концов он становится убежденным язычником, не присоединившись ни к одной из религий. Его творчество – это синтез многих идей востока и запада, христианства и ислама.
Джебран Халиль. Пятнадцать лет
Отец мальчика был азартным игроком и пьяницей, что, в конце концов, привело к крупным долгам, разорило семью, а сам он оказался в тюрьме. На руках тридцатилетней женщины осталось четверо детей. Мать решает эмигрировать в США вместе со всеми детьми. Отца, как имевшего судимость, в США не пустили.
В Америке старший брат открывает маленький магазинчик, что стало единственным источником доходов семьи и Джебран Халиль пошел в школу для детей-иммигрантов Там заметили его способности, особенно к рисованию. Постепенно он знакомится с писателями и художниками, начинает делать иллюстрации к книгам и становится известным в этих кругах.
Но по мнению матери и старшего брата это окружение не очень хорошо влияло на мальчика и в пятнадцать лет его отправляют обратно в Ливан, чтобы он получил образование в своей культурной среде. Четыре года Джебран Халиль учится в Бейруте, но узнав о тяжелой болезни сестры он возвращается в Бостон.
Следующие годы стали самыми тяжелыми: в четырнадцать лет от туберкулеза умирает сестра Султан, через год, тоже от туберкулеза, умирает старший брат Петр, наконец, в тот же год умирает от рака мать. Магазин пришлось продать. Чтобы спастись от депрессии, Джебран Халиль начинает писать.
Через два года впервые и с большим успехом проходит выставка работ Джебрана Халиля и выходит его первая книга.
Джебран Халиль. Божественность
Ты спрашиваешь, как я стал безумцем. Случилось это так.
В незапамятные времена, когда многие Боги еще не родились, я очнулся от глубокого сна и увидел, что мои маски похищены – все семь масок, которые я сам вылепил и носил в семи жизнях. – И я, без маски, пустился бежать по людным улицам с воплем: "Воры, гнусные воры!"
Мужчины и женщины насмехались надо мной, а иные, в испуге, прятались в домах.
Когда я вбежал на рыночную площадь, один юноша, стоявший на крыше дома, воскликнул: "Глядите, глядите, безумец!" Я поднял на него взор, и солнце впервые поцеловало мое голое лицо. Впервые солнце поцеловало мое голое лицо, моя душа вспыхнула любовью к солнцу, и маски сделались лишними. И в исступлении я вскричал: "Блаженны, блаженны воры, похитившие мои маски!"
Так я стал безумцем.
В этом безумии я открыл для себя свободу и безопасность; свободу одиночества и безопасность от того, чтобы быть понятым, ибо те, кто понимает нас, порабощают в нас нечто.
Но не пристало мне слишком кичиться своей безопасностью. Даже вору в тюрьме и тому не грозит опасность от другого вора.
***
Джебран Халиль. Покой
Мой друг
Мой друг, я не таков, каким кажусь тебе. Кажимость – всего лишь одежда, которую я ношу, – со тщанием сотканная одежда, оберегающая меня от твоих расспросов, и тебя – от моего безразличия.
Мое «Я», друг мой, обитает в доме молчания, и там оно пребудет вовек, непознанное и недосягаемое.
Я не хочу, чтобы ты верил моим словам и полагался на то, что я делаю, ибо мои слова не более как твои собственные мысли, обретшие звучание, а дела мои – твои воплощенные надежды.
Когда ты говоришь: «Ветер веет на восток», я соглашаюсь: «Да, он веет на восток», ибо не хочу, чтобы ты знал, что разум мой обитает не на ветру, но на море. Ты не можешь понять мои мысли, рассекающие морскую гладь, но я и не хочу, чтобы ты их понимал. Я буду в море один.
Когда для тебя день, мой друг, для меня – ночь; но и тогда я говорю о полудне, что пляшет на холмах, и о лиловой тени, скользящей по долине, ибо тебе недоступны песни моей тьмы и не дано увидеть, как мои крылья бьются о звезды, – и я рад, что ты этого не слышишь и не видишь.
Я буду с ночью наедине. Когда ты всходишь в свой Рай, а я спускаюсь в свой Ад – даже тогда ты зовешь меня с другого края непреодолимой бездны: «Мой спутник, мой товарищ!» – и в ответ я зову тебя: «Мой товарищ, мой спутник!» – ибо не хочу, чтобы ты увидел мой Ад – пламя опалит твой взор, ты задохнешься дымом. К тому же я слишком люблю свой Ад, чтобы допустить тебя туда. Я буду в Аду один.
Ты любишь Справедливость, Истину и Красоту, и я, тебе же на пользу, говорю, что любить их – достойно и прекрасно. Но в душе смеюсь над твоей любовью. И все же не хочу, чтобы ты слышал мой смех. Я буду смеяться один.
Мой друг, ты – добр, осмотрителен и мудр, ты само совершенство, и я тоже говорю с тобою мудро и осмотрительно. И все же я безумец. Но я таю безумие под маской. И буду безумствовать один.
Мой друг, ты вовсе мне не друг, но как мне втолковать тебе это? Мой путь отличен от твоего, хотя мы идем вместе, рука об руку.
Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
Да, Джебран Халиль стоит того, чтобы его читать.
Спасибо, скачал с сайта все его работы, почитаю умного человека. Удачи!