В число
В том, и другом случае числа невероятно большие и, конечно, не соответствуют действительности. Они - символ жестокости и расправы с ничем не повинными людьми. Поэтому за выражением «Избиение младенцев» прочно закрепился переносный смысл: убийство невинных.
История избиения младенцев настолько трогательна, что ей посвящено множество картин, потрясающая и трагическая колыбельная неизвестного автора начала XIV века Coventry Carol, которую Вифлеемская мать поёт своему ребенку, зная о его гибели.
Колыбельная считается Рождественским гимном и английской
Люлли, lullay, ты крошечный ребенок,
Пока до свидания, Люлли, lullay.
Люлли, lullay, ты крошечный ребенок,
Пока до свидания, Люлли, lullay.
(Отрывок колыбельной)
Так с самого рождения Иисуса Христа его история сопровождается многочисленными мученическими смертями и жертвами, в числе которых первыми стали Вифлеемские младенцы. Их почитание началось с первых веков христианства.
Событие избиения младенцев, о котором в Евангелии от Матфея сказано очень скупо всего три стиха в несколько слов, обросло множеством деталей, дополнений и легенд, особенно заметных, если смотреть библейские иллюстрации, фрески, книжные миниатюры, картины и скульптурные горельефы последовательно - с первых веков до последнего времени.
Существует давно отмеченная тенденция: чем к более раннему периоду относится композиция или икона, тем меньше в ней деталей и фигур, тем она более лаконична в выборе главных действующих лиц и тем более прозрачен смысл запечатленного события.
Все второстепенные детали, о которых желает поведать иконописец, выносятся в клейма, обрамляющие главное событие или святого. Такова православная традиция. Католическая традиция иконописи пошла другим путем - включения в икону как можно большего числа деталей, которые должны поведать неграмотному человеку все о событии.
Первые изображения Избиения младенцев принадлежат Византийскому периоду христианства и поражают спокойствием, лаконичностью, отсутствием множества фигур и эмоций. В ней только царь Ирод (в нимбе!), отдающий приказ, воины, готовые его выполнить и женщины, ожидающие участи своих детей. Это начало трагедии, где еще нет кровавых сцен.
С момента, когда появились апокрифические сказания о Детстве Иисуса, Избиение младенцев превращается в широкую трагическую панораму с множеством жестоких подробностей и сцен. Это уже не только Ирод, воины и убитые горем женщины, но и убегающая в горы Елисавета, прячущая свое дитя - Иоанна Крестителя – от преследователей, а также ее муж, отец Иоанна, Захария, которого убивают за отказ выдать жену и сына в руки палачей.
Об этом рассказывает Псевдо-Матфей и православное сказание об Избиении младенцев, акцентирующее внимание на зверствах воинов-палачей, плаче матерей о своих детях:
«Побивались младенцы различно: одних убивали мечем, других разбивали о камни и стены, иных бросали оземь и попирали ногами, душили руками, разрывали и раздирали на части, пронзали, разрубали пополам. Горько рыдали матери: великий вопль их доходил до небес; они рвали на себе волосы и одежду и терзали себя, так что исполнились слова пророка Иеремии: “Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет” (Иер.31:15; Мф. 2:18).
Концовка текста очень характерна для Евангелия от Матфея, приводящего множество цитат из Ветхого Завета. Параллелей и прообразов новозаветного Избиения младенцев в Ветхом Завете действительно много. Это и Авимелех, убивший всех своих братьев и ставший судьей над иудеями, это и Гофолия, прототип Ирода, отдавшая приказ избить всех сыновей царя, от чего спасается единственный потомок царя Давида Иоас, прообраз Иисуса Христа.
Это и история с царем Саулом, приказавшим убить всех священников, давших хлеб с престола царю Давиду во время его бегства от Саула. Саул – прообраз Ирода, Давид – Иисуса Христа, священники – Вифлеемских младенцев.
Ветхий Завет полон такими кровавыми бойнями. Ужас и горе, которые слышны в плаче матерей, трагедия воинов, избивающих своих единоверцев, страх Ирода за свое царское кресло – все это имеет параллели и в наши дни. И далеко за примерами ходить не надо: они рядом.
Связь евангельских событий с современностью и политическими реалиями использовал один из лучших художников всех времен и народов - Питер Брейгель Старший.
Ему принадлежит целая серия рождественских картин: «
Последняя картина - одна из самых поразительных, в которой под видом евангельской истории Питер Брейгель рассказывает о произволе тогдашних испанских властей, разорявших и убивавших совершенно невинных нидерландцев.
Как всегда у Брейгеля, картина дает широкую панораму крестьянской жизни фламандской деревни того времени с мельчайшими ее деталями, правдивостью и сдержанностью, глубиной и отстраненностью. В ней нет открытых страстей и эмоций, как в картинах «Избиение младенцев» Рафаэля, Пуссена, Матео ди Джованни, Корнелиса ван Хаарлема, Тинторетто или Рубенса.
Здесь все очень сдержанно, спокойно, но драма евангельских младенцев становится трагедией простых людей. Вот солдатня входит в маленькую деревушку. Олицетворением зла является Черный человек, сидящий на коне впереди всадников с пиками и холодно наблюдающий за сценой избиения.
Этот человек очень похож на Альбу, короля Филиппа II, которого Брейгель сравнивает с Иродом. Все сцены насилия показаны просто и даже буднично.
Вот один из воинов несет ребенка как мешок зерна, родители уговаривают его оставить младенца, а второй малыш тянет папу назад в дом. На другом конце картины идет штурм дома, в котором хозяева стараются спасти своих детей.
Вот убегающая женщина, прижавшая к себе ребенка, напрасно пытающаяся его спасти. Вот женщина, обезумевшая от горя с убитым младенцем на коленях, спокойно поправляет свои серьги.
А рядом женщина уговаривает солдата не забирать невинного младенца на смерть. Вдалеке среди этой бойни солдат спокойно мочится у стены, не обращая внимания на происходящее вокруг. Боль художника за жителей родной земли чувствуется во всем.
У Брейгеля есть два варианта картины: один – со страшными сценами убийства младенцев испанцами, вторая – с грабежом в деревни, где младенцы заменены на домашних птиц. Но как ни старался художник замаскировать, в угоду заказчику, кровавые сцены убийств, из-под домашних птиц видны ручки убитых.
«Святых мученик иже Христа ради избиенных от Ирода в Вифлееме 14 тысящ. Ирод царь седит на престоле, за ним мучители младенцов биют и секут мечи и на копиях подымают пред царем, а жены из загорья видет плачут, простовласы, а за царем град стоит и башни, а у воинов под ногама много младенцов побитых лежат, мертвы в крови»
В современных вариантах Вифлеемские младенцы-мученики стоят в белых одеждах на кроваво-красном фоне мучеников с золотыми нимбами. Невинные дети причислены к лику святых.
День памяти младенцев в православии совершается одиннадцатого января двадцать девятого декабря по с.с.), в католичестве - 28 декабря. По старым обычаям этот день считается самым трагическим в церковном календаре. В этот день ничего важного не предпринималось, новых одежд не надевалось, хозяйки не стирали, не стригли ногти и волосы, не убирались и не скреблись.
В Великобритании, например, в этот день нельзя ничего делать, поскольку он считается «гнусным днём», как для рождений, так и для свадеб. Считался плохим и день недели, на который выпадал день избиения младенцев.
По этой причине король Англии Эдуарда IV отложил свою коронация, назначенную на день Избиения младенцев. Король Франции Людовик XI тоже в этот день никакими делами не занимался, ни политическими, ни иными другими. Он очень сердился, если кто-то из окружающих обращался к нему с каким-либо делом.
Этим днем заканчивались празднования, начатые в
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Уильям Блейк - Художник
- Икона «Вознесение»
- Часослов
- Запрет: Не вари козленка в молоке матери его
- Молчание. Место, где рождается слово
- Новое богословие. Фон Бальтазар
- Максим Грек
- Маттиас Грюневальд
- Начало Великого Поста 2013
- Пьер Абеляр. У времени в плену...
Прошлое оно и есть прошлое, о нем только и можно что делать — только вспоминать. Жить так, как жили в прошлом, никогда и никому не удавалось. В одну реку… Да и вообще, у меня давно уже другая жизнь с маленькими радостями в виде глинтвейна и фисташек. Так и в Новый 2015 год войду с моим любимым напитком, орешками, салатиком из капусты и еще с чем-нибудь вкусненьким из фруктов. Очень, кстати все полезно, вкусно и празднично! А вот 7 января у меня, как всегда, будут мои давние знакомы, с которыми я всегда отмечаю Рождество и Пасху. Вот тут можно и мясо, и Шампанское и все остальное, о чем Вы написали! Еще раз с наступающим Вас и Ваших любимых с наступающим Рождеством и с Новым годом!
Тина! А как же Новый Год из ностальгического советского прошлого — уже не в счет! Очень прошу Вас не истязайте себя, не морите голодом…, в нашем возрасте…, скоро…, — это может оказаться одной из незаменимых радостей!
Юра, огромное спасибо за поздравления! Вам тоже желаю радости, мира и спокойствия в душе и семье, здоровья и радости творчества! К сожалению, ни шампанского, ни оливье есть не буду, потому что у нас Рождество будет только 7 января, а до него — рождественский пост. Но все равно Ваши поздравления принимаю!
у древних литераторов была бурная фантазия, рассчитанная на тех… кого легко запугать…,
пол — мира запугали…, им это удалось!
Какой ужас присутствовал в их умах…!
Не верю, чтобы древний мир сильно отличался от нашего…, разве что вместо айфонов пользовали почтовых голубей…
А на хорошее и светлое сил уже не осталось…
Продолжаем страдать…ну… ну…
Тина, с наступающими праздниками шампанского и салата оливье!!!
Вас, Захар, тоже с наступающим Новым годом. Давно я от Вас не получала никакой весточки. Спасибо, что зашли!
Спасибо, очень познавательно! С наступающим Новым годом!