Авторство Маттиаса Грюневальда не оспаривается только у одиннадцати картин: нескольких ранних работ и самого известного шедевра Изенгеймского алтаря, состоящего из трех разверток - каждая по три. Многое в его картинах определяется временем, в которое художник жил и творил.
Это было очень неспокойное время, время перелома эпох (конец XV-начало XVI века): Средневековье сменялось Возрождением, католичество – Реформацией и протестантизмом. И все это сопровождалось революциями, войнами, жестокостью, экспрессией, бурными эмоциями и страстями.
Смелость поисков новых форм коснулось и искусства. Яркими представителями того времени были Гольбейн, Дюрер и Кранах. Маттиас Грюневальд в этот круг вписывался и не вписывался одновременно: вписывался своим личным и эмоциональным отношением к тому, что происходило вокруг.
А не вписывался, т.к. никогда не ставил перед собой глобальных целей, в отличие, например, от Дюрера. Он не создавал своей школы, не имел учеников, а после смерти (1528) и вовсе был забыт. Вспомнили о художнике только в XVII веке, когда Mathis Gothart-Nithart получил прозвище Грюневальд, потом опять забыли, а окончательный интерес к мастеру пришел только в начале XX века. Тогда же было установлено и имя художника.
Еще в конце девятнадцатого это имя никто не знал и не помнил, а авторство его работ приписывалось Дюреру. По крупицам собиралась и восстанавливалась биография Маттиаса, которая до сих пор имеет много белых пятен и неизвестно, действительно ли факты, излагаемые в жизнеописании мастера, принадлежат только ему или оно собрано из биографий двух разных людей.
Почему Грюневальд? Потому что наступает время
Имя Маттиаса Грюневальда пришло на ум первым, потому что навсегда запомнила впечатление от впервые увиденного «Воскрешения». Оторвать глаз от такого «Воскресения-Вознесения-Преображения» было невозможно. Поэтому когда задумала эту серию, первым вспомнила именно его.
Мистическое искусство художника исключительно во всех смыслах: он ни у кого и ничего не заимствовал, изображал свое, глубоко эмоциональное прочтение евангельских событий, остро переживавший несправедливость и что слишком часто человек с чистыми помыслами страдает, заканчивая жизнь трагически.
Такое прочтение очень близко и моему пониманию Нового Завета. Своим творчеством Грюневальд утверждает, что между Иисусом и человеком нет зазора, все его картины – это рассказ о судьбе Человека вообще, который проходит трудный путь преодоления своих грехов и болезней, достигая духовного величия.
Отсюда - сходство его творчества с необычным творчеством
Если говорить о творческом пути художника, то он берет начало с первых лет XVI века. В первые годы Грюневальд создает две похожих картины «Распятия», потом - довольно редкий образ «Поругания Христа». Но самой значительной и замечательной работой художника является монументальный Изенгеймский алтарь монастыря святого Антония.
Несколько слов о самом монастыре, без чего многое будет непонятно. Изенгеймский монастырь был образован братией нищенствующего Ордена святого Антония (антонитов) в конце XIII века и славился тем, что люди, приходившие в него, исцелялись: кто от чумы, кто от гангрены, кто от эпилепсии.
Антониты с самого основания своего ордена в конце XI века занимались исцелением больных, т.к. святой подвижник Антоний еще при жизни многих лечил от «антонова огня», которым тогда называли гангрену. В монастыре братия делала специальную настойку на целебных травах и мощах св. Антония, которую предлагали болящим.
Нередко здесь ампутировали больные ноги во избежание заражения здоровых частей тела. В монастыре почитались так же св. Себастьян, по преданию исцелявший от чумы, и
Сама процедура лечения проходила в несколько этапов. Сначала люди страстно молились о выздоровление перед первой раскладкой огромного алтаря (высота 3 метра и ширина 5 метров), изображавшего распятого Иисуса. Потом страждущим начинали давать параллельно с молитвой настойку, действительно многим помогавшая.
Молились перед первым триптихом алтаря, в центре которого Маттиас Грюневальд изобразил
Скрюченные пальцы
Неслучайно понимание Грюневальда произошло только в XX веке, после всех войн и бедствий признавшем своим именно такое распятие Иисуса. Справа от креста – Иоанн Предтеча, указывающий на Спасителя. Он держит в левой руке Ветхий Завет, т.к. олицетворяет собой его завершение.
У ног Иоанна – ягненок, образ жертвенного животного и прообраз жертвы Иисуса. Из его раны изливается в чашу кровь. Слева от креста – исступленно молящаяся Мария Магдалина и Бледная Богородица, падающая в обмороке на руки Иоанна Богослова. Этот образ Распятия - один из самых пугающих и жутких в истории живописи.
Все три образа близких Иисусу людей объединены красным цветом, за исключением Богородицы и ягненка. В творчестве Матиаса Грюневальда белый цвет олицетворял чистоту и новое время, наступившее с Рождеством Христовым, а красный – не только цвет крови, но и цвет земли и земного.
Дополняют распятие боковые створки, на которых изображены св. Себастьян (слева) и св. Антоний (справа). С Распятием их объединяет вишнево-красный цвет плаща Антония и мантии Себастьяна. Внизу триптиха – плач над телом Спасителя Иоанна, Марии Магдалины и Девы Марии, выполненный в тех же красно-белых цветах.
Маттиас Грюневальд поразительно экспрессивен и эмоционален, но все эмоции и смыслы он передает цветом и светом. Это особенно бросается в глаза во второй раскладке (по контрасту с первой), открывающейся перед молящимися только по воскресным и праздничным дням.
Это тоже триптих, в центре которого Прославление Богородицы в Рождестве Христовом, а по бокам - створки с изображением Благовещения (слева) и Воскресения Христова (справа). Объединяет все три части раскладки яркий, мистический солнечный Свет, достигающий кульминации в створке справа – в Воскресении Христовом.
Этот огненно-красный свет присутствует во всех трех частях: в одеянии Архангела Гавриила в сцене
Этот ослепительно-яркий свет заполняет собой все пространство, олицетворяя Иисуса - Солнце правды. Наконец, еще реже только раз в году, алтарь открывался в день святого Антония - семнадцатого января. На его открытии могли присутствовать только монахи.
Этот триптих завершает богословскую программу алтаря. В центре его – величественна фигура святого Антония, восседающего на троне. Рядом с ним слева св. Августин, справа – святой Иероним. Автором скульптур является Николас Гагенауэр, выполнивший их раньше росписей Маттиаса Грюневальда.
Но боковые створки триптиха выполнены художником: на левой - изображена встреча святого Павла Фивейского, первого пустынножителя, со св. Антонием; на правой створке – изображение искушений св. Антония страшными грехами, представленными в образе безобразных бесов и чудищ с зелено-гнойными прыщами.
Грюневальд третьей разверткой ставит точку в многослойном и многосложном повествовании о преодолении человеком в себе болезней тела и духа: только пройдя тяжелый путь соблазнов и грехов, человек может достичь высоты святости.
Изенгеймский алтарь стал кульминацией всего творчества Маттиаса Грюневальда, после которого было еще несколько работ, но такого триумфа, какого он достиг в работе над алтарем, у него уже не было.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Свет и цвет иконы.
- Патриарх Никон. Часть 1
- Рождественский вертеп
- Икона «Вознесение»
- Страстной цикл А.С.Пушкина. Подражание...
- Постная Триодь. Притча о мытаре и фарисее
- Страстная среда
- Воскресение Христово. Иконография
- Триодь Постная. Постимся постом приятным...
- Самсон. Мед из трупа
Да, для своего времени картины Грюневальда были не просто важны, они были целительны, примером чему является Изенгеймский алтарь, о котором идет речь в тексте. Что касается костров, охоты на ведьм и прочего, что вовсе не красит христианство, то я согласна с Вами. Это особенно непонятно, нам, современникам. В истории христианства есть война католиков с православными (Крестовый поход на Константинополь, в результате которого было убиты тысячи «братьев»-христиан, разграблены десятки и сотни православных святынь, осевшие в «благословенной» Европе, многие еретики сгнили в тюрьмах и подвалах инквизиции, протестанты, тоже из лучших побуждений, отказались от церковного предания, фактически — от основы веры и это то, что знают почти все. А сколько подобных историй не очень известных?! Да и сейчас чем лучше то, что происходит сегодня, когда братья-православные убивают друг друга? В христианство обращаются люди со всеми их страстями и эмоциями, которые прорываются наружу, оборачиваясь вот такими неприглядными делами. Увы, никто на земле не ангел…
Прекрасные картины — сколько в них вложено художником! Особенно ценны они были, видимо, для своего времени — ведь как раз в это время почем зря сжигали ведьм на кострах. Здесь у меня какой-то пробел в образовании — не могу понять, как под знаменами христианства, где, кажется должно быть написано любовь, смирение… жгли костры…
На это и был расчет: что глядя на этот потрясающий по силе алтарь и молясь перед ним, поломники будут исцеляться.
Представляю, какое мощное воздействие оказывает этот алтарь на стоящих перед ним. Это же какое сокровище было в монастыре Антония! Даа, энергетика в нем была чудодейственной и благодаря этому шедевру!
Да-да-да…. Именно так — конфетам!!! Долго смеялась. В Грюневальда конфеты не завернешь, а в Шишкина — вполне…
Этт точно… даже не знаю, что лучше забвение, или известность…если учитывать, что Шишкин, я думаю знаменит, благодаря конфетам ;)))))
Да, забытых и не признанных в свое время имен в истории слишком много. Хорошо, что о них вспоминают, пусть и через века. Значит, есть надежда. Искусство средневековья вообще по большей части анонимно. Понятия авторства пришло позднее. В Средневековье все было Божьим. Поэтому русская икона почти вся анонимная, и до сих пор идут споры, например, вокруг Андрея Рублева. Некоторые считается, что он писал только лики, а все остальное — его ученики. Вполне вероятно. А история с шишкинскими «Утро в сосновом бору» вообще поучительна: медведей написал не Шишкин, хотя именно они делают картину узнаваемой и самой известной. Но авторство принадлежит исключительно Шишкину и мало кто знает, что медведи — дело рук Константина Аполлоновича Савицкого.
Не удивительно, что был забыт в свое время, как и сто лет спустя появился Эль Греко и тоже был забыт на 300 лет… это художники, которые выходили за рамки «дозволенного», где тоже были свои вершины мастерства… но есть художники, которые не умещаются во времени, где существуют,… они втискивают в рамки только свой алтарь, но никак не свою сущность.