Михаил Романов оказался на царском троне вопреки своему желанию, а история правления первого Романова началась не в год его избрания, а задолго до него.
В тот момент, когда пресеклась династия Рюриковичей, началась эпоха, вошедшая в русскую историю под именем
Правление Михаила Романова, которое длилось 32 года (чуть меньше, чем правление Екатерины II), стало эпилогом смуты.
К сожалению, смута оказалась не переломным моментом и не началом новой эпохи, а только моментом растерянности людей, лишившихся своего хозяина-царя.
В этом и есть настоящая трагедия и вся логика предыдущего и последующего развития России. Восстановление старых порядков не вело к новому пониманию государства как союзу народа, проживающего на этой земле.
В избрании «природного» царя было понимание государства как собственности государя (царя, генсека, президента, как бы он ни назывался), а не как собственности народа.
В.О.Ключевский назвал это вотчинно-династическим взглядом, а при таком подходе исчезновение династии, из которой выбирался хозяин земли русской, было равносильно исчезновению государства.
И, к сожалению, пока в России действует именно такой такой принцип государства, где есть только хозяин (царь-государь), а остальные - слуги, жив, будет воспроизводиться и смута, как неотъемлемая часть этого взгляда, где единственной формой политического протеста может быть только бегство от своего хозяина, где страна не воспринимается как своя.
Это общее вступление необходимо как смысловое поле, в котором шло восстановление династии и как контекст, в который вписывается современная история России.
Однако в преддверии четвертого ноября 2013 года поговорим о том, кто был этот шестнадцатилетний подросток, первый из династии Романовых. О нем известно очень мало, ведь Михаил Федорович к моменту своего избрания ничем себя не проявил, ни на политической, ни на иной какой стезе. (Знакомая картина по уже новейшей истории России).
Но он стал символом династической преемственности и восстановления былого. И в общем-то Михаил Федорович Романов справился со своей миссией восстановителя прерванной смутой традиции, даже несмотря на слабохарактерность и множественные ограничения своей власти.
Рядом с ним был тот, кто обладал всеми нужными качествами государственного деятеля – его отец Федор Романов. В его доме управляла матушка инокиня Марфа, следившая не только за порядком в доме, но и за тем, что есть, с кем спать и на ком царю жениться. Михаил Романов до смерти своих родителей был полностью от них зависим.
Главным в момент избрания стало то, что
Милостивая царица Анастасия, действительна была любима в народе и потому - невиданное дело – народ желал иметь царя-преемника по женской линии. Родного брата Анастасии Никиту Романова народная память также воспела в былине, где он предстает как заступник и посредник между грозным царем и народом.
Но Никита Романов, с 1563 года боярин и первый претендент на царский трон, умер, когда его дети еще не достигли боярского сана. Старший, Федор, отец будущего государя, был реальным соперником Бориса Годунова и Годунов сделал все, чтобы отстранить от власти всех Романовых.
По ложному доносу их обвинили в колдовстве и всех пятерых сыновей Романовых вместе с семьями и другими родственниками насильно постригли в монахи, сослали в Сибирь, а потом и уморили.
Выжило из пятерых сыновей только двое, Федор и Иван, которых вернул из ссылки Лжедмитрий. Александра Никитича задушили, Михаила Никитича уморили голодом, Василия Никитича приковали к стене и умертвили. Федор Романов в 1605 году, по восшествии на престол Лжедмитрия, был назначен сначала митрополитом Ростовским, а потом и вовсе патриархом при Тушинском воре.
Но вскоре его направили в Смоленск для переговоров с польским королем Сигизмундом, где он был взят в плен. В плену Филарет провел восемь лет. Из всех этих перипетий он вышел сильным и закаленным политиком, преданным православию, избранный законным патриархом уже после плена и ставший правой рукой сына-царя.
Патриарх Филарет фактически был правителем государства Российского в течение оставшихся четырнадцати лет жизни. Он получил тот же титул, что и царь: Великий Государь. К этому он стремился, этого хотел и все предпосылки для этого у него были.
Мать Михаила Романова, урожденная Ксения Ивановна Шестова, была из незнатного дворянского рода, но став женой Федора Романова, вошла в число первых дворян Москвы. Во времена Бориса Годунова она тоже вместе с мужем была выслана, подверглась опале и была насильно пострижена в монахини с именем Марфа.
Это была женщина крутого нрава, закаленная монашеской жизнью. Достаточно посмотреть на ее портрет, чтобы понять характер этой женщины. Она ни в чем не уступала своему супругу, ни во властности, ни в упорстве нрава. Наверное, это спасло жизнь ее сыну Михаилу.
После освобождения Москвы в 1612 году она поселяется с ним в костромском селе Домнине, вотчине Романовых, потом уходит в Ипатьевский монастырь, где скрывается с сыном от поляков.
В отсутствие мужа, старица Марфа ведет переговоры с земским собором об избрании сына на царский трон. Сначала она отказывалась, боясь за мужа, но потом владыка, приехавший к ней на переговоры о принятии сыном царства, убедил, что царский венец Михаила - перст Божий.
Фактически это она сделала за сына выбор тогда, и потом это повторялось тоже не раз. Ее воля была определяющей в первые годы правления Михаила, пока не вернулся из плена ее муж и отец Михаила Федор Романов.
Она становится «великой государыней», раздает жалованные грамоты, назначает на должности и дарит земли, определяет состав царского двора, привлекая к нему всех своих родственников, свойственников, приятелей и доверенных лиц. Она держит в своих руках дворец, его быт, казну и становится настоящей государыней.
Устроивши царский быт, она принялась за выбор невесты сыну. Начались осложнения: царская невеста Мария Хлопова, которую Михаил Романов полюбил, стала мешать ее родственникам Салтыковым и история с невестой обернулась для Михаила Романова трагедией.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- К вопросу о переменах
- После смуты. Храмы и дворцы России-2
- Террор: красный, розовый, зеленый, белый
- После смуты. Храмы России-1
- Петроград глазами баронессы М.Д. Врангель
- После смуты. Русские храмы-3
- Страницы русской истории. Московская смута…
- Михаил Романов. Деяния
- Белый террор
Не поняла, Михаил. Это мои тексты, а не из Интернета, кроме притч. Надо комментировать притчи? Попробую. Но мои тексты, подписанные «Тина Гай», комментируются моими читателями. Я в текстах высказываю свое личное мнение по поводу конкретного человека или события. А уж потом завязывается контакт, получаю комментарии, на которые и отвечаю. Поэтому и не совсем понимаю, что Вы имеете в виду, что я никогда не комментирую. Свои тексты надо комментировать?
Спасибо. Как всегда интересно и позновательно. Хотелось бы добавить-Вы всегда представляете
инфу из интернета,но никогда не комментируете её. Т.Е. мы первые всегда высказываемся,а
почему бы не наоборот…Давайте по-пробуем.