Эту молитву по правилу батюшки Серафима Саровского читают утром трижды; этой молитвой, как и
Молитву "Богородице Дево" ежедневно прочитывают монахи и благочестивые миряне по 150 раз. Таких особенностей не знает даже молитва «Отче наш». Одна матушка говорила мне: «Вот что-то у тебя случается нехорошее – читай «Богородицу» и все поправится. Не идет знакомый, или автобус, или что-то другое не так пошло – читай «Богородицу». Загрустила, всплакнула – читай «Богородицу» и радость вернется».
Молитва «Богородице Дево» важна в жизни любого христианина, она и надежда, и благославление пути, которым идет верующий, и образ этого пути.На слова молитвы «Богородице..." писали музыку многие русские композиторы (Чайковский, Рахманинов, Шнитке), а известная всем «Аве Марие» - та же молитва, только на другом языке.
«Богородице Дево» - очень радостная, торжественная, праздничная молитва. Посвящена она событию, которым начинается последний акт истории спасения, -
Только вдуматься в последние слова: зачать от Духа Святого. Как это можно? Если смотреть плотскими глазами – невозможно, это чудо, которое воспевает праздник Благовещения, но такое ли это чудо? Если вспомнить Евангельскую историю, то чудеса были только первым и начальным этапом земного служения Господа.
Он вел учеников дальше, Он не любил чудес, упрекая фарисеев в том, что они только и ждут знамения (чуда), которого им не дастся, кроме знамения Ионы. Каждый может зачать от Духа Святого, не только женщина, но и мужчина. Зачать от Духа - по большому счету, единственное задание, с которым приходит человек в мир: обожиться и стать богоподобным.
Мария стала первой из смертных, вольно принявшей в себя Духа. Страдавшая, стоя у Распятого Сына, воскресшая, предавшая душу в руки Господа и восшедшая на Небеса, пройдя до конца путь обожения. Поэтому Она и Ее жизнь – идеал, воспеваемый в молитве «Богородице Дево».
Для меня здесь ключевое слово – вольно. Мария свободно, без принуждения, дала согласие на принятие Духа. Она знала, что муж Ее, Иосиф, будет смущен и огорчен, что Она не сможет ему ничего доказать, но Она дает согласие. Она могла и не дать его, и тогда Бог ждал бы еще, пока не родится тот, кто согласится. Бог долготерпелив и многомилостив. Он долго ждет, чтобы мы свободно дали согласие на Его жизнь в нас.
Вот такая это история, про нас, а не только про Марию. Принять Бога в себя - страшно, сложно, ответственно. Это, в конце концов, часто непосильно из-за неготовности Eго принять (вспомним Евангельскую притчу о сеятеле). Но говорят, что Бог не по силам не дает, а Господь сказал, что бремя Его легко есть.
Принять Бога – только начало, так же, как зачать и родить - только начало. Зачиная, не всегда понимаешь, что будет происходить потом. Вырастить ребенка - все равно, плотского или духовного, - очень ответственно, обратного пути после рождения нет. Ребенок остается навсегда, уродливый или счастливый, удачный или неудачный – он твой, он – твоя жизнь и ты его любишь.
Разница в рождении плотского ребенка от рождения духовного – в возможности забеременеть от семени мужеского в том телесном и духовном состоянии, в каком находишься, не задумываясь, готов ли морально и материально к его рождению и воспитанию.
Зачать ребенка духовного невозможно, если не будешь готов к этому акту. Быть готовым – значит, сознательно избрать путь обожения, путь становления из образа Божия в Его подобие. Это - самое тяжелое во всей истории спасения.
Мария родилась в конце времен, когда все было готово к принятию Богочеловека. А начиналась история не событием Благовещения - ею она скорее заканчивается. Начинается она с Авраама, с истории еврейского народа, которого Бог называет жестоковыйным. Так оно и есть, потому что это мы – все и каждый - евреи, евреи жестоковыйные, пока не очистимся, не пройдем тяжелый путь искуса, соблазнов, обманов, падений и возрождения.
Радость – основной рефрен молитвы: церковный глас, на который она поется, праздничный, торжественный и радостный. Молитва поется многажды, подчеркивая торжественность момента. Праздник Благовещения очень теплый, ясный, солнечный и со слезами - для каждого, принимающего в себя Духа, потому что начинается новая жизнь, полная испытаний и трудностей в преодолении себя.
Трудная, с падениями (да еще какими!), но осмысленная. Не зря
Радостная весть Архангела, обращенная к Марии, - это известие о конце старой и начале новой жизни. Жизни, а значит страданий, печали, радости и новых открытий.
Посмотрим на икону «Богородице Дево, Радуйся!» Она вся горит золотом, Богородица улыбается, что чрезвычайная редкость в православной иконе (есть только еще одна такая икона – Иерусалимская). Богородица знает, какое это счастье – Рождение Бога, хотя
«И Тебе же Самой душу пройдет оружие» (Лк., 2:35),
Но это будет потом, а сейчас – только радость!!! Эту радость и воспевает молитва "Богородице Дево, радуйся!"
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Цена свободы...
- Патриарх Никон. Часть 1
- Библейские образы. Исаак
- Страстной вторник. Притча о талантах
- Страстной четверг. Тайная вечеря.
- Новое богословие. Фон Бальтазар
- Похвальная Суббота. Акафист Богородице
- Я попросила у Господа...
- Летопись обращения. Часть 4
- Часослов
Да, у меня есть эта икона — «Богородица улыбающаяся». Мне ее привезли из Иерусалима. Образ действительно очень необычный
Икона где Матерь Божия улыбается _ единственная _ Вифлеемская!
Галина, добрый день. Знаем, что Вы частый гость на нашем блоге и что-то Вас задевает, что-то нет. Хотелось бы от Вас чаще слышать замечаний, предложений, статей, если захотите что-нибудь написать. Ждем Вас и Ваших комментариев.
Спасибо за комментарий
С уважением, Мария и Алевтина
Часто захожу на Ваш блог. Нравится всё, как содержание так и оформление.