Надежда Плевицкая. Русский жаворонок

plevickajaНадежда Плевицкая (в девичестве Винникова) - имя, на которое каждый раз натыкаюсь, как только начинаю писать о русской песне или русском романсе. Ни о ком так часто не вспоминают в этой связи, как о ней. Наконец, решила узнать подробней об этой чудо-певице, слушая которую Николай II тихо плакал, ее помощницы восклицали: "Какой у нас успех! Ужасти!", а Федор Шаляпин с завистью говорил: «Пой свои песни, Надюша, у меня таких нет: я слобожанин, а ты – от земли».

Где здесь правда, где - всего лишь легенда, никто уже не скажет, потому что многое о Надежде Плевицкой узнаём только из ее воспоминаний, в которых, живя в эмиграции, она видела единственную отдушину и единственную ниточку, связывавшую ее с Россией.

Простая деревенская девчонка, безграмотная (два класса церковно-приходской школы), не знавшая нот, разучивавшая песни со слуха, мечтавшая только об одном – петь в церковном хоре, но сделавшая головокружительную карьеру певицы, о которой даже в самых смелых мечтах и представить не могла.

Надежда Плевицкая  на годы вперед определила манеру исполнения и репертуар русской народной песни, став образцом для многих, кто слышал ее голос на пластинках, когда самой певицы уже давно не было в живых. В этом можно убедиться, если послушать сначала Надежду Плевицкую,  потом - Лидию Русланову: почти один в один. Сегодня уже так не поют, разве что в глухой деревне.

plevickaja1Ничего случайного в жизни нет, в том числе и в том, что певческая карьера девочки-подростка началась с монастыря, куда ее благословила мать после преждевременной смерти мужа. В монастыре и накормят, и дадут келью, и будет она жить как у Христа за пазухой. Не то что в деревне…

Этот выбор не был редкостью для того времени, одно смущало: девочка, решившая избрать монашеский путь, плохо себе представляла искушения, ждавшие ее впереди. Тогда ей было всего четырнадцать, она вступала в возраст, когда девочка становится девушкой и мирские мечты и искушения одолевают с неимоверной силой.

Вспоминая свой, даже для нее самой неожиданный, побег из монастыря на праздничной пасхальной неделе, Дежка (как в необычном сокращении первого слога имени  звали ее в семье) напишет, что в тот момент ее бес попутал. Но ей повезло: испытательный срок для принятия монашеского пострига у нее еще не кончился (прошло только два года из трех положенных) и у матери для сокращения срока не оказалось достаточной суммы.

Два года, проведенные Надеждой в монастыре, были хорошей школой. Они сформировали у будущей звезды особую задушевность, заставлявшую слушателей сопереживать и плакать. И хоть музыкальной грамоты они не прибавили, но голос, слух и сердце - поставили.

plevickaja2Приемы исполнения русского жаворонка, как называли Плевицкую на пике ее славы, использовали не только исполнители, но даже либреттисты. Так Александр Бенуа включил в текст либретто «Петрушки» Игоря Стравинского песню «Ухарь-купец», под впечатлением ее исполнения Надеждой Васильевной.

Имя Плевицкой до сих пор вызывает споры, но никто не может усомниться в том, что именно ей музыкальная культура России начала XX века обязана возрождением интереса к русской народной песне. Она первая стала петь русские песни не только в кабаках и ресторанах, но и со сцен знаменитых оперных театров и консерваторий. Надежда Плевицкая  сделала популярными

«Дубинушку», «Есть на Волге утёс»,  «Среди долины ровныя», «Ухарь-купец», «По диким степям Забайкалья», «Калинку», «Всю-то я вселенную проехал», «Лучинушку», «Славное море, священный Байкал» ...

Но ее популярность длилась недолго: всего неполных десять лет. От момента, когда никому неизвестную двадцатипятилетнюю певицу, заключившую контракт с Нижегородской ярмаркой, заметил на одном из выступлений в 1909 году знаменитый Леонид Собинов, и до эмиграции в 1920 году. В Советской России с этого момента ее имя оказалось под запретом.

Надежда была простой безграмотной деревенской девушкой, воспитанной в строгих религиозных правилах и родительском послушании. При этом  она обладала сильной волей и крепкой мужицкой хваткой: жизнь многому научила ее, прежде всего, умению выживать в любой ситуации.

В детстве она зарабатывала на жизнь поденным трудом, после монастыря – сбежала с цирком Шапито, став циркачкой. Мать нашла беглянку, отправив для исправления к родственникам в Киев, поскольку о монастыре уже и речи быть не могло. Там она устроилась  в хор, выступавший в ресторанах и кабаках, сразу став его солисткой.

Постепенно она превращалась в ресторанную примадонну и о большем даже не мечтала. Но хор распался, она поступает в балетную труппу, где знакомится с молодым танцовщиком Плевицким и в девятнадцать лет, испросив материнского благословения, вышла за него замуж. Обладавшая прекрасным голосом и умением танцевать, Надежда неизменно привлекала к себе внимание публики.

В 1909 году Собинов собирался давать благотворительные концерты в Нижнем Новгороде с участием лучших певцов России, на участие в которых он  пригласил Надежду Плевицкую. Успех был ошеломляющим. Ее в буквальном смысле осыпали цветами и носили на руках. Тогда-то Собинов и предложил ей заняться самостоятельной концертной деятельностью.

plevickaja5

И началось: знакомство с Шаляпиным, Коненковым, Москвиным, Есениным, Рахманиновым, Станиславским, Куприным и с самим Государь-Императором, подарившим ей перстень с собственной руки... Эта  крестьянка с двумя классами образования очаровала Россию, потому что пела она, как сказал ей Николай II, не для ушей, а для сердца.

Но началась война, которая, с одной стороны, подвела черту под прежней мирной жизнью, а с другой, открыла трагические страницы жизни будущей. Встреча с поручиком Шангиным, страстная любовь с первого взгляда, привела ее на фронт, куда Надежда Васильевна отправилась вслед за любимым. Она выхаживала солдат в госпиталях, а в перерывах давала им концерты. Но любимого не уберегла: он погиб в 1915-м.

В тот же год умерла и мать. Из депрессии вывели концерты. Но революция семнадцатого всё разрушила окончательно. Певица  дает концерты то красным, то белым, принимавшим ее с той и  другой стороны горячими аплодисментами. В белогвардейском плену ее чуть не расстреляли как Красную примадонну.

Спас Скоблин, узнавший в ней знаменитую певицу. Он был на девять лет младше, но его ухаживания, галантность и ореол славы вокруг самого молодого (в 25 лет!) генерала белой армии сделали свое дело. Она стала его женой, а в 1920-м году вместе с армией Врангеля они бегут из Крыма в Турцию. Эмиграция, бедность, незнание языков, бесконечная тоска по России и не сбывшаяся надежда на скорое возвращение....

plevickaja4

Поначалу она ездит с концертами по Европе и даже гастролирует в Америке. Но постепенно популярность среди русских эмигрантов сходит на «нет». Все потихоньку начинают обустраиваться в новой жизни, о старой вспоминать не хотелось: слишком больно. Скоблины живут затворниками. Жизнь скрашивают пять кошек и петух, напоминавший ей по утрам о давно канувшей в Лету деревенской жизни.

В 1931 году их вербует НКВД, пообещав финансовое вознаграждение и скорое возвращение на Родину. Финансовое положение существенно поправилось, поползли слухи, что их завербовали. Слухи подтвердились после исчезновения генерала Евгения Миллера и самого Скоблина, на встречу с которым он отправился. Подозревая неладное, генерал оставил записку, куда идет. Плевицкая остается одна.

Монастырь и молитвенные служения вспомнятся, когда в конце 1937-го ее арестуют французские власти по подозрению в шпионаже в пользу Советов и в похищении русского генерала Миллера, в то время возглавлявшего Российский Общевойсковой Союз (РОВС) белых офицеров.

Русская шпионка, а в прошлом прославленная певица Надежда Плевицкая, жена одного из руководителей РОВСа, которую часами мог слушать сам Император, теперь часами, распластавшись крестом на полу, молилась, испрашивая у Бога прощение. Через три года тюрьмы она попросила пригласить для исповеди священника.

Исповедь прослушивают, а через некоторое время, в октябре 1940 года, в возрасте 56 лет, она умрет при загадочных обстоятельствах. Немецкие оккупационные власти эксгумировали тело певицы, чтобы определить, не была ли она отравлена, но чем закончилось расследование, так и осталось тайной. Тело Надежды Плевицкой снова захоронили, но уже в общей могиле....

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Искусство and tagged Женщина, женщины, Музыка, русская культура, русские имена, русские песни, русский мир, Серебряный век. Bookmark the permalink.

8 Responses to Надежда Плевицкая. Русский жаворонок

  1. Уникальная певица. Сколько лет прошло, а ее пение по-прежнему трогает.

  2. Лариса says:

    Бесподобно! Огромное спасибо, дорогая Тина, за «реанимирование» такой уникальной певицы!

  3. Что значит музыкальное образование! Вы сразу почувствовали силу голоса, а мне потребовалось время, чтобы вжиться в него. Потрясающий голос!!!

  4. nadilel says:

    Какая прелесть! Спасибо, Тина, очень харизматичный голос, пленил с первых звуков!

  5. Вчера весь день слушала ее песни. Чтобы понять, почему сто лет назад к ней был такой интерес, надо прочувствовать ее пение. Только прослушав раз десять ее «Лучинушку» я начала проникаться очарованием ее голоса и пения.

  6. Я очень рада, что утро Вы начинаете с моего блога. Это меня тоже бодрит и мотивирует.

  7. Татьяна says:

    Благодаря Вам, Тина, утро началось с прекрасного… Спасибо!

  8. Игорь says:

    Спасибо за впечатляющий рассказ о русском жаворонке!
    Покажу товарищам! Удачи!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *