Вячеслав Иванов. Римский дневник

ivanov1

Вячеслав Иванов, после двадцатилетнего молчания написавшего с 1924 года всего двенадцать стихотворений, неожиданно для самого себя создает уникальный и по объему, и по смыслу, и по содержанию поэтический цикл «Римский дневник», который более чем уместно вспомнить в дни Великого Поста. Цикл писался в 1944 году в Риме, занятом фашистами.

Ему было 78, и этим циклом Вячеслав Иванов подводил итоги жизни, вспоминая о многом и многих:  что случалось с ним, его родными, его друзьями, о войне и о судьбах мира. Через пять лет поэта не станет... В цикле присутствует перекличка времен: литургического, календарного, астрологического, человеческого.

Великое бессмертья хочет,
А малое себе не прочит
Ни долгой памяти в роду,
Ни слав на Божием суду, —

Иное вымолит спасенье
От беспощадного конца:
Случайной ласки Воскресенье,
Улыбки милого Лица.
(2 января)

ivanov7Завершение времен и циклов располагает к философским размышлениям о Вечности,  Жизни и Смерти, Добре и Зле, о Боге, о потусторонней жизни, пронизывающие весь «Римский дневник». Война воспринимается В.Ивановым как драма, которая вписывается в Священную историю, как одна из многих страниц истории человечества.

Видение поэтом вечернего высокого небо символизирует старость, в свете которой события воспринимаются совсем иначе, чем в юности. Мудрость,  которая приходит с годами, говорит, что черное и белое, добро и зло часто меняются местами и потому ни о чем нельзя судить однозначно:

Со двух дубов соседних
Спор о судьбах последних
Два ворона вели.
...
Пророчил черный вод возврат,
А белый граял: «Арарат».
Хвалились: — «Белизною
Я полюбился Ною;
Он отпер мне ковчег.
В волнах не сыщешь зерен;
От мертвой снеди черен
Стал этих перьев снег».
— «Я в радуге небесных врат
Стал, черный, бел, как Арарат».
(24 февраля)

ivanovВячеслав Иванов – поэт религиозный, в центре его поэтики всегда стояла христианская тема, как одна из главных, и завершает он свою поэтическую жизнь тоже христианской тематикой. «Римский дневник» включен в сборник «Свет вечерний», вышедший уже после смерти поэта. Его название взято из древнейшего церковного песнопения «Свете тихий», которое исполняется на вечернем богослужении при выносе светильников:

Све́те ти́хий Святы́я сла́вы, безсме́ртнаго Отца́ Небе́снаго, Свята́го Блаже́ннаго, Iису́се Христе́: прише́дше на за́пад со́лнца, ви́девше свет вече́рний, пое́м Отца́, Сы́на, и Свята́го Ду́ха, Бо́га. Досто́ин еси́ во вся времена́ пет бы́ти гла́сы преподо́бными, Сы́не Бо́жий, живо́т дая́й: те́мже мир тя сла́вит.

Цикл состоит из 114 стихотворений, разделенных календарными датами. В центре его - праздничный круг литургического года, который открывается Рождеством Христовым, хотя первым в календаре В.Иванова-католика стоит январь с праздником Богоявления.

И снова ты пред взором видящим,
О Вифлеемская Звезда,
Встаешь над станом ненавидящим
И мир пророчишь, как тогда.
…..
И бесноватый успокоится
От судорог небытия,
Когда навек очам откроется
Одна действительность — Твоя.
(28 декабря)

ivanov2Завершением цикла можно считать стихотворение, написанное на другой день, 29 декабря. В нем вспоминается  последняя глава Евангелия от Иоанна, в которой трижды предавший Христа Петр, ринулся к Учителю, чтобы вымолить у Него прощение за предательство. В Петре поэт явно видит себя.

Порывистый, простосердечный,
Ты мил мне, Петр! — Мечта иль явь?
— «Он!» шепчет Иоанн. И вплавь
Ты к брегу ринулся, беспечный.

Там Иисус уж разложил
Костер, и ждет огонь улова.
О том, что́ было с Ним, ни слова:
Он жив, как прежде с ними жил.
(29 декабря)

Так сходятся начало и конец, даже календарно. Изначально цикл «Римский дневник» Вячеслава Иванова был выбран мною как календарный, т.к. он включает все месяцы года от января до декабря. Хотела проводить зиму и встретить весну. Но по мере погружения в содержание дневника, стало понятно, что календарное время здесь только одно из и не самое важное.ivanov3Сквозь него проглядывает время  Вечности, время, отмеченное христианскими событиями: Воскресением, Богоявлением, Благовещением, Сретением, Рождеством Иоанна Крестителя и другими. Но кроме них Вячеслав Иванов размышляет об истории человечества, искусстве и о постижении истины.

«Nudus salta! Цель искусства —
Без покровов, без оков
Показать, кто ты таков,
Темные поведать чувства
Заповедных тайников —

Все, что в омутах роится
Под блестящим, гладким льдом, —
Распечатать мертвый дом,
Где от бела дня таится
Подсознательный Содом».
(18 февраля)

ivanov5«Римский дневник» - это и покаяние, и предсмертная исповедь, и личное признание в своей неправоте, и одновременно присутствие надежды, что за смертной чертой, несмотря ни на что,  его примет в свои объятия Спаситель.

Я посох мой доверил Богу
И не гадаю ни о чем.
Пусть выбирает Сам дорогу,
Какой меня ведет в Свой дом.

А где тот дом, — от всех сокрыто;
Далече ль он, — утаено.
Что́ в нем оставил я, — забыто,
Но будет вновь обретено,

Когда, от чар земных излечен
Я повернусь туда лицом,
Где — знает сердце — буду встречен
Меня дождавшимся Отцом.
(28 февраля)

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged Времена года, Любимые поэты и писатели, православные праздники, Серебряный век. Bookmark the permalink.

2 Responses to Вячеслав Иванов. Римский дневник

  1. Я эту песню не знала, пришлось залезть в Инет, чтобы узнать откуда цитата. Оказывается — вот откуда. Вы что, помнили и пели эту песню? Удивительно.
    Соколы
    Слова народные.
    Перевод с украинского М. Исаковского. Музыка В. Захарова
    На дубу зеленом,
    Да над тем простором
    Два сокола ясных
    Вели разговоры.

    А соколов этих
    Люди все узнали:
    Первый сокол — Ленин,
    Второй сокол — Сталин.

    Ой, как первый сокол
    Со вторым прощался,
    Он с предсмертным словом
    К другу обращался:

    «Сокол ты мой сизый,
    Час пришел расстаться,
    Все труды, заботы
    На тебя ложатся».

    А другой ответил:
    «Позабудь тревоги,
    Мы тебе клянемся —
    Не свернем с дороги!»

    И сдержал он клятву,
    Клятву боевую,
    Сделал он счастливой
    Всю страну родную.

    Какая смешная песня. Сегодня ее переделали:
    На дубу зеленом
    Да над тем простором
    Два сокола ясных
    Вели разговоры.

    А соколов этих
    Люди все узнали:
    Первый сокол — Путин,
    Второй — тоже Путин.
    С сайта http://www.inpearls.ru/

  2. Игорь says:

    Спасибо! Для меня В.Иванов — открытие!
    Со двух дубов соседних
    Спор о судьбах последних
    Два ворона вели.

    Кстати, вспомнилось:
    На дубу зелёном,
    Да над тем простором
    Два сокола ясных вели разговор.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *