Патриарх Никон. Часть 1

Патриарх Никон. Часть 1

Патриарх Никон. Часть 1

Патриарх Никон – фигура мощная, бесстрашная, волевая, темпераментная, типично русская, а потому, наверное, трагическая. Он был из породы Разина и Пугачева: несгибаемый борец, идущий до конца, вплоть до смерти.

Таким же был и его противник – идеологический лидер старообрядцев Аввакум, тоже трагическая фигура. Оба делали ставку на силу, шли напролом и оба погибли: один в борьбе с государством, другой – в борьбе с церковью.

Никона – заживо сгноили в монастырской келье, Аввакума – сожгли. И того, и другого церковь предала анафеме, правда, после смерти, Никона признали патриархом и в церкви его поминают.

Однако поле битвы у Никона и Аввакума было разное. Никон боролся за государство во главе с патриархом, ставя священство выше царства.

Фактически он хотел стать Папой Московским, в чьих руках была бы сосредоточена и священническая власть, и государственная. Вопрос стоял так "Каким будет государство Российское: светским или теократическим?" Это была Никоновская утопия.

Аввакум боролся на церковном поле, отстаивая сохранение внешней обрядовой стороны в неизменном виде, как той единственной скрепы, которая могла бы сохранить уже фактически утраченную в ходе смуты внутреннюю силу и веру, хотя возврат к старине уже был невозможен.

Это было то состояние, в котором Россия пребывает последние двадцать лет и сегодня, выйдя из смуты девяностых духовно опустошенной, ослабленной и потерянной. Не зря риторика Аввакума и главы сегодняшней государства так похожи. Реанимация прошлого, скрепы и т.д.: бандаж требуется больному, здоровый и растущий организм во внешних скрепах не нуждается.

Патриарх Никон. Часть 1

П. Мясоедов. Сожжение протопопа Аввакума

Ни тот, ни другой не были чутки к веяниям времени. Никон не видел, что секуляризация государственной власти неизбежна, более того, она уже наступила: Алексей Михайлович мягко, но верно шел вслед за западом.

Аввакум был на шестнадцать лет младше Никона, и это, казалось бы, должно было делать его более современным и гибким, но односторонность и фанатичность в вопросах веры стали шорами, которые мешали смотреть на церковь как на организм, где главное не обряды и старина, а духовность и вера.

Патриарх Никон. Часть 1

протопоп Аввакум

Никон прямолинейностью, напористостью, силой и властностью породил раскол, который увел из церкви наиболее стойких и сильных, значительно ослабив ее духовный потенциал. Аввакум преданностью старым обрядам и чинопоследованиям, непреклонностью и резкостью вел лучших людей на костры и в леса.

Оба они, не чувствуя времени, работали против церкви, подтачивая ее с обеих сторон: Никоновские реформы, жестокостью и силой, навсегда отбили желание что-либо менять в церковной жизни, боясь нового раскола.

Аввакумовское бегство старообрядцев в Сибирь и далее везде, изуверства и костры с заживо сжигаемыми людьми, законсервировали старые формы, все дальше и дальше отдаляя их от современности. И сегодня они также боятся реформ, как и РПЦ.

Патриарх Никон. Часть 1

В.Суриков. Боярыня Морозова

С того времени живая церковная жизнь стала постепенно затухать. До сих пор появляются книги, анализирующие церковную реформу XVII века, оценивая ее как разорительную для русской нации, церкви и даже как победу католицизма. И в этом есть много правды.

Но вернемся к патриарху Никону, которого считают виновником всего случившегося. Никон вошел в русскую историю как крупная историческая личность, хотя великим человеком он не был. Не был он чуток к веяниям времени и не обладал исторической прозорливостью.

Был властным, но ни перед кем не заискивал, был скор на расправу, но защищал бунтовщиков, кормил бедных и открывал богадельни. Но все это было до того, как Никон стал входить во властные структуры.

Патриарх Никон. Часть 1

Портрет патриарха Никона

С этого момента у него появилась идея-фикс и цель его служения, даже скорее миссия, как он это видел: победа над боярами и государством, которых считал нечестивыми. Свою миссию он видел в том, чтобы поставить церковь выше государства и царя.

Никон вырос из смутного времени, и смута вошла в него как червоточина. Родился он в 1605 году, в бедной мордовской семье (по другим источникам в Нижнем Новгороде). Крещен был с именем Никита. Рано лишился матери, мачеха его ненавидела, била, морила голодом, бросала в холодный подвал, а однажды, когда мальчик залез в печь погреться, наложила дров и подожгла. Хорошо бабушка заметила и вытащила.

В двенадцать лет мальчик убежал в монастырь и жил там почти до двадцати лет, собираясь принять монашеский постриг. Отец уговаривал его вернуться домой, но Никита вернулся, только когда отец сильно заболел. Похоронив отца, поддался на уговоры родных, женился и стал священником.

Патриарх Никон. Часть 1

Священником он был хорошим, о нем ходили легенды. Однажды московские купцы, приехавшие на нижегородскую ярмарку, уговорили о.Никиту переехать в Москву. В Москве он тихо-мирно служит десять лет. Пока не случилось горе: все трое детей его один за другим умирают. Никита считает это Божьей карой за свой отказ от монашеского служения и как призыв уйти из мира.

Он уговаривает жену принять постриг в Московском Алексеевском монастыре, сам постригается в Соловецком с именем Никон. Он возлагает на себя богатырские подвиги, поскольку сам был физически сильным, высокого роста, крепкого телосложения.

Потом, став патриархом, носил облачения тоже богатырские и с теми богатыми украшениями, которые он любил, они весили: саккос - четыре пуда (это около 67 кг), омофор (головной убор патриарха) - полтора пуда (около 25 кг). То есть все облачение весило около ста килограмм.

Патриарх Никон. Часть 1

Портрет патриарха Никона в патриаршем облачении

Никон положил себе каждый день, кроме обычного монашеского келейного правила, вычитывать ежедневно всю Псалтырь и делать по тысячу земных поклонов. Кроме того, он много читал святоотеческих творений и других церковных книг.

Он был действительно строгим аскетом, настоящим монахом, жил в полном одиночестве только по субботам и воскресеньям монахи сходились для служения и совместной трапезы. В результате такой жизни он сподобился дара видений, которые его не оставляли до конца дней.

Но он по натуре был все-таки деятель, а не отшельник. Его энергия требовала другого подвига, не затворнического, а практического. Настоятель монастыря берет Никона с собой в Москву, где они хотели просить у царя материальной помощи на постройку каменного храма. Так состоялась встреча с царем Михаилом Федоровичем, который еще был жив.

Вернувшись в Соловки, Никон хотел поскорее реализовать задуманное строительство, но настоятель не спешил. На этой почве у них произошла ссора и Никон из монастыря убежал. Вместе с одним из поморов он сел в лодку и хотел перебраться на берег, но их застала буря и они еле спаслись.

Патриарх Никон. Часть 1

Панорама Соловецкого монастыря

В честь своего чудесного спасения Никон устроит около города Онеги Крестный монастырь. Отсюда он прошел 120 верст в Кожеезерский монастырь, где и остался. Три года он проводил в аскетических трудах и подвигах, заслужив уважение у братии, которая и избрала его по смерти настоятеля своим игуменом.

Через пять лет он прибыл по делам монастыря в Москву и встретился уже с царем Алексеем Михайловичем, молодым, шестнадцатилетним, полным веры и надежд. Он с юношеским восторгом слушал сорокатрехлетнего умудренного жизненным опытом и аскетическими подвигами монаха. Никон покорил и очаровал царя, Алексей Михайлович пожелал постоянно видеть его рядом.

Патриарх Никон. Часть 1

Кожеезерский монастырь

Он поставляет его архимандритом монастыря, в котором была усыпальница дома Романовых, и постоянно ездил к Никону. Никон тоже стал часто бывать у царя: каждую пятницу был на заутренней службе в дворцовой церкви. Здесь Никон докладывал о просьбах, с которыми к нему обращался народ, а потом и бояре.

Через некоторое время царь ставит Никона митрополитом на самой престижной кафедре – в Великом Новгороде и получает от царя особые полномочия. В этом же 1649 год выходит «Уложение» царя, согласно которому начинается постепенная секуляризация церковного имущества и ограничение автономии церкви, в частности, ограничивается ее судебная власть над  живущими на церковных землях.

Церковь была недовольна ограничением своих привилегий, но только Никон смог сначала испробовать свою модель отношений церковь-государство в Великом Новгороде, а потом распространить ее  на всю Россию. Он  не обиделся на царя, но стал выстраивать свое богословие по возвышению церкви над государством, сделав попытку теократического переворота. Потом это стоило ему не только патриаршего кресла, но и жизни.

(Продолжение здесь)

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Вопросы веры and tagged богословие, дом Романовых, православное богослужение. Bookmark the permalink.

8 Responses to Патриарх Никон. Часть 1

  1. Раскол — это дело Никона во многом по тому способу, каким он начал книжную справу. Он грубо и бесцеремонно обвинял все прежнее христианство, практиковавшееся на Руси, начиная от перстосложения и до песнопений, архитектуры и богослужебных книг. Если бы церковная реформа проводилась без «оскорблений религиозных чувств верующих», за что сегодня, между прочим, судят по уголовной статье, то не было бы той ненависти, которую питали многие именно к Никону. Властолюбивый, капризный, жесткий в требованиях по соблюдению монастырского устава даже теми, кто не был монахами, привела к тому расколу, который уже никогда не будет уврачеван.К сожалению. Можно говорить о благих намерениях Никона, но ими известно куда выстлана дорога — в ад. Никон — фигура очень противоречивая и неоднозначная. Почитайте классическое двухтомное исследование по этой теме — Каптерев Н.Ф. «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович». И Вам многое станет ясно. Каптерева не обвинишь в ненависти к православию, поскольку он окончил звенигородское духовное училище, затем Вифанскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию и с блеском ее окончил. Прославленный русский церковный историк, доктор церковной истории, член-корреспондент Императорской Академии наук никогда бы не унизился до подтасовки фактов, которых в книге в огромном количестве.

  2. Раскол — это не дело Никона, а дело раскольников, всегда желающих самовластия. Никон не только великий государственный деятель, но и великий деятель православия, святитель. Православие, единая вера всегда кому-нибудь мешала на Руси. Он пытался бороться с этими течениями, с расколом, ересями и проч., чтобы скрепить государство.

  3. Инна, спасибо за отклик. Но хочется с Вами поспорить: великим Никона не считали такие православные деятели как монах и один из крупных русских богословов как Георгий Флоровский и Антон Карташов. А если Вы почитаете двухтомник Каптерева Н.Ф. «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович», то убедитесь в правильности такой оценки. По крайней мере, усомнитесь в его величии. А его плоды — раскол, который до сих пор не уврачеван, говорит в подтверждение этой оценки и Ваших слов: «По плодам их узнаете их». Плоды его деятельности по меньшей мере сомнительны. Хотя я люблю патриарха Никона, но больше за его характер, истинно русский характер.

  4. Инна says:

    Не являюсь знатоком истории ,но люблю православие ,т.к. именно оно является носителем нравственности, особенно в сложные времена для государства, мира и т.д. Есть фразы, которые считаю некорректными. Чаще всего так выражается человек, который знаком с православием поверхностно «..Никон вошел в русскую историю как крупная историческая личность, хотя великим человеком он не был. Не был он чуток к веяниям времени и не обладал исторической прозорливостью…» «Священником он был хорошим, о нем ходили легенды » Вы пишете,что Патриарх не был великим человеком,но в то же время описываете его аскетические подвиги!!! Как же их не назвать великими? Не каждому священнику они по силам.Если человек принимает на себя ничтожную малость подвига духовного, Господь много открывает ему, оберегает от зла ,предостерегает от неправильных поступков. Как же он не обладал исторической прозорливостью? Если у Вас будет желание, посмотрите пожалуйста фильм «Кто качает колыбель?» В нем четко звучит мысль ученого-демографа Гундарова о правильности государственных реформ. Если есть какие-то сомнения, то можно ориентироваться по принципу «По плодам их узнаете их», чтобы определить кто великая личность. а кто нет. Этот человек был великим, потому что пошел против лжи, обмана как в церкви , так и во власти.А навести нравственный порядок без истинной церкви Христовой НЕ ВОЗМОЖНО! Уже пробовали.Результаты на лицо.Чтобы рассуждать истинно о православии — нужно стать истинно православным (чего искренне желаю всем).Простите,не было ни малейшего желания кого-то обидеть.)))

  5. Огромное спасибо за этот комментарий. Вы видите по количеству комментариев, что желающих читать тексты про старину и про церковные вопросы мало, хотя в тех событиях, как в зеркале, отразилось многое. И то, что мы и сегодня не можем разобраться в проблеме, говорит о том, что все тогда было так запутано, так много было страстей, эмоций и разных интересов, что легче было разрубить узел, посадить Никона в монастырь, потом отлучить и старообрядцев от церкви, обвинив их во всех грехах и на том, казалось, поставить точку. Но историю не обманешь и народ русский не так просто сломить: молчит, молчит, а потом — мало не покажется. Очень много похожего с сегодняшней ситуацией

  6. Огромное спасибо за столь интересную статью! Этот страшный период церковной и государственной жизни меня всегда интересовал.Здесь все так противоречиво. Нам даже сейчас трудно разобраться в вопросе кто прав, кто виноват, а каково было им в то время?! Продолжение читаю с удовольствием и большим интересом!

  7. Любовь, приятно познакомиться с земляками таких великих исповедников земли русской, как бы и кто бы о них не говорил. Они вошли в нашу историю и этим все сказано. Их будут помнить всегда. Спасибо. Продолжение, конечно же, последует.

  8. ljubbv says:

    Так уж случилось, что Никон и Аввакум — мои земляки: живу в нескольких километрах от родины того и другого… Поэтому очень буду ждать продолжение повествования.
    На моем сайте есть статья «Аввакум и Никон — жизнь после смерти». Может быть, написано не с таким знанием дела, а больше по восприятию той атмосферы, которую я ощущаю…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *