А рядом
Ночью
В глухом переулке
Перепилен поперек,
Четвертован
Вулкан погибших сокровищ,
Великий художник,
Очевидец незримого,
Смутьян холста
Павел Филонов.
Был он первым творцом в Ленинграде.
Но худоба
С голодухи,
Погиб во время блокады,
Не имея в запасе ни жира, ни денег.
Картин в его мастерской
Бурлила тыща.
Но провели
Кроваво-бурые
Лихачи
Дорогу крутую,
И теперь там только
Ветер посмертный
Свищет
(А. Кручёных)
В январе 2018 году Павлу Филонову исполнится ровно сто тридцать пять лет со дня рождения и этот текст - дань уважения и любви к гению художника, недооцененному ни при жизни, ни потом. Интерес к
Большинство по-прежнему не воспринимает ни
Павла Филонова сравнивают с Дюрером и
Творчество Павла Филонова из всех дореволюционных художников оказалось наименее изученным, но таким же оно остаётся и в послереволюционные годы. После обвинений в 1933-м в формализме, упадничестве и буржуазности имя Филонова было вычеркнуто из истории советского искусства на долгие годы.
Старый мир исчез, новый творился далеко не только революционной массой, но и поверившими в
Тогда он был вместе с победителями и тоже думал о счастье, только его представление о счастье категорически не совпадало с видением счастья большинством, для которого его мерилом была сытость, а сытый голодного, как известно, не разумеет. Филонов – аскет, бессребреник, патриот, отказывавшийся продавать свои картины за границу даже в самые голодные и страшные для него годы.
Но поступив туда, через два года он ушел из Академии сам: его революционный пафос далеко отстоял от генеральной линии не только академиков, но и художников русского авангарда. Последние больше ориентировались на французский авангард – кубизм, фовизм, импрессионизм, а Филонов тяготел к немецкому
Художнику было тесно в посюстороннем мире, его, как представителя
Процесс создания картины, по мнению Филонова, похож на сотворение мира, где главное не техника, а технология последовательности действий. Холст – это то, с помощью чего художник осмысливает мир, инструмент, с помощью которого он выходит в Космос и слышит Вселенную, соединяя все времена в единый поток.
Вспомним
Годы, люди и народы
Убегают навсегда,
Как текучая вода.
В гибком зеркале природы
Звезды — невод, рыбы — мы,
Боги — призраки у тьмы.
(В.Хлебников, 1915)
И как для Хлебникова слово-творчество было лишь продолжением его научных изысканий, в свете которых прошлое становилось таким же прозрачным, как и будущее, так и для Павла Филонова живопись была лишь инструментом поиска надмирных закономерностей, что ставит обоих – и Хлебникова, и Филонова – в один ряд с Лобачевским, Чижевским, Пифагором и Кеплером. Не случайно многие филоновские картины называются формулами. Он открывал их в процессе создания своих картин:
"Формула Петрограда", "Формула буржуазии", "Формула революции", "Формула Вселенной", "Формула империализма", "Формула пролетариата", "Формула эволюции", "Формула вмешательства", "Формула весны"...
Картины Филонова во многом похожи на
У художника идеология в мировом масштабе и предлагал он ее всему Человечеству, в попытке призвать его к тому, чтобы оно посмотрело на себя со стороны, с другого ракурса, чтобы вышло за пределы своего земного существования, за пределы времени и пространства. И это делает картины Павла Филонова устремленными в будущее, предназначенными не столько современникам, сколько их потомкам...
(Продолжение
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Альфа и Омега. Похвала Книге и Человеку читающему
- Мстислав Добужинский. Поэзия городов русских
- Владимир Ленин в воспоминаниях...
- Магический реализм Мартины Хоффман
- Эжен Атже. Окончание
- Леон Бакст. Окончание
- Нико Пиросмани
- Арт-календарь кота Заратустры
- Аристарх Лентулов: Я выдержал экзамен
- Другое измерение Анатолия Зверева
Спасибо, Валерий, как всегда, за очень интересный комментарий. Благодаря Вам, наконец-то я подступилась к Филонову. Писать о таких художниках очень сложно. С одной стороны — много материала, а с другой, художник, требующий особого подхода именно из-за философской нагруженности его картин. Он, по-моему, не просто недооценен, в чем с Вами абсолютно согласна, он непонятен и потому даже возмущаться его творчеством невозможно из-за этой непонятности, а точнее — недосягаемости. Он непонятен и недосягаем даже больше, чем Малевич или Кандинский, хотя все они были художниками-философами. Филонов — это Космос, такой же недосягаемый и необъятный.
«Пир королей» для меня — это кровавая обедня, которая в отличие от «Троицы» Андрея Рублева, дышит жаждой крови и власти. Рублевская Троица — это сама Любовь и Нежность, мягкость и Единение. У Филонова его пир королей ничего общего с любовью и умиротворенностью не имеет. Не случайно ее основной цвет — кроваво-красный. Это Анти-Троица, хотя м.б. с музыкальной точки зрения Вы и правы: здесь много параллелей и ритмически повторяющихся линий. Но это другой ритм, ритм ненависти и крови.
А вот прорастание из хаоса — это точно про Филонова. Островки в образе конкретных ликов (или образов Весны, города и т.д.), вырастающих из хаоса Вселенной, на мой взгляд, одна из ключевых идей Филонова. Жизнь — это Хаос, превратить его в Космос может только конкретная Личность и никто больше — ни Бог, ни царь. Эти личности — маленькие островки осмысленности и упорядоченности, между которыми мало общего, потому что каждая Личность-островок — это отдельный Мир, самодостаточный и ни на кого не похожий, хотя прорастают они из одного и того же Хаоса, из одной и той же материи. Эта одна из самых глубоких и древних философских идей, которая, пожалуй, впервые обрела у Филонова ее визуальное воплощение.
Огромное Вам спасибо! Я очень рада, что этот материал о Филонове Вам понравился, хотя еще не всё написала. Продолжение обязательно следует!
Спасибо за поправку. Я в этом мало разбираюсь, хотя и смотрела перед публикацией текста в Википедию, но и там мне видимо оказалось не всё понятно.
Тина, большое спасибо за пост о Филонове. Я его очень люблю. Мне он кажется в истории русского авангарда начала ХХ века недостаточно оцененным.
Он практически самостоятельно разработал свое, очень оригинальное художественное видение. Ни у кого я не знаю до него такого эффекта, можно сказать, растительного прорастания ключевых элементов картины из почвы, шума, аморфной питательной среды. И еще, что меня восхищает в его работах, тот пункт, к которому я очень чувстителен, — их музыкальность. Вот посмотрите внимательно на его «Ударников», которыми Вы иллюстрируете свой текст. Это — почти фуга, хотя, может быть и совсем не «почти». Лицо, многократно повторяющееся, с незначительными вариациями, объединенные общим для всех выражением сосредоточенного, внутреннего страдания. Этим художник подсказывает зрителю: вот она, базовая мелодия, смотри — как они живут тут, как отражаются, преломляются друг в друге, как взаимодействуют между собой. Интересны направления их взглядов, то сталкивающихся в, вероятно, споре, конфликте, то далеко разбегающихся, не касаясь друг друга, разобщенные, погруженные в свои мысли, свой мир. Нет у них единства, разобщены они. И очень любопытна среда, в которой они существуют, эти плодоносящие вибрации, как бы порожденные их пальцами рук, худыми ключицами. Она и разъединяет, но и объединяет их, свое рода интермеццо.
Эта идея ритмичности, музыкальной организации пронизывает практически все работы Филонова. Посмотрите на «Пир королей» все пять персонажей в верхней левой части полотна ритмично повторяют линии друг друга, сливаясь и пересекаясь в верхней части полотна. И в ту же точку схода увлечены оба персонажа в правой части картины. А внизу — другая, опять ритмичная вариация двух кресел, коленок, рук шута (если это шут?) И все эти движения-вариации-построения замечательно увязываются в одно целое. Знаете, что мне напомнила идея композиции этой картины? Троицу Рублева! Скажите мне, что я неправ…
И еще, эта идея прорастания из хаоса, первоначального шума был подхвачена и развита в одном из направлений современного украинского художника Ивана Марчука, в его картинах, посвященных образам детства в селе, среди животных, птиц, рыб, природы
С крыш сбрасывали зажигательные бомбы-термитки, но ни в коем случае не фугасные…(см. вики и исправить ошибку((((: ) Спб за статью….
Благодарю! Цитирую и с вашего позволения увеличила некоторые его работы.Ведь каждая его работа — это целый мир, целая эпоха…каждый миллиметр картины отражает его восприятие мира, события, людей…
Да, Надилель, Вы очень точно выразили творчество этого великого художника.
Спасибо Тина.
Филонов удивительным образом отразил в своих картинах эпохальное время. Кажется, что каждый мазок отражает духовный холод напряжения и одновременно — веру в светлое…
Спасибо! Странно, что Вам нравятся картины Филонова. Насколько помню, Вы не жаловали русский авангард.
«Спрессованная экспрессия» — очень точно! Спасибо, Елена. Будет продолжение. О Филонове надо говорить много больше.
Картины Филонова требуют подготовки, они не для украшения, а для размышления.
Спасибо, Тина! Какой точный взгляд у Филонова на его окружающий мир и время, какая многомерность картин и спрессованная в них экспрессия! Вы помогаете увидеть, насколько многолико искусство, как каждый художник показывает нам мир своими глазами и как это будит мысль и чувства.
Тина, спасибо!
Но жена моя боится его картин!
Точечное мастерство,
Без разбегу, без расчёта
Всё, куда вела природа,
Что само собой пришло.
Кисти дней вполне суровых,
Мысли в гуще бытия,
Изузверилась от части,
Богу душу отдала.
И сидит себе вздыхая,
Где песочные часы,
Замеряя, отмеряя,
Всё, что сделать не моги.
И в платочке, как секретик,
Выжившие пятаки,
Пригорюнилась Планета,
И запила от тоски.
Кисти, краски, всё понятно…
Не подняться, не взлететь,
И всё также аккуратно,
Бьёт в литавры медь.
Ал. Зиновьев
20.12.17г