Рассказывают такую байку. Однажды пошел мужик в лес и нечаянно наткнулся на борт (улей с медом) и потонул в мёде. Два дня сидел и не мог вылезти. К счастью, мимо проходил медведь, решил полакомиться мёдом и полез в улей задним ходом. Мужик схватил его за хвост и потянул на себя. Медведь испугался и ну обратно, вытащив и бедного мужика.
Франциско Колло, бывавший в Московии в те времена, рассказывает, что он лично видел в русских лесах множество пчел, которые водились без всякого попечения и каждый мог набрать столько мёда, сколько надо. Приготовленный на ягодах он был вкуснейшим и превосходнейшим напитком.
«Имеют они обычай летом охлаждать мед и пиво, для удовольствия растворяя в кубках лед. Причем огромные куски льда (странным образом) хранятся у знатных людей в подвалах….пьют они воду и тот сладкий напиток, который называют медом...
Употребляют против холода разные виды горячительного, а на специях делают огненную воду из овса и меда и даже из молока, такую крепкую и сильную, что часто от нее становятся пьяными, не имеют ни вина, ни масла. Запрещены им все сорта напитка, который опьяняет, под страхом смерти».
Последнее замечание особенно важно, но к этому вернемся чуть позднее. Каких только видов мёда на Руси не было: вишневый, смородинный, можжевеловый, красный, белый, белый паточный, малиновый, черемуховый, старый, вешний, мед с гвоздикой, княжий, боярский…
Пили также пиво. Любой зажиточный крестьянин и простой селянин всегда имел пиво в избытке. В ходу был перевар, больше известный как сбитень или взвар. Его готовили из мёда и разных трав: зверобоя, шалфея, лаврового листа, стручкового перца и имбиря. Этот напиток тоже пил в основном простой народ. Взвар разносили продавцы в больших медных чайниках, напоминающих
Иногда взвар готовили прямо на улице в самоварах, продавая его маленькими стаканчиками. Собственно и сам
Со временем самым распространенным на Руси напитком стало хлебное вино или просто водка. Изобретение аравитян, называвшееся водой жизни, было завезено в Россию в конце XIV века из Европы, куда оно попало на сто лет раньше. Считалось, что водка была извлечена из философского камня и потому употреблять ее нужно исключительно по каплям: только тогда она будет производить целебное действие.
Все алкогольные напитки продавались свободно, пока не стали проявляться пагубные последствия их неумеренного употребления: разорение, бедность, алкоголизм и т.д. Тогда Иоанн III запретил свободную продажу крепкого алкоголя, дозволив его употребление только по большим
Федор Иоаннович снова велел все кабаки сломать, но Борис Годунов приказал вновь их открыть и снять все ограничения на продажу крепких напитков: это оказалось очень доходной статьей бюджета. Так в начале XVII века во всех городах и селах вновь появились кабаки и питейные заведения, называвшиеся кружечными дворами, где вино мерилось и продавалось кружками.
Молодой
Рассказывают, что свое название он получил от имени цирюльника Ерофея, которому удалось вылечить настоянной на травах водкой самого графа Алексея Орлова, на которого уже махнули рукой все врачи. С тех пор водка на травах стала называться Ерофеичем, а цирюльник получил награду от самой императрицы
Все богатые и знатные люди любили устраивать большие попойки, что не считалось пороком. Так было еще до Петра I и потом, во времена
Чару пить, здраву быть; вторую пить, пьяну быть; третью пить, безумцу быть.
Пить до дна, не видать добра.Некоторые приговаривали, когда пили:
А ты, чарочка, каток,
В один тоненький глоток:
Лейся прямо в роток,
Чарочка моя, серебряная!
Но в среде простого народа все оставалось по-прежнему. О водке заботились больше, чем о еде, в кабак несли последнее. Появились записные пьяницы, которых торговцы вином поили ежедневно бесплатно, а в их обязанности входило заманивать в кабак других и спаивать их. От такого неумеренного пития спивались быстро, а исцеление было практически невозможным…
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Петр Васильевич Киреевский
- Шут-еврей при дворе
- Магический реализм Бориса Забирохина
- Братчина женщин. Маргоски
- Радуница. Пасха мертвых. Часть 2
- Байки про шута Лакосту
- Анализ выражения "Наставить рога"
- Дельвиг. Русские песни
- Есть на Волге утёс. Русская марсельеза
Да, были и такие времена. У на водку в девяностые продавали по талонам и она была заменой денег у многих. Мы свои талоны не использовали, поскольку были не пьющими. Но помним горбачевский сухой закон, когда (по сообщениям СМИ) вырубали виноградники. Правда, медики говорили, что тогда значительно меньше стало поступать больных с травмами и меньше стало смертей.
Хорошая статья: кратко и убедительно. Против пития боролись во все времена интересным способом: то разрешали, то запрещали. Я, конечно, помню только вторую половину XX века и сейчас, начало XXI-го. Но, очень безобразно было видеть в Москве винные лавки с решётками, давку и очереди ит. п. Это я проездом бывал. очень плохо смотрелась и первая по весне «пьяная» баржа на Севере. И многое, многое есть в собственных воспоминаниях о питие в стране. Не перескажешь.
Вот спасибо, Оксана!!! А то бы я еще долго искала. Завтра суббота, буду наслаждаться деревней весной, зимой и осенью. Оказывается, очень увлекательно и хорошо расслабляет. Природа…
Деревня зимой:https://ok.ru/profile/76854894432/album/545501950816 https://ok.ru/profile/76854894432/album/562017783904 https://ok.ru/profile/76854894432/album/522374261600
Деревня весной:
Деревня осенью:
На самом деле искать очень просто: заходите на мою страничку и нажимаете на «Фото». Выскакивают все альбомы, и выбираете любой.
Жаль, что птички склевали, даже ни ягодки не оставили хозяевам.
А, значит, вот-вот, в воскресенье или понедельник. Держитесь, все будет хорошо. Мне будет не хватать Ваших комментариев. Я тем временем посмотрю Ваши фотографии. Искала «Деревня зимой» и «Деревня осенью». Не нашла. Не знаю, как ориентироваться в альбомах. Нашла про Ваших родителей. Стало интересно, теперь я всё про Вас узнаю.
Крыжовник нас не дождался, птички весь склевали. Ну и на здоровье! А в больницу лягу, видимо, 14-15 августа: жду места.
Абсолютно согласна: «…я всегда удивлялась, когда говорили: вот, мол, моя мама (бабушка, тётя и т.д.) так соблюдали пост, что исхудали, потеряли силы и чуть не померли с голоду. Этого же просто не может быть!» Это действительно невозможно, потому что и много заготовок и пост — вовсе не привязан так однозначно к еде, как думается. Это только новоначальные, особо строптивые и яростные, так постятся. С годами все приходит в норму. Вы так рассказываете вкусно, что у меня слюнки побежали. Я рада, что ошиблась насчет постов. Молодежь? Молодежи в деревнях не так много.
Кстати, как там крыжовник, привезли из деревни? И как рука? Операция когда планируется?
Насчёт постов не соглашусь, Тина. В деревнях посты соблюдают, и довольно строго, но это касается стариков. Насчёт молодёжи просто не знаю. Кстати, я всегда удивлялась, когда говорили: вот, мол, моя мама (бабушка, тётя и т.д.) так соблюдали пост, что исхудали, потеряли силы и чуть не померли с голоду. Этого же просто не может быть! Потому что всегда в деревнях было много заготовок из овощей, ягод, грибов, всяких солений. Квашеная капусточка с картошечкой — вкуснятина! Грибочки солёные из бочки — красота! Рыбка — когда постом позволено — чудо!
Оксана, я ждала Вашего комментария, т.к. Вы лучше знаете, чем питается сегодня народ в деревне, видите это воочию. Конечно, стоит разделять, но это разделение уходит как минимум в семнадцатый век. В древней Руси такого разделения не было, а если и было, то скорее в количестве блюд, чем в качестве пищи. Например, Алексей Михайлович, при всей его любви к западному образу жизни, которая стала у него проявляться после второй женитьбы, все-таки строго соблюдал посты, особенно Великий пост: ел только соленую капусту и соленые грибы. А много ли теперь в деревне тех, кто так строго блюдёт посты? Не думаю.
Деревня, как ни странно, сильно отстает от городов по религиозности. Простота пищи только в том, что они действительно мало искушены в кулинарной культуре. Все-таки Россия страна, в которой нет такого подобострастного отношения к еде, как, например, во Франции, да и вообще в Европе. именно оттуда эта культура в последние годы пришла в крупные города (Москва, Питер…) и стала пропагандироваться в СМИ, особенно на ТВ.
Вы правы, многие и свои традиции мы утратили. Я, например, уже несколько лет собираюсь сварить медовуху, потому что у меня много лет стоит неиспользованный мед. Но даже боюсь приступить к этому. Уговариваю знакомую, чтобы она мне помогла, но она тоже не решается, хотя и родом из деревни. Как говорится и от своего берега отплыли, и к чужому не пристали. Так и живем пока — между. Свои традиции соблюдают только староверы, которые все знают и про русскую еду, и про травки, и про то как вести хозяйство по-русски. Но где эти староверы? В глухих сибирских краях. Да они и не особо принимают посторонних: берегут себя и свой быт.
Очень интересная тема! Только, по-моему, стоит разделять народные блюда и блюда обеспеченных слоёв населения, в том числе царского двора. Потому что исконно народная русская кухня славится именно простотой. В деревнях и сейчас питаются очень просто, даже однообразно, но пища вся здоровая. Никаких там творожков, колбас, десертов, прочих городских изысков. Овощи, картошка, мясо, яйца, молочные продукты, да то, что даёт лес в сезон. Вот мёд не пьют, утеряна видно традиция и рецепты. Но употребляют берёзовый сок — натуральный, с добавлением изюма — очень вкусно.