Русская еда: питие

pitie1(Начало здесь) Особая статья – питие в русской еде. Любимым напитком народа в Древней Руси был мед, который настаивали до такой крепости, что от него упивались как от водки. Мед был в изобилии и его варили во всякое время и по всякой надобности. Пчел не разводили, поскольку дикий мед был в таком количестве, что в лесах от пчел не было прохода.

Рассказывают такую байку. Однажды пошел мужик в лес и нечаянно наткнулся на борт (улей с медом) и потонул в мёде. Два дня сидел и не мог вылезти. К счастью, мимо проходил медведь, решил полакомиться мёдом и полез в улей задним ходом. Мужик схватил его за хвост и потянул на себя. Медведь испугался и ну обратно, вытащив и бедного мужика.

Франциско Колло, бывавший в Московии в те времена, рассказывает, что он лично видел в русских лесах множество пчел, которые водились без всякого попечения и каждый мог набрать столько мёда, сколько надо. Приготовленный на ягодах он был вкуснейшим и превосходнейшим напитком.

pitie2

«Имеют они обычай летом охлаждать мед и пиво, для удовольствия растворяя в кубках лед. Причем огромные куски льда (странным образом) хранятся у знатных людей в подвалах….пьют они воду и тот сладкий напиток, который называют медом...

Употребляют против холода разные виды горячительного, а на специях делают огненную воду из овса и меда и даже из молока, такую крепкую и сильную, что часто от нее становятся пьяными, не имеют ни вина, ни масла. Запрещены им все сорта напитка, который опьяняет, под страхом смерти».

Последнее замечание особенно важно, но к этому вернемся чуть позднее. Каких только видов мёда на Руси не было: вишневый, смородинный, можжевеловый, красный, белый, белый паточный, малиновый, черемуховый, старый, вешний, мед с гвоздикой, княжий, боярский…

pitie7Искусству приготовления русскими мёда удивлялись все иностранцы, отдавая предпочтение красному мёду. Таким он получался, когда прямо в мед выжимали сок свежей вишни. На юге делали арбузный мед. В большом ходу был хлебный квас, который не только пили, особенно в жаркую погоду, но и обливались им в бане.

Пили также пиво. Любой зажиточный крестьянин и простой селянин всегда имел пиво в избытке. В ходу был перевар, больше известный как сбитень или взвар. Его готовили из мёда и разных трав: зверобоя, шалфея, лаврового листа, стручкового перца и имбиря. Этот напиток тоже пил в основном простой народ. Взвар разносили продавцы в больших медных  чайниках, напоминающих самовар.

Иногда взвар готовили прямо на улице в самоварах, продавая его маленькими стаканчиками. Собственно и сам самовар был изобретен для приготовления сбитня, только потом он стал употребляться для чая.Вино привозилось в основном из Константинополя. Так повелось со времен Вещего Олега.

pitie8В начале XVI века появилось бургундское, которое стали привозить немецкие купцы. В питейных домах подавали красную наливку, настоянную на мёде, чернике и клюкве. Употребляли также  мальвазию, дорогое элитное вино, привозимое из Греции.  Поначалу его использовали только для причастия, а вне этого им лечили болящих, подавая как лекарство по каплям. Потом мальвазией стали потчевать богатых гостей, но очень понемногу.

Со временем самым распространенным на Руси напитком стало хлебное вино или просто водка. Изобретение аравитян, называвшееся водой жизни, было завезено в Россию в конце XIV века из Европы, куда оно попало на сто лет раньше. Считалось, что водка была извлечена из философского камня и потому употреблять ее нужно исключительно по каплям: только тогда она будет производить целебное действие.

Все алкогольные напитки продавались свободно, пока не стали проявляться пагубные последствия их неумеренного употребления: разорение, бедность, алкоголизм и т.д. Тогда Иоанн III запретил свободную продажу крепкого алкоголя, дозволив его употребление только по большим церковным праздникам.

pitie9Иван Грозный, однако, нарушил этот запрет, построив в Москве для своих опричников первый кабак, в котором им дозволялось пить сколько угодно. Народу разрешалось веселиться в кабаках только три раза в год: весной - на святой Пасхальной неделе, осенью – в поминальную Димитровскую субботу и зимой - в Рождество Христово. В другое время пить строго запрещалось, а если кто-то попадался на пьянстве, того сажали в тюрьму.

Федор Иоаннович снова велел все кабаки сломать, но Борис Годунов приказал вновь их открыть и снять все ограничения на продажу крепких напитков: это оказалось очень доходной статьей бюджета. Так в начале XVII века во всех городах и селах вновь появились кабаки и питейные заведения, называвшиеся кружечными дворами, где вино мерилось и продавалось кружками.

Молодой Михаил Романов опять повелел разрушить все кабаки, оставив только питейные заведения, а его сын, Алексей Михайлович вновь повелел открыть кабаки во всех городах, но только по одному, а в Москве – три. Но где один, там три, четыре, пять и так далее. В конце концов, кабаков стало огромное количество. Таким образом, в употреблении алкоголя все зависело от позиции властей.

pitie10Спивались быстро, потому  что русская водка была очень крепкой, т.к. настаивалась на пряностях, травах и кореньях. Такая водка называлась настойкой, наливкой, травником и ерофеичем. Особенно был популярен ерофеич, вошедший в употребление примерно в середине XVIII века, главным образом в Петербурге.

Рассказывают, что свое название он получил от имени цирюльника Ерофея, которому удалось вылечить настоянной на травах водкой самого графа Алексея Орлова, на которого уже махнули рукой все врачи. С тех пор водка на травах стала называться Ерофеичем, а цирюльник получил награду от самой императрицы Екатерины II. Ерофеич ничего не понимал в медицине, зато хорошо разбирался в травах, обучившись этому искусству в Китае.

Все богатые и знатные люди любили устраивать большие попойки, что не считалось пороком. Так было еще до Петра I и потом, во времена Великого Петра, все продолжалось. Хозяин, которому не удалось споить своих гостей, считался не хлебосольным и с ним никто не хотел знаться. Поэтому, чтобы упоить гостей, начинали с тостов за здравие государя и государыни, потом – за всех царствующих особ отдельно, высоких и знатных сановников, патриарха и, наконец, за каждого присутствующего.

pitie11Не опорожнить кубок до дна – значило проявить неуважение к дому и хозяину. Хозяин начинал пить первым, заставляя пить вместе с ним остальных. Гости не расходились пока не упивались. В деревнях тоже ни одна посиделка не обходилась без вина, пива или мёда. По этому поводу сложилось много поговорок:

Чару пить, здраву быть; вторую пить, пьяну быть; третью пить, безумцу быть.
Пить до дна, не видать добра.

Некоторые приговаривали, когда пили:

А ты, чарочка, каток,
В один тоненький глоток:
Лейся прямо в роток,
Чарочка моя, серебряная!

pitie12Так в попойках проходили целые недели, а потом еще столько же длилось похмелье. Пили, чтобы не быть презираемыми другими. Женщины тоже пили, в основном крепкий белый мёд. В конце XVIII века ситуация начала меняться, пить стали меньше и стыдились спаивать своих гостей, а утонченность, привнесенная Екатериной II, свела на нет пьянство среди женщин.

Но в среде простого народа все оставалось по-прежнему. О водке заботились больше, чем о еде, в кабак несли последнее. Появились записные пьяницы, которых торговцы вином поили ежедневно бесплатно, а в их обязанности входило заманивать в кабак других и спаивать их. От такого неумеренного пития спивались быстро, а исцеление было практически невозможным…

pitie13

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Православный календарь и народные приметы and tagged русские традиции, русский быт, русский мир, фольклор. Bookmark the permalink.

11 Responses to Русская еда: питие

  1. Да, были и такие времена. У на водку в девяностые продавали по талонам и она была заменой денег у многих. Мы свои талоны не использовали, поскольку были не пьющими. Но помним горбачевский сухой закон, когда (по сообщениям СМИ) вырубали виноградники. Правда, медики говорили, что тогда значительно меньше стало поступать больных с травмами и меньше стало смертей.

  2. Хорошая статья: кратко и убедительно. Против пития боролись во все времена интересным способом: то разрешали, то запрещали. Я, конечно, помню только вторую половину XX века и сейчас, начало XXI-го. Но, очень безобразно было видеть в Москве винные лавки с решётками, давку и очереди ит. п. Это я проездом бывал. очень плохо смотрелась и первая по весне «пьяная» баржа на Севере. И многое, многое есть в собственных воспоминаниях о питие в стране. Не перескажешь.

  3. Вот спасибо, Оксана!!! А то бы я еще долго искала. Завтра суббота, буду наслаждаться деревней весной, зимой и осенью. Оказывается, очень увлекательно и хорошо расслабляет. Природа…

  4. Оксана says:

    Деревня зимой: https://ok.ru/profile/76854894432/album/545501950816
    Деревня весной: https://ok.ru/profile/76854894432/album/562017783904
    Деревня осенью: https://ok.ru/profile/76854894432/album/522374261600
    На самом деле искать очень просто: заходите на мою страничку и нажимаете на «Фото». Выскакивают все альбомы, и выбираете любой.

  5. Жаль, что птички склевали, даже ни ягодки не оставили хозяевам.

  6. А, значит, вот-вот, в воскресенье или понедельник. Держитесь, все будет хорошо. Мне будет не хватать Ваших комментариев. Я тем временем посмотрю Ваши фотографии. Искала «Деревня зимой» и «Деревня осенью». Не нашла. Не знаю, как ориентироваться в альбомах. Нашла про Ваших родителей. Стало интересно, теперь я всё про Вас узнаю. :)

  7. Оксана says:

    Крыжовник нас не дождался, птички весь склевали. Ну и на здоровье! А в больницу лягу, видимо, 14-15 августа: жду места.

  8. Абсолютно согласна: «…я всегда удивлялась, когда говорили: вот, мол, моя мама (бабушка, тётя и т.д.) так соблюдали пост, что исхудали, потеряли силы и чуть не померли с голоду. Этого же просто не может быть!» Это действительно невозможно, потому что и много заготовок и пост — вовсе не привязан так однозначно к еде, как думается. Это только новоначальные, особо строптивые и яростные, так постятся. С годами все приходит в норму. Вы так рассказываете вкусно, что у меня слюнки побежали. Я рада, что ошиблась насчет постов. Молодежь? Молодежи в деревнях не так много.

    Кстати, как там крыжовник, привезли из деревни? И как рука? Операция когда планируется?

  9. Оксана says:

    Насчёт постов не соглашусь, Тина. В деревнях посты соблюдают, и довольно строго, но это касается стариков. Насчёт молодёжи просто не знаю. Кстати, я всегда удивлялась, когда говорили: вот, мол, моя мама (бабушка, тётя и т.д.) так соблюдали пост, что исхудали, потеряли силы и чуть не померли с голоду. Этого же просто не может быть! Потому что всегда в деревнях было много заготовок из овощей, ягод, грибов, всяких солений. Квашеная капусточка с картошечкой — вкуснятина! Грибочки солёные из бочки — красота! Рыбка — когда постом позволено — чудо!

  10. Оксана, я ждала Вашего комментария, т.к. Вы лучше знаете, чем питается сегодня народ в деревне, видите это воочию. Конечно, стоит разделять, но это разделение уходит как минимум в семнадцатый век. В древней Руси такого разделения не было, а если и было, то скорее в количестве блюд, чем в качестве пищи. Например, Алексей Михайлович, при всей его любви к западному образу жизни, которая стала у него проявляться после второй женитьбы, все-таки строго соблюдал посты, особенно Великий пост: ел только соленую капусту и соленые грибы. А много ли теперь в деревне тех, кто так строго блюдёт посты? Не думаю.

    Деревня, как ни странно, сильно отстает от городов по религиозности. Простота пищи только в том, что они действительно мало искушены в кулинарной культуре. Все-таки Россия страна, в которой нет такого подобострастного отношения к еде, как, например, во Франции, да и вообще в Европе. именно оттуда эта культура в последние годы пришла в крупные города (Москва, Питер…) и стала пропагандироваться в СМИ, особенно на ТВ.

    Вы правы, многие и свои традиции мы утратили. Я, например, уже несколько лет собираюсь сварить медовуху, потому что у меня много лет стоит неиспользованный мед. Но даже боюсь приступить к этому. Уговариваю знакомую, чтобы она мне помогла, но она тоже не решается, хотя и родом из деревни. Как говорится и от своего берега отплыли, и к чужому не пристали. Так и живем пока — между. Свои традиции соблюдают только староверы, которые все знают и про русскую еду, и про травки, и про то как вести хозяйство по-русски. Но где эти староверы? В глухих сибирских краях. Да они и не особо принимают посторонних: берегут себя и свой быт.

  11. Оксана says:

    Очень интересная тема! Только, по-моему, стоит разделять народные блюда и блюда обеспеченных слоёв населения, в том числе царского двора. Потому что исконно народная русская кухня славится именно простотой. В деревнях и сейчас питаются очень просто, даже однообразно, но пища вся здоровая. Никаких там творожков, колбас, десертов, прочих городских изысков. Овощи, картошка, мясо, яйца, молочные продукты, да то, что даёт лес в сезон. Вот мёд не пьют, утеряна видно традиция и рецепты. Но употребляют берёзовый сок — натуральный, с добавлением изюма — очень вкусно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *