«По ту сторону жизни» - так можно сказать про нее, очень точно и понятно. Все дни недели расписаны по названиям: первый день - чистый, второй - черный, третий – сумасшедший, четвертый – непоседа, а суббота празднуется в некоторых странах как Пасха Конская.
Особое наименование получили первые три дня – «тримеренето» или просто «тример» (от греческих слов: триа - три и мера – день). В первые три дня
Тодорова – по имени святого великомученика, спасшего город от пищи, оскверненной по приказу царствующего в то время Юлиана (IV век) жертвенной кровью. Великомученик Феодор (Тодор) Тирон явился патриарху города с вестью об осквернении продуктов, продававшихся на рынке, сказав, что во избежание осквернения нужно сказать всем христианам о свершившемся нечестии.
На вопрос патриарха, чем же тогда питаться, Феодор ответил, что питаться надо сваренным коливом – вареным просо или пшеницей. Так и вошла в историю эта неделя Поста как Теодорова (Феодорова), а в христианских святках Феодор остался спасителем, замученным и заживо сожженным в печи еще во времена первохристианские, но поминовение святого приходится на субботу первой недели Поста.
В народных традициях тример занимает очень большое место, особенно в южнославянских странах. Считалось, что от исполнения или неисполнения строгого поста в эти три дня зависит посмертная судьба человека: при исполнении поста человека ждет рай и благополучие, нарушившего пост - пустой кувшин из-под воды, ад и вечные мучения от жажды.
Поскольку тример связывался с потусторонней жизнью, люди старались дать в это время кому-нибудь денег для покупки кувшина или другой вещи, которая ему вернется в загробном мире или же для его перевозки в загробный мир после смерти. Вспомним нашу русскую традицию во время похорон класть деньги в гроб или просто отдавать их родственникам. Эта традиция имеет те же корни.
Строго поститься, без еды и воды, принято было каждому в одиночку, никому не сообщая, и только по окончании тримера можно было сказать родным и близким о его соблюдении или о том, что не выдержал строгости трехдневного поста.
По окончании поста постящийся готовил своего рода поминальную трапезу - обильное постное угощение. Он приглашал на нее всех знакомых и родных, т.к. считалось, что чем больше придет народа на поминки, тем лучше будет его загробная жизнь.
Так устраивая поминальную трапезу по себе еще живому, человек словно репетировал свою смерть и поминки. Параллели с действительными поминками очевидны: они цитируют друг друга почти дословно. Сам
В связи с этим вспоминается древняя монашеская традиция, о которой упоминается в житии Марии Египетской. Все монахи уходили поститься на всю четыредесятницу в пустыню, беря с собой только немного хлеба. Никто не должен был знать, как кто постился, и было неизвестно, все ли вернутся после окончания Поста в монастырь.
Возвращались монахи накануне вербного воскресения. Отсюда и прощеное воскресенье накануне Поста, и русская поговорка «Всяк заговеется, не всяк разговеется», и поверья, связанные с Великим Постом как со смертью, и болгарский обычай петь «Христос воскресе» для тех, кто не сможет уже встретить Пасху.
Первые три дня Поста (на Руси – два дня) были особенно строгими и опасными. Это своего рода эпицентр «плохого» времени: пройдя его живым можно было рассчитывать на особую милость в ином мире. Не прошедшие тример, постящиеся, но умершие в первые три дня считались в народе особо опасными и нечистыми покойниками, чей пост был не угоден Господу. Это была «нечистая» смерть.
И тогда погребальный обряд сокращался до минимального: покойника не вносили в храм, выносили из дома не через дверь, а через пролом в стене, поминальная трапеза сокращалась, хоронили их не на кладбище в отдельной могиле, а в общей погребальной яме, в память о них раздавалось только сырое жито, а не блины. Считалось также, что посмертная жизнь покойника, умершего в тример, превращает его в оборотня, демона, вампира, «Сухого Тодора», пугающего людей в Тодорову неделю.
«Сухой Тодор», оборотень или вампир, согласно народным поверьям, мог быть в течение всей недели невидимым, ездить на белой лошади (белая смерть), топтать всякого, кто попадался ему под руку, нападать на тех, кто нарушал запреты недели, представать в образе хромого с палкой и т.п.. Словом, тодоровцы-демоны был олицетворением смерти и ужаса.
На Руси первая неделя тоже была строгой, но уже с другими традициями. В первый день Тодоровой недели – чистый понедельник – принято было ходить в баню, смывать грехи Масленицы. До и после бани полоскали рот водкой, чтобы очистить его от масленичной еды. Поэтому у чистого понедельника было еще и другое название – полоскозуб.
Всю еду, которая оставалась от
Молодежь прощалась с Масленицей, этот день назывался "тужилкой" - тужили по праздничному гулянью: ребята устраивали кулачные бои, выбивая друг из друга скоромные лепешки,
девчата каталась с гор, примечая, как далеко кто укатится: чем дольше, тем длиннее будет лен. Но гулянья разрешались только до бани.
На третий день Поста на Руси тоже собирали большой стол и приглашали к трапезе как можно больше народа, отмечая окончание своего рода тримера. В первую пятницу Поста в храмах в честь Феодора Тирона освящается коливо, чему бываю свидетельницей каждый год. Очень трогательная традиция.
В субботу в Болгарии проходит очень красивый праздник - Конская Пасха: коней наряжают, натирают благовониями, расчесывают и заплетают в косы гриву и хвосты, выпекают особый хлеб в виде подковы. Считается, что святой Тодор в этот день мчится на коне к Богу просить о скорейшем наступлении лета. Существовало также поверье: если девушка вымоет в этот день волосы, то они будут блестящими и густыми, как грива коня.
На всю первую неделю распространялись запреты: нельзя рано вставать и поздно ложиться, надо дольше спать, чтобы быстрее прошел Пост; нельзя разводить огонь вне и в доме, потому что Тодоровцы не переносят света; нельзя стирать и выплескивать воду на улицу, чтобы не поскользнулись демоны; нельзя делать работы с кручением, плетением, шитьем и т.д..
Словом, по количеству поверий, ассоциациям со смертью и запретам Тодорова неделя не сравнится ни с одной другой неделей Поста. В том числе и поэтому считалось важным поговеть в эти дни, исповедаться, очиститься и вступить уже во вторую и последующие недели Поста готовым к подвигам.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Действие иконы
- Свет и цвет иконы.
- Русские поговорки. Огонь и попа жжёт
- Традиции похорон
- Молитва Благой Вести...Богородице Дево радуйся...
- Триодь Постная. Постимся постом приятным...
- Страстная среда
- Маттиас Грюневальд
- Праздник Благовещения – первый день нового мира
- Дебора и Барак
Это народная мудрость, Юра. Никто не призывает следовать этому, хотя я лично этому следую. Хоть на дворе и 21 век.
какие — то детские игры…, можно — нельзя… и все это человеку 21 века от людей первого…, дикость какая — то… Или нет других забот?