«В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем» (Лк., 2:8-17).
Согласно Евангелию, сначала произошло Благовещение пастырям о Рождестве Спасителя и только потом – об их поклонении, и даже не об этом, а о том, что они нашли в пещере Марию, Иосифа и новорожденного Младенца в яслях.
В живописи этот сюжет, выраженный всего в одном предложении из десяти слов, в течение нескольких веков оброс многими деталями и подробностями, превратившись в благочестивый культ Поклонения, подобный
Корни этого благочестия уходят в двенадцатый-тринадцатый века, когда основатель ордена бернардинцев мистик Бернард Клервосский развил учение о поклонении и любви к Младенцу и Деве Марии. Он первым сделал акцент на бедности обстановки, в которой родился Спаситель, а Франциск Ассизский довел культ бедности до предела.
Позднее эту тему развивали францисканский монах Псевдо-Бонавентура и Бригитта Шведская, опубликовавшая незадолго до смерти свои «Откровения…». Эти мистические видения и стали основанием для изображения Рождества Христова и Поклонения Младенцу, в том числе и Поклонения пастухов.
К этой теме обращались такие известные художники как
Сначала, в соответствии с Евангелием, пастухи изображались просто взирающими на Чудо-Младенца, потом они постепенно стали изображаться поклоняющимися Ему. Менялось и число пастухов: сначала два, как у Джорджоне, потом – четыре. В конце концов, установилась традиция изображать количество пастухов, равным трем, по числу
Появились и дары, которые пастухи принесли Богомладенцу, подобно дарам царей-магов, хотя в Евангелии об это не сказано ни слова. Главным даром пастухов стал, конечно, ягненок, как символ жертвенного животного. По преданию пастухи пасли на горах ягнят, предназначавшихся для жертвоприношений в Иерусалимском храме.
Из этого стада они и принесли ягненка Богочеловеку, ставшему жертвенным Агнцем за грехи мира, отменив все кровавые жертвы. Так интерпретируется не случайность благовещения о Рождении Младенца именно пастухам, а не волхвам-язычникам.
В семнадцатом веке количество даров пастухов увеличивается: теперь они несут еще и птицу, корзину яиц, кувшин молока и другие плоды сельского хозяйства. В руках пастырей, как правило, пастушеский посох, символ их служения.
Позднее пастухи стали образом епископского и священнического служения, а также (поскольку рассказали другим о том, что увидели в Вифлеемской пещере) первыми евангелистами.
В живописную программу изображения поклонения пастухов стала входить и музыка. Она льется на Святое семейство сверху в образе ангельского хора воспевающего «Слава в Вышних Богу и на земле мир...». У некоторых художников ангельский хор поет по нотам, которыми записана реальная музыка Средневековья.
Музыка исходит и от пастухов, атрибутом служения которых была дудочка, флейта или волынка, изображаемые на картинах с этим сюжетом. Позднее в Италии вошло в традицию играть в Рождество на дудочках перед образом
Охапка сены, которая также часто изображается в картинах с этим сюжетом или со сценой Рождества, заимствована из рассказа Псевдо-Бонавентуры. Свеча, которую оставил Иосиф, и яркий свет, исходивший от Новорожденного, это из Видения о Рождестве Спасителя Бригитты Шведской.
Псевдо-Бонавентура: «Когда настал час родить – было это около полуночи на Рождество, – Мария встала и прислонилась к колонне, которая была здесь. Иосиф сидел рядом опечаленный, вероятно, потому, что не мог приготовить все необходимое для родов. Он встал, взял из яслей сено, положил его у ног Девы Марии и отвернулся. В этот момент Сын Божий оставил чрево Матери, не причинив Ей никакой боли. Так оказался Он на сене у ног Своей Матери. Омыв Его, Она завернула Его в Свое покрывало и положила в ясли».
Видение Бригитты Шведской: «Когда я предстала перед яслями Господа в Вифлееме, то увидела Деву необычайной красоты (...), плотно укрытую изящным хитоном, сквозь который было явственно различимо девственное тело (...).
Вместе с Нею был добродетельнейший старец, он привел вола и осла; они вошли в пещеру, и мужчина привязал животных к яслям. Потом он вышел и принес Деве свечу, прикрепил ее к стене и вышел, так что при рождении Младенца его не было.
Тем временем Дева сняла Свои туфли, сбросила с Себя белую накидку, которая укрывала Ее, сняла с головы вуаль, положила ее сбоку от Себя и осталась в одном хитоне, с чудесными золотыми волосами, падавшими распущенные на Ее плечи. (…)
И когда все было готово, Дева с превеликим почтением преклонила колени в позе молящейся и повернулась спиной к яслям, лицо Ее было обращено на восток, а взгляд устремлен к небу. Она пребывала в экстазе, погруженная в созерцание, Ее переполняло восхищение божественной нежностью.
И стоя так в молитве, Она вдруг обнаружила, что Младенец во чреве Ее шевелится, и неожиданно Она произвела на свет Сына, от Которого исходил несказанный свет и блеск, так что солнце не могло сравниться с Ним, и тем более свеча, которую Иосиф поставил здесь, – свет божественный совершенно поглотил свет материальный».
Особенно ярко это изображено у Рембрандта в картине «Поклонение пастухов». Здесь пастухи обступили Младенца, а Божественный свет, исходящий от Него настолько сильный, что заслоняет свет, исходящий от фонаря, который держит один из присутствующих. Сияние Младенца подобно огненному очагу, к которому пришли греться обступившие Его.
Здесь буквально физически ощущается преобразующая сила и тепло Божественного Света, падающего на лица пастухов, выражающих веру и экстаз от увиденного. Сила света подчеркивает ночную тьму ночи, в которую явился Спаситель. В происходящее включены все присутствующие, даже корова и мальчик с собакой.
Приставная лестница, ведущая на верхние полати хлева, иносказательно говорят о будущих Страстях Господа, в которых лестница - один из инструментов этих Страстей (Снятие с Креста). Высокие своды подчеркивают значимость события, а стропила придают композиции устойчивость.
Такой же сильной, но противоположной по духу, является картина Эль Греко «Поклонение пастухов». Ее называют вершиной и лебединой песней художника. В ней он тоже играет со Светом, делая его идейным центром.
Младенца (Свет миру) окружают фигуры, удлиненные и извивающиеся как языки пламени. Свет вырывает из мрака две группы: ангелов - наверху и Деву Марию с Младенцем, лежащим на ослепительной белой пеленке, внизу. Вокруг Младенца группа пастухов, погруженных в полумрак.
В картине выражен весь трагизм времени Эль Греко, катастрофа, завершающая Возрождение, на смену которому пришла католическая реакция. Отсюда деформация тел и одежды, извивающейся языками пламенем вокруг тел.
Свет, скользящий по людям, разрушает их материальность и вносит в картину, с одной стороны, мистицизм, а с другой - обреченность. Колорит картины «Поклонение пастухов» теряет рембрандтовскую преображающую силу, приобретая пепельно-серый тон, выражающий отчаяние и трагичность ситуации, в которой человеку ничего другого не остается, как покорно преклонтиться перед высшей Божественной силой.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Моим друзьям
- Рождественские традиции Средневековой Англии
- Щедруха. Окончание
- Рождественские украшения
- Икона "Рождество Христово"
- Овца.
- "Поздравишки"
- Зимние забавы
- Рождественский пост и Новый год
- В. Печёрин. Сказка про три Новых года
Пару раз был на Рождество на Гран-Пляс в Брюсселе. На площади строят хлев, изображают фигуры волхвов, Деву Марию, младенца Иисуса. Когда-то туда же помещали несколько живых барашков, позднее я их не видел. На одно из зданий проецируются картины и звучит замечательная музыка. Площадь шумит и гудит. Народ прибывает и остается надолго.
На рождество в столицу привозят продукты, сувениры и прочие товары, которые в другое время здесь не найти. Повсюду стоят киоски с «перекусом» и глинтвейном. На площади работают девочки-аниматоры, обнимаются, целуются. Мою бороду они оценили в момент. Облобызали!