Поклонение волхвов часто воспринимается как сюжет, замещающий сцену
Художники Средневековья и Возрождения очень любили его за многозначность, неопределенность, хронологическую расплывчатость и множественность интерпретаций, дающих простор фантазии и воображению.
Некоторые говорят о некой тайне волхвов, имея в виду в том числе и фигуру самого младшего звездочета, образ которого действительно двоится
- то ли юная девушка, то ли молодой отрок. Глядя на картины некоторых мастеров действительно есть повод для двойного толкования.
Галерея картин на сюжет Поклонения волхвов поразительна: сотни, начиная от художников средней руки и не таких известных, и кончая гениальными творениями Мантенья, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Дюрера, Джотто, Питера Брейгеля Старшего, Иеронима Босха, Веласкеса и других.
Каждый художник по-своему интерпретировал евангельский сюжет, не стремясь к точности деталей и соответствия богословским и экзегетическим выкладкам.
В Евангелии от Матфея рассказывается, что когда родился БогоМладенец, к Ироду-царю пришли волхвы с востока и спросили:
«Где родившийся царь Иудейский, мы видели Его звезду на Востоке?»
Когда волхвы узнали, где должен был родиться мессия-царь, они удаляются в Вифлеем и, приблизившись к дому Марии с Младенцем, увидели звезду. Обрадовавшись, маги зашли в дом, поклонились Иисусу и принесли Ему дары.
Сколько было волхвов, как их звали, из каких стран прибыли, сколько времени добирались до Иерусалима и потом до Вифлеема, в Евангелии ничего не сказано. Поэтому очень рано начали складываться множественные толкования святых отцов Церкви и богословов (Оригена, Тертуллиана, Иустина Мученика, Иоанна Златоуста и др.), народные легенды и сказания.
Словом «волхвы» были переведены на церковно-славянский язык с греческого "маги". В православной традиции сюжету с волхвами уделяется очень мало внимания, редко выделяя их поклонение в отдельную икону. Обычно эту сцену помещают в икону «Рождество Христово» вместе с ангелами, пастухами, пещерой, звездой, яслями с БогоМладенцем, Иосифом и Девой Марией.
Отчасти это связано с тем, что волхвы были звездочетами и астрологами, т.е. языческими мудрецами, гадателями и колдунами, к которым еще с ветхозаветных времен было негативное отношение: они предсказывали, что будет с тем, кто родится под той или иной звездой, ограничивая свободу воли человека, которой он наделялся Богом.
Но на западе, особенно в Испании, сложилась развитая культурная традиция волхвов, которая включала в себя легенды и детальную разработку сюжета, уточняющую число и имена магов, их титулы, национальность, страны, откуда прибыли, цвет кожи и на чем путешествовали. Существуют книги с историей путешествия волхвов в Иудею. Одна из последних – роман «Каспар, Мельхиор и Бальтазар» французского писателя Мишеля Турнье.
Поклонение волхвов в западных странах отмечается как день трех царей в день Богоявления (6 января). В этот день принято дарить подарки, подобно тому, как волхвы принесли дары БогоМладенцу.
В православии считается, что поклонение волхвов произошло через двенадцать дней после Рождества, тоже совпадает с днем Богоявления, но отдельного дня, посвященного волхвам, в церковном календаре нет.
В соответствии с западными легендами и сказаниями, волхвов было трое - по числу даров, которые они поднесли Иисусу: ладан – как первосвященнику, золото – как царю, смирну - как смертному человеку. Впервые это предположение высказал Ориген. Число три – сакральное и олицетворяет Святую троицу.
Волхвы были разными по возрасту: старший, среднего возраста и младший – отрок. Их имена в разное время были разными, но в западной традиции закрепились имена: Мельхиор, Бальтазар и Гаспар (Каспар), но кому они принадлежат, в разных сказаниях говорится по-разному. Обычно старшего называют Мельхиором, среднего – Бальтазаром, младшего Каспаром, но может быть и другой порядок.
Все трое олицетворяют народы, которые произошли от сыновей Ноя: Иафета, Сифа и Хама, соответственно, представляя Европу, Восток (Азию) и Африку, отличаясь по цвету кожи: Каспар – черный, Бальтазар – желтый, Мельхиор белый, но м.б. и по-другому: Бальтазар – черный (Африка), Каспар – с желтой кожей (Восток, семитские народы и Азия) и Мельхиор – с белой кожей (Европа). Идея в том, что волхвы – представители всех языческих народов.
Вышли они по легенде из разных стран, среди которых чаще всего называют Персию, Аравию и Эфиопию, а встретились вместе уже потом. Путешествовали на верблюдах, что тоже имеет ветхозаветное основание в пророчестве Исайи:
«Множество верблюдов покроет тебя — дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа…».
Спорным остается вопрос о времени Поклонения волхвов: некоторые считают, что это произошло вскоре или даже сразу после рождения Младенца и потому поклонение произошло в пещере и является заключительным актом Рождества. Однако из Евангелия от Луки известно, что еще было обрезание Иисуса (на восьмой день) и принесение его в Иерусалимский храм – через сорок дней после рождения (Сретение).
А судя по тому, что Ирод приказал убить всех младенцев младше двух лет, Поклонение волхвов произошла значительно позднее, когда Богомладенцу было два или три года. Отсюда на разных картинах Иисус Христос изображается то как Младенец, лежащий в пещере, то как двух-трехлетний малыш, играющий с волхвами или Девой Марией.
Существовала неопределенность и в том, кто окружал Деву Марию в момент Поклонения, кто был его свидетелем? Это позволяло художникам населять картины разными лицами, прежде всего, современниками, выходцами из богатых семейств.
Это соответствовало знатности магов-царей, в отличие от традиции изображать поклонение пастухов выходцами из низших слоев народа. Так Боттичелли изобразил на картине Поклонение волхвов семейство Медичи и богатых заказчиков картины, а также и себя в числе свидетелей.
Другими словами, Евангельская история о Поклонении волхвов в силу своей пустотности стала своеобразной матрицей, словоформой, которая постепенно наполнялась вполне реальными персонажами, узнаваемыми современниками, мифами и легендами, соответствующими взглядам того времени.
Наиболее интересными картинами со сценой Поклонения волхвов можно назвать картину Леонародо да Винчи, которая хоть и не была закончена, но выглядит вполне цельной и показывает художника уже как вполне сформировавшегося мастера.
К числу шедевров относятся картины «Поклонение волхвов» Рембрандта, Питера Брейгеля Старшего, фрески Джотто, Гоццоли, Карло Веронезе и Веласкеса.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Январь
- Новогоднее яблоко
- Иосиф Бродский. Рождественский цикл
- Праздник Рождества Христова
- Икона "Рождество Христово"
- "Поздравишки"
- Иосиф Бродский-2. Рождественский цикл. Окончание
- Инге Лоок. Веселая философия жизни
- Мои поздравления
- Рождественский пост и Новый год
Хорошо. Спасибо за приглашение. Моих текстов -около 550. Так что 120 — это вовсе немного.
Спасибо за проявленный интерес. Надеюсь, что не разочаруетесь. Если будет интересно посмотреть и другие мои материалы, то в окошке «Авторы» кликните на мою фамилию «Бабков» , и появятся все мои тексты. Только не пугайтесь: их там больше 120! Правда, всегда можно выбрать то, что ближе по теме, по духу, по настроению…
С удовольствием, Александр заглянула. Очень любопытный блог. Текста пока не прочитала («Ренессанс в «прокрустовом…»), но сегодня ближе к вечеру — обязательно прочту и оставлю свой комментарий. Спасибо за ссылку на интересный блог
Тина, заглянул на ваш сайт случайно — в порядке знакомства с традицией изображения волхвов, поклоняющихся Марии и Младенцу. Эта тема проскользнула и у нас на блоге, и полагаю, как это часто бывает, станет предметом обсуждения, если не споров. Возможно, и вам будет любопытно посмотреть, в каком контексте тема «магов» оказалась в моем тексте «Ренессанс в «прокрустовом ложе» музея», возможно, и вам покажется интересным и сам этот материал, и другие материалы нашего сайта. Похоже, мы с вами, по крайней мере я, движемся параллельными курсами. Заходите, буду очень рад. Александр Бабков
Людмила, в моем окружении много людей воцерковленных, но все-таки на такие темы мы тоже нечасто говорим. Мне самой интересно. В школе катехизаторов, где я училась, все давалось как-то уж слишком однобоко и сухо. А мне кажется, что многие вопросы требуют как минимум расширения кругозора, как, например, в этом случае. В католичестве многие темы веры выглядят совсем по-другому, чем в православии, как, например, в вопросе с волхвами. На западе — это очень благотворная тема с большой исторической и художественной традицией, которую у нас мало кто знает. И мне очень интересно, а как в других конфессиях это разрабатывается. Вообще меня привлекает сравнительное богословие. Я только-только начинаю понимать, какое это необъятное пространство.
Тина, дорогая! Интересно и познавательно! Не знаю, как часто в Вашем окружении говорят на такие темы, в моём не с кем. Благодаря Вам, происходит переворот в голове! Спасибо.