Или всем известные росписи Сикстинской капеллы Микеланджело, иллюстрирующие библейскую историю от сотворения мира до потопа. Перед ними тоже никто не будет молиться. Но давайте возьмем примеры, которые более ярко иллюстрируют разницу изображений в католической и православной традициях.
Например, праздник Благовещения, который изображается на Царских вратах всех православных храмов. Праздник почитается на Востоке и Западе, и иконы (картины), посвященные этому событию евангельской истории, есть и там, и там.
Рассмотрим картину (она же икона) Ботичелли «Благовещение» и православную икону Праздника школы Андрея Рублева. На католической картине изображена манерная Дева Мария, вполне земная красивая девушка, которой можно любоваться. Она смущенно потупила глаза, как бы отталкивая красивого юношу – Архангела Гавриила.
Их лица, одеяние, жесты рук выписаны со всеми тонкостями живописных портретов. Четко видна прямая перспектива, подчеркиваемая видом из окна (или картиной пейзажа) и клеточками пола: чем дальше от зрителя, тем меньше они по размерам. Другими словами, у картины, кроме высоты и ширины, есть третье измерение – глубина, чего никогда не встретишь в православной иконе.
Действие религиозной картины происходит внутри помещения, т.к. внутреннее пространство и внешнее строго разделены, которые в православной иконе никогда так четко не разделаются. Для того, чтобы обозначить место, где происходит событие – внутри здания – изображается пейзаж улицы, окно и другие детали, указывающие на внешнее пространство, отделяющее его от внутреннего.
Фигуры на картине дают реальную тень: она падает от Архангела Гавриила и подола Богородицы. Нимбы, накладываемые поверх голов Девы и Архангела, смотрятся как инородные тела.
В православной иконе
Красный цвет одеяния Гавриила и хитона Богородицы скорее розовый, не локальный, не четкий, ничего не символизирующий, являющийся декоративным украшением картины. Обилие складок не делает фигуры невесомыми и воздушными, скорее наоборот, более тяжелыми.
А теперь обратимся к православной иконе XII века «Устюжское Благовещение» (рис. 3) школы Андрея Рублева. Разительная разница: фон иконы – золотистый, яркий, светящийся, подчеркивающий свет Царства Небесного, ибо все происходит в сакральном мире. Икона находится в
То, что событие Благовещения происходит в храме, показывает красный велум, накинутый на архитектурные сооружения, но все пространство – едино, не разделено на внешнее и внутреннее, так как событие происходит не в земной реальности, а в Небесной.
Это иное пространство – Божественное, где все совмещено и только некоторые детали, знание которых говорит молящемуся, что действие происходит внутри помещения, и не просто помещения, а внутри храма. Фигура Богородицы – в смиренном послушании принимает волю Божию: "Се, раба Господня".
Кресло, на котором Она восседает, золотистого цвета, что также подчеркивает Ее Царское достоинство. Архангел Гавриил изображен в зеленом цвете, означающем жизнь, возрождение, радостную весть, которая является началом новой жизни.
Лики небожителей только чуть обозначены, нимбы золотистые, полные света, идущего от каждого из них. Жесты рук – смиренные у Девы Марии, и устремленные к Ней с благой вестью – у Архангела Гавриила. Архитектура вся устремлена к небу, ввысь, икона вытянута, что само по себе являет высоту момента. Вертикаль здесь явно преобладает над горизонталью.
(продолжение
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Песнопения Преображения Господня
- Расслабленный. «Встань и ходи!»
- Третий уровень понимания православной иконы. Как икона действует в нас.
- Летопись обращения. Часть 4
- Зеленые святки
- Борьба за священство. Статья 2
- Василий Кандинский. В поисках духовности
- Жены-мироносицы. Хрупкая любовь
- Православная икона. Пространство и время
- Смерти нет