Псковская Миссия

pskovskaja_missija

Орден Псковской Православной Миссии

В истории русского православия успешных миссий не так много и в их числе - Псковская Миссия, организованная и действовавшая с середины августа 1941 до февраля 1944 на территории Пскова.

Это одна из самых трагических страниц в истории русского православия, о которой сегодня уже многое известно, живы некоторые ее участники, хотя не всем удалось выжить после пыток, ссылок и лагерей.

Сначала Псковскую Миссию обвиняли в коллаборационизме и сотрудничестве с оккупационными войсками, потом - ее замалчивали и только относительно недавно ее реабилитировали.

Сегодня уже никто не сомневается в героизме  взявших на себя ответственность за возрождение православия  на оккупационных землях России, где за 24 года большевизма из 1200 храмов  осталось  действующими только два. К приходу немцев церковь фактически была на грани полного уничтожения.

Были уничтожены и сосланы в лагеря почти все священнослужители, запрещено проведение всех церковных Таинств: литургии, крещения, отпевания, венчания. Население Пскова, в отличие от Прибалтики,  в момент оккупации оказалось брошенным на произвол судьбы. Они мало думали о политике Гитлера или Розенберга, ответственном за религиозную политику в Германии.  Им нужно было просто выживать.

Вообще о жизни людей в оккупации мало что известно, чаще – это только истории о партизанском движении, хотя по самым скромным оценкам под немцами осталось 50-70 млн человек, полтора  миллиона из которых перешла на сторону немцев. Псков оказался полностью отрезанным от Ленинградской области, в которую он тогда входил.

Узнав о том, что в Прибалтике с приходом немцев стали открываться пустующие церкви, люди начали обращаться в Прибалтийский Экзархат в Ригу с просьбой открывать храмы и на псковской земле.  Это само по себе было удивительным: люди, четверть века жившие под религиозным запретом и страхом, начали проявлять невиданную религиозную активность. Казалось, народ только ждал момента, когда уйдут большевики, чтобы начать восстанавливать свою религиозную жизнь.

pskovskaja_missija2

Экзарх Прибалтики митрополит Сергий (Воскресенский)

Стоит удивления и дипломатическая работа Сергия (Воскресенского), направленного в 1940-м году из Москвы в Прибалтику с миссией воссоединения прибалтийских церквей и их присоединения к Московской Патриархии (МП).

Владыка решил не только сложнейшую задачу объединения церквей Прибалтики, но и сумел убедить немецкое командование в присоединении их к МП. И именно ему Псковская Миссия обязана своим возникновением и деятельностью.

В первый день оккупации митрополита арестовывают как ставленника Москвы, но через четыре дня отпускают. Немцы хотели, чтобы местное население прониклось к ним доверием, в чем не последняя роль отводилась православной церкви.

И в этом их активно убеждал Экзарх Прибалтики, приводя доводы в пользу Московской Патриархии, а не Константинопольской, главы которой находились в это время в Лондоне.

Создав на территории Латвии внутреннюю миссию для материальной и духовной  поддержки беженцев, военнопленных и населения, митрополит Сергий начал переговоры с немецким командованием о создании православной миссии для работы в России, на ее оккупированных территориях.

Немцы не решались открывать такую Миссию, но через месяц дали согласие и даже выделили автобус для отправки миссионеров в Псков. Первая служба в Пскове состоялась накануне праздника Преображения, которую провел о. Сергий (Ефимов). Перед приходом немцев он был арестован, но уход русских перед наступлением немцев был таким стремительным, что они забыли про заключенных. Немцы же с приходом открыли все тюремные ворота.

Так о. Сергий (Ефимов) оказался на свободе, а уже 14 августа освящал первый храм и провел первое богослужение. Неожиданно к концу службы к храму подъехала машина с немецкими солдатами, которые увозят его в Псков для совершения там богослужения и проведения крестного хода. Служба прошла 17 августа в кафедральном Свято-Троицком соборе Пскова. В тот же день о. Сергий был назначен первым начальником Псковской Миссии.

На другой день из Риги прибывают первые четырнадцать миссионеров, отобранных лично Экзархом Прибалтики Сергием, которым было предписано ехать в Псков в порядке послушания. Никто из отобранных не отказался от послушания. Прибыли они на праздничную вечерню  в честь Преображения 18 августа. И это было воспринято как знак к возрождению и преображению церковной жизни православной Руси.

pskovskaja_missija4

Псковская Православная Миссия

Среди отобранных миссионеров пятеро были выпускниками знаменитого Парижского Свято-Сергиевского Богословского института, остальные – члены «Русского православного студенческого единения», действовавшего в Прибалтике как филиал РСХД (Русского студенческого христианского движения). Все миссионеры имел за плечами богословское или духовное образование.

Отбирались молодые, активные, которые могли выдерживать большие физические и моральные нагрузки. Работа предстояла трудная, связанная с разъездами, многочасовыми службами, выполнением тысяч треб, сотен крещений,  венчаний, отпеваний и т.д.

В прощальной  напутственной речи экзарх Сергий благословил миссионеров на восстановление церковной жизни в весьма трудных условиях, благословил ехать в страну, где на протяжении более двадцати лет религия уничтожалась, а народ запугивался.

Но главное было – возродить духовную жизнь и дать утешение людям в  тяжелейших жизненных  условиях. Сострадание и  сочувствие к братьям и сестрам по вере двигало этими людьми, а вовсе не угождение немецким оккупантам, в чем их позднее  обвиняли.

Псковская миссия оказалась единственной в своем роде на оккупированных территориях. Ни на Украине, ни в Белоруссии этого не случилось. И в том была  огромная заслуга Экзарха, положившего свою жизнь на алтарь возрождения православия: через 2,5 года он будет убит. Ему было всего 46 лет. Он был убежден в праведности своего дела и, как мог, служил ему, надеясь, что религиозная жизнь уже никогда не заглохнет в этих местах.

Он не ошибся. Сталин разрешил открывать церкви в 1943 г. и дал относительную свободу религии, увидев опыт Псковской Миссии: что вопреки всему, всем гонениям и запретам, народ активно потянулся в храмы,  открывавшиеся  на оккупированных территориях.  Но Экзарх Сергий не верил, что Сталин делает это искренне. Сталин  делал это под давлением обстоятельств и потому Владыка имел право сказать: «Сталин не Савл и никогда Павлом не станет».

pskovskaja_missija5

Представитель германского командования передает начальнику Псковской миссии протоиерею Кириллу Зайцу икону Тихвинской Божией Матери. Псков, 22 марта 1942 года.

В течение двух с половиной лет, пока действовала Псковская  Миссия, богослужение в кафедральном храме города длилось с шести утра до восьми-десяти вечера, причащалось по пятьсот-шестьсот человек, крестилось одновременно по 25-30, а то и сто человек.

Один священник окормлял несколько храмов из-за нехватки священников. В деревнях, где  существовал обычай иметь свой праздник в честь определенного святого, нужно было обойти каждый дом и совершить там службу. Миссия вынуждена была давать объявления в газету с требованием священнослужителей.

Отчеты членов Псковской Миссии о проделанной работе показывают, что только за первые четыре месяца было крещено пятьдесят тысяч детей разного возраста, в водосвятии на Крещении 1942 года участвовало сорок процентов оставшегося населения Пскова.

Люди сами чистили, ремонтировали и восстанавливали храмы, несли спрятанное от ГПУ церковное имущество: книги, иконы, утварь, облачения. Маленькие церкви не вмещали всех желающих, стены «плакали», оттаивая от тесноты прихожан. Миссионеры буквально валились с ног от усталости, едва справляясь с нагрузкой.

Вот, например, статистика  венчаний: в августе-сентябре 1941 в  Пскове прошло  всего семь венчаний, а в феврале 1943 -  уже 8117. Венчали до двадцати пар сразу, венцов не хватало и над головами держали иконы. Началась работа с детьми и военнопленными. Была организована школа для беспризорников. Дети, голодные и в лохмотьях стали лучшими друзьями миссионеров.

(Продолжение здесь)

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Вопросы веры and tagged Война, общество и политика, церковная жизнь. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *