В истории русского православия успешных миссий не так много и в их числе - Псковская Миссия, организованная и действовавшая с середины августа 1941 до февраля 1944 на территории Пскова.
Это одна из самых трагических страниц в истории русского православия, о которой сегодня уже многое известно, живы некоторые ее участники, хотя не всем удалось выжить после пыток, ссылок и лагерей.
Сначала Псковскую Миссию обвиняли в коллаборационизме и сотрудничестве с оккупационными войсками, потом - ее замалчивали и только относительно недавно ее реабилитировали.
Сегодня уже никто не сомневается в героизме взявших на себя ответственность за возрождение православия на оккупационных землях России, где за 24 года большевизма из 1200 храмов осталось действующими только два. К приходу немцев церковь фактически была на грани полного уничтожения.
Были уничтожены и сосланы в лагеря почти все священнослужители, запрещено проведение всех церковных Таинств: литургии, крещения, отпевания, венчания. Население Пскова, в отличие от Прибалтики, в момент оккупации оказалось брошенным на произвол судьбы. Они мало думали о политике Гитлера или Розенберга, ответственном за религиозную политику в Германии. Им нужно было просто выживать.
Вообще о жизни людей в оккупации мало что известно, чаще – это только истории о партизанском движении, хотя по самым скромным оценкам под немцами осталось 50-70 млн человек, полтора миллиона из которых перешла на сторону немцев. Псков оказался полностью отрезанным от Ленинградской области, в которую он тогда входил.
Узнав о том, что в Прибалтике с приходом немцев стали открываться пустующие церкви, люди начали обращаться в Прибалтийский Экзархат в Ригу с просьбой открывать храмы и на псковской земле. Это само по себе было удивительным: люди, четверть века жившие под религиозным запретом и страхом, начали проявлять невиданную религиозную активность. Казалось, народ только ждал момента, когда уйдут большевики, чтобы начать восстанавливать свою религиозную жизнь.
Стоит удивления и дипломатическая работа Сергия (Воскресенского), направленного в 1940-м году из Москвы в Прибалтику с миссией воссоединения прибалтийских церквей и их присоединения к Московской Патриархии (МП).
Владыка решил не только сложнейшую задачу объединения церквей Прибалтики, но и сумел убедить немецкое командование в присоединении их к МП. И именно ему Псковская Миссия обязана своим возникновением и деятельностью.
В первый день оккупации митрополита арестовывают как ставленника Москвы, но через четыре дня отпускают. Немцы хотели, чтобы местное население прониклось к ним доверием, в чем не последняя роль отводилась православной церкви.
И в этом их активно убеждал Экзарх Прибалтики, приводя доводы в пользу Московской Патриархии, а не Константинопольской, главы которой находились в это время в Лондоне.
Создав на территории Латвии внутреннюю миссию для материальной и духовной поддержки беженцев, военнопленных и населения, митрополит Сергий начал переговоры с немецким командованием о создании православной миссии для работы в России, на ее оккупированных территориях.
Немцы не решались открывать такую Миссию, но через месяц дали согласие и даже выделили автобус для отправки миссионеров в Псков. Первая служба в Пскове состоялась накануне праздника
Так о. Сергий (Ефимов) оказался на свободе, а уже 14 августа освящал первый храм и провел первое богослужение. Неожиданно к концу службы к храму подъехала машина с немецкими солдатами, которые увозят его в Псков для совершения там богослужения и проведения крестного хода. Служба прошла 17 августа в кафедральном Свято-Троицком соборе Пскова. В тот же день о. Сергий был назначен первым начальником Псковской Миссии.
На другой день из Риги прибывают первые четырнадцать миссионеров, отобранных лично Экзархом Прибалтики Сергием, которым было предписано ехать в Псков в порядке послушания. Никто из отобранных не отказался от послушания. Прибыли они на праздничную вечерню в честь Преображения 18 августа. И это было воспринято как знак к возрождению и преображению церковной жизни православной Руси.
Среди отобранных миссионеров пятеро были выпускниками знаменитого Парижского Свято-Сергиевского Богословского института, остальные – члены «Русского православного студенческого единения», действовавшего в Прибалтике как филиал РСХД (Русского студенческого христианского движения). Все миссионеры имел за плечами богословское или духовное образование.
Отбирались молодые, активные, которые могли выдерживать большие физические и моральные нагрузки. Работа предстояла трудная, связанная с разъездами, многочасовыми службами, выполнением тысяч треб, сотен крещений, венчаний, отпеваний и т.д.
В прощальной напутственной речи экзарх Сергий благословил миссионеров на восстановление церковной жизни в весьма трудных условиях, благословил ехать в страну, где на протяжении более двадцати лет религия уничтожалась, а народ запугивался.
Но главное было – возродить духовную жизнь и дать утешение людям в тяжелейших жизненных условиях. Сострадание и сочувствие к братьям и сестрам по вере двигало этими людьми, а вовсе не угождение немецким оккупантам, в чем их позднее обвиняли.
Псковская миссия оказалась единственной в своем роде на оккупированных территориях. Ни на Украине, ни в Белоруссии этого не случилось. И в том была огромная заслуга Экзарха, положившего свою жизнь на алтарь возрождения православия: через 2,5 года он будет убит. Ему было всего 46 лет. Он был убежден в праведности своего дела и, как мог, служил ему, надеясь, что религиозная жизнь уже никогда не заглохнет в этих местах.
Он не ошибся. Сталин разрешил открывать церкви в 1943 г. и дал относительную свободу религии, увидев опыт Псковской Миссии: что вопреки всему, всем гонениям и запретам, народ активно потянулся в храмы, открывавшиеся на оккупированных территориях. Но Экзарх Сергий не верил, что Сталин делает это искренне. Сталин делал это под давлением обстоятельств и потому Владыка имел право сказать: «Сталин не Савл и никогда Павлом не станет».
В течение двух с половиной лет, пока действовала Псковская Миссия, богослужение в кафедральном храме города длилось с шести утра до восьми-десяти вечера, причащалось по пятьсот-шестьсот человек, крестилось одновременно по 25-30, а то и сто человек.
Один священник окормлял несколько храмов из-за нехватки священников. В деревнях, где существовал обычай иметь свой праздник в честь определенного святого, нужно было обойти каждый дом и совершить там службу. Миссия вынуждена была давать объявления в газету с требованием священнослужителей.
Отчеты членов Псковской Миссии о проделанной работе показывают, что только за первые четыре месяца было крещено пятьдесят тысяч детей разного возраста, в водосвятии на Крещении 1942 года участвовало сорок процентов оставшегося населения Пскова.
Люди сами чистили, ремонтировали и восстанавливали храмы, несли спрятанное от ГПУ церковное имущество: книги, иконы, утварь, облачения. Маленькие церкви не вмещали всех желающих, стены «плакали», оттаивая от тесноты прихожан. Миссионеры буквально валились с ног от усталости, едва справляясь с нагрузкой.
Вот, например, статистика венчаний: в августе-сентябре 1941 в Пскове прошло всего семь венчаний, а в феврале 1943 - уже 8117. Венчали до двадцати пар сразу, венцов не хватало и над головами держали иконы. Началась работа с детьми и военнопленными. Была организована школа для беспризорников. Дети, голодные и в лохмотьях стали лучшими друзьями миссионеров.
(Продолжение
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Защитникам Отечества посвящается
- Давид Самойлов: счастье быть русским поэтом
- Павел Филонов: художник трагедии
- Случаи из жизни времен Великой Отечественной-3
- Случаи из жизни времен Великой Отечественной-5
- Семнадцатый год. "Народ на войне". Фрагменты.
- Женщины войны: "У нас забрали победу"
- Давид Самойлов. Окончание
- С.Федорченко: мистификаторы и литераторы
- Бессмертный