В середине
О Благовещении мы уже
Исторически Поклонение Кресту возникло из события начала седьмого века, когда персидский царь Хосрой II в результате похода на Иерусалим захватил в плен священника города Захария и Животворящий Крест, обретенный в четвертом веке
Но война с Хосроем продолжалась, и спустя четверть века, по молитвам жителей Константинополя и заступничеству Богородицы, столица Византии была освобождена, Захария освободили из плена, а Крест был возвращен. В честь события возвращения Животворящего Креста и был учрежден праздник Поклонения Кресту.
Однако во время крестового похода латинян на Константинополь, Крест опять пропал. Его частицы потом возникали то тут, то там, хотя самого Креста так и не нашли. Но праздник поклонения Кресту в памяти, в исторических событиях и церковных ритуалах и богослужении остался, хотя смысл его постепенно менялся.
Так в процессе обсуждения и формирования последовательности Великого Поста, его богослужений и порядка следования воскресений праздник Поклонения Кресту закрепился в
Это было связано еще и с тем, что с седмицы, следующей за крестопоклонным воскресеньем, начиналась неделя усиленной подготовки готовящихся к крещению в Пасху. В богослужение, например, вводилась еще одна ектения, в которой молились за готовящихся к просвещению (крещению).
И было логично, что сугубую подготовку начинали с поклонения Кресту, а для уже крещеных поклонение помогало укрепиться в вере и Посте, сделать небольшую передышку и подбодриться тем, что впереди Светлое Христово воскресение, что половина пути уже пройдена.
«Да Адамову потребиши клятву, плоть нашу приемлеши кроме скверны, распинаешися же и умиареши, Иисусе Преблагий: тем же Крест Твой, и копие, и губу же и трость, гвоздие верно почитаем, и Воскресение Твое видети просим», -
поется в Богослужении крестопоклонного воскресения.
Так и закрепился праздник за третьим воскресением Поста, но уже с новыми смыслами, однако богослужение так и осталось праздничным, исторически связанным с возвращением Креста из плена. В нем много поэтического, радостного, светлого, связанного с будущим Воскресением Христовым, но не скорбного.
Крест сравнивается древом, насажденным посреди рая, с древом жизни. Как древом познания был затворена дверь рая, так древом Креста отверзается дверь небесная для всех желающих очиститься постом и слезами. Ангельское воинство высоко поднимает Древо Честное на копьях, созывая всех верных и постом просветившихся на поклонение Кресту.
Крестом приходят к вечному веселию и от смертных сетей избавляются, крестом отгоняются полки бесов и ангелы вселяются, крест - дверь в Богоблаженное и в сад небесный, – так церковь воспевает сегодня Животворящий Крест и торжественно звучит Гимн "Радуйся, Живоносный Кресте!"
Тина Гай