Великий, скандальный и самый значительный философ Нового времени Бенедикт Спиноза, автор одной из самых радикальных, оригинальных и величественных философских систем, а также основоположник научной критики Библии, является, пожалуй, самым актуальным философом XXI века.
И не кажется случайным нынешний всплеск интереса к философии свободы и антиклерикализма Спинозы в Европе, в которой именно эти вопросы выходят на первый план и становятся все более и более важными, особенно в свете последних событий.
Идеи философа не «головные», хотя его философию относят к числу рационалистических. Они глубоко продуманы и прочувствованы на собственном опыте. Так писать мог только человек, хорошо знающий ситуацию изнутри, искренне желающий разобраться во многих вопросах, над которыми верующие просто не задумываются, принимая многое на веру.
В «Богословско-политическом трактате», самом скандальном и самом остром, после которого Спиноза стал ненавистен не только раввинам, давно отлучившим его от синагоги и еврейской общины, но и теологам-христианам, он пишет:
«…свобода не только может быть допущена без вреда для благочестия и спокойствия государства, но что скорее ее уничтожение означало бы уничтожение самого спокойствия государства и благочестия. И это самое главное, что я решил доказать в этом трактате».
Эти слова и сейчас актуальны, и, думается, будут актуальны еще долго, как и многие другие его высказывания, как, например, такие, под которыми подпишутся многие, в том числе и я:
«Я часто удивлялся, что люди, хвалящиеся исповеданием христианской религии, т.е. исповеданием любви, радости, мира, воздержанности и доверия ко всем, более чем несправедливо, спорят между собою и ежедневно проявляют друг к другу самую ожесточенную ненависть…
Отыскивая причину зла, я не сомневался, что оно возникло оттого, что толпе религией вменялось в обязанность смотреть на служение при церкви, как на достоинство, а на церковные должности — как на доходную статью, и оказывать священникам высший почет.
Ведь, как только началось в церкви это злоупотребление, тотчас у всякого негодяя стало являться сильнейшее желание занять должность священнослужителя, любовь к распространению божественной религии переродилась в гнусную алчность и честолюбие, а самый храм превратился в театр, где слышны не церковные учители, а ораторы….
На самом же деле, если бы у них была хоть искорка божественного света, они не безумствовали бы столь высокомерно, но учились бы разумнее почитать бога и выделялись бы среди других не ненавистью, как теперь, но, наоборот, любовью; они не преследовали бы столь враждебно людей, разно с ними мыслящих, но скорее жалели бы их (если только они боятся за их спасение, а не за свое благополучие)».
Написано это в 1670 году, а читается так, будто слова только что сошли со страниц фейсбука и твиттера. Уже этого достаточно, чтобы понять, насколько он был другим, не боявшимся высказывать свои мысли и идеи в тогда еще только-только выходящем из средневековья обществе.
Страх им всегда презирался и считался главным злом, от которого он стремился освободить людей. Именно страх он считал причиной, приводящей человека к аффектам и суевериям. Диссидент, ненавидимый не только клерикалами, но и народом, умело ими подстрекаемый, Спиноза несколько раз находился в опасности за свои высказывания, несколько раз на него совершались покушения. Градус ненависти к философу часто зашкаливал.
Хотя по своей натуре он был человеком совершенно незлобивым, очень спокойным и уравновешенным, редко поддающимся эмоциям, считая их проявление недостойным человека мыслящего. Он умел владеть собой и его философия пронизана приверженностью стоицизму и аскетизму. Но и сто лет спустя после смерти философа его считали самым безнравственным человеком.
В жизни Спинозу редко видели слишком опечаленным или слишком веселым. Он был очень ровным в своем поведении и вспоминали о нем как о нежном, добром, любящем и терпимом человеке. Он не стремился к славе и публичности, у него отсутствовала всякая амбициозность и других он предпочитал понимать, а не осуждать, принимая несовершенство людей как естественный факт.
Комната Спинозы
Спиноза никогда не стремился к деньгам, они ему мешали, поскольку, по его мнению, отвлекали от главного дела жизни: науки и философии. В жизни он был очень скромным, неприхотливым и простым человеком. Несколько раз у него была возможность иметь хорошее вознаграждение или гранты, как сказали бы сегодня.
Но каждый раз он отказывался, предпочитая зарабатывать на жизнь своим уединенным трудом и считая, что именно такая жизнь наиболее благоприятна для него и обеспечивает ему максимальную свободу. Этот совет он почерпнул еще в юности из Талмуда.
А зарабатывал он на жизнь шлифованием линз, что было небезопасным и даже вредным для его слабого здоровья. По наследству ему передался туберкулез, от которого умерла его, еще очень молодая, мать. Шлифуя линзы, Спиноза только усугублял свою ситуацию, но никому и никогда не жаловался и не показывал, что ему плохо. Редко кто знал о серьезности его болезни.
К делу шлифовальщика он относился серьезно и достиг в нем очень высокого уровня мастерства: его линзы пользовались большим спросом и стоили очень дорого. Но продавали линзы его друзья, сам он отказался от торговли еще тогда, когда отец совсем еще юного Бенто привлек к своему торговому бизнесу и мальчик понял, что это не его путь.
Так тихо и неприметно жил этот удивительный философ, поставивший в центр своей философии Бога, Который есть Все и во всем. Смерти он не боялся. Умер тихо, в возрасте сорока четырех лет, от чахотки. В этот день он, как и всегда, беседовал с друзьями. Жил он и умер в соответствии со своим правилом:
«Человек свободный ни о чём так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни».
Родился Спиноза в еврейской семье, бежавшей от португальской инквизиции в Голландию. Когда-то было время (девятый век), когда на Пиренейский полуостров пришли мусульмане и превратили его в цветущую европейскую страну с развитой наукой, искусством, философией, медициной, образованием и торговлей.
Здесь переводились с греческого на арабский язык труды Аристотеля и других философов, здесь трудился Авиценна. Под покровительством ислама евреи свободно развивали ремесло, торговлю и философию.
Но все изменилось, когда на полуостров пришли христиане, лишившие евреев всех прав, исключив их из общины, заставляя отказываться от иудаизма и насильно принимать католичество. Однако, принимая христианство, евреи продолжали в своей жизни исповедовать иудаизм.
Инквизиция уничтожала евреев именем Иисуса огнем и мечом и «новообращенные» бежали в другие страны. Так предки Спинозы – марраны - оказались в Голландии, в которой уже тогда развивались капиталистические отношения. Голландия к тому времени была самой передовой страной в области науки, промышленности и самой свободной в вопросах веротерпимости и религии.
Но дед Спинозы с трудом адаптировался к новым условиям, а вот его сын, Микаэль д'Эспиноза, отец Бенедикта, быстро разбогател, купил в Амстердаме большой дом и в ноябре 1632 года во втором браке у него родился сын Бенто. Имя философа на иврите звучит как Барух, на латыни - Benedictus, что означает в том и другом случае "благословенный".
Рембрандт. Философ
В семье было пятеро детей: двое – от первого брака и трое – от второго. Мать мальчика, когда ему было всего шесть лет, умерла от туберкулеза. К сожалению, болезнь передалась и мальчику. Отец воспитывал сына в ортодоксальной иудейской традиции:
с семи лет, как и было положено, Баруха отдали в одну из лучших амстердамских школ еврейской общины – религиозное училище при синагоге. Здесь детей учили грамоте, Священному Писанию, Талмуду и готовили к карьере раввина.
Мальчик был тихим, меланхоличным, когда его спрашивали, он не спешил с ответами при этом имел живое воображение и чрезвычайно подвижный и проницательный ум, поэтому на него быстро обратили внимание и в школе он получил прозвище «илуй», что в переводе означало «гений».
Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.