Безумная (из народных мотивов)
М. ОжеговЗачем ты безумная губишь
Того, кто увлекся тобой,
Ужели меня ты не любишь,
Не любишь?! Так Бог же с тобой!Зачем ты меня завлекала,
Зачем заставляла любить?
Должно быть тогда ты не знала,
Как тяжко любви изменить!Меня не полюбит другая,
Я буду мечтать об одной!
Поверь же, моя дорогая,
Навек я увлекся тобой!У церкви стояли кареты:
Там пышная свадьба была;
Все гости роскошно одеты:
На лица их радость легла.Невеста была в белом платье,
Букет был приколот из роз –
Она на святое распятье
Тоскливо взирала сквозь слез.Горели венчальные свечи,
Невеста стояла бледна, –
Священнику клятвенной речи
Сказать не хотела она.Я видел, как бледный румянец
Покрыл молодое лицо;
Когда же священник на палец
Надел золотое кольцо:Из глаз ея горькия слезы
Ключом по лицу потекли.
Завянут прекрасные розы,
Напрасно их так берегли!Я слышал в толпе говорили:
Жених неприятный такой,
Напрасно девицу сгубили.
И вышел я вслед за толпой.Мне стало так тяжко и больно,
Что жизни своей был не рад,
И громко сказалось невольно:
Счастлив мой соперник – богат.
(Новый песенник. Безумная / Сост. М. Ожегов. 1896).
Сейчас этот
После нее тридцатилетнему Пукиреву присвоили звание профессора живописи, а известный критик В.В.Стасов восторженно воскликнул: «Наконец-то появилась картина из жизни - одна из самых трагических картин». "Неравный брак" действительно написан на злобу дня и отражает обычное для того времени явление: богатые старички искали себе молоденьких невест из бедных семей, предлагая за них немалые деньги.
Семья невесты на них могла расплатиться с долгами и потом неплохо существовать. Дело дошло до того, что в феврале 1861 году вышел Указ церкви, осуждавший женитьбу с огромной разницей в годах, поскольку их число доходило до половины всех венчаний. Автор картины и его самый близкий друг пережили такую же историю, но если для друга она закончилась счастливо, то для художника - трагически.
Картина стала классикой
Он влюбился в Софью Николаевну Рыбникову, но семья воспротивилась браку с купеческим сыном и настояла, чтобы она вышла замуж за крупного промышленника и просто хорошего человека Андрея Александровича Карзинкина.
Несостоявшегося жениха, своего друга, Василий Пукирев изобразил в роли шафера, стоящего за спиной девушки с розой у сердца. Однако Варенцов, увидев себя на картине, резко воспротивился этому, т.к. в то время он собирался жениться на другой девушке и не хотел, чтобы будущие родственники узнали о неудачной истории его первого сватовства.
Присутствовать на свадьбе в роли шафера он был вынужден, т.к. сестра жениха была женой старшего брата Варенцова. В результате бурной разборки между друзьями художник написал себя в роли шафера, изменив некоторые черты лица Сергея. Это было тем более уместно, что Василий тоже пережил подобную историю, только трагическую.
Он влюбился в очень красивую девушку Прасковью Матвеевну Варенцову, однофамилицу друга художника. Именно она позировала ему на картине «Неравный брак». Родители девушки категорически не хотели этой свадьбы, т.к. художник был родом из бывших крепостных и настояли на браке с богатым сановником.
Брак оказался несчастливым, через несколько лет он распался. Прасковья Матвеевна закончила жизнь в богадельне, а Василий Пукирев умер в бедности и одиночестве. Если учесть что брак Карзинкина и Рыбниковой оказался счастливым, то более верной по сути является вторая версия, трагическая. Она соответствует и сюжету картины "Неравный брак", и
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Евгений Баратынский. Окончание
- Игорь Стравинский: интересные факты
- Хуторок. Старинный романс по выходным
- Песнопения Преображения Господня
- Любимые певицы. Лара Фабиан
- Петр Вяземский. Я - записная книжка
- Двойники: Рихтер - Гульд. Часть 1. Святослав Рихтер
- Народный праздник музыки. Париж-14
- Двойники: Рихтер - Гульд. Часть 2. Гленн Гульд
- Роберт Шуман: любовь и судьба
Грустно. Но сегодня это уже никого не удивляет: молодые девушки выходят замуж за изрядно поживших мужчин уже не по неволе, а по собственному желанию.
Тина, изумительно и грустно стало!
Да, история действительно грустная, особенно история художника. Спасибо, что заходите на мой блог и комментируете то, что Вам особенно близко.
Большое спасибо! Очень нравится этот романс, несмотря на грустную историю.
Да, Сергей, было, есть и будет. Такова жизнь и с этим ничего не поделаешь
Было, есть и будет! Так коротко можно сказать о картине. Все остальное: разборки, пальчики, догадки, умозаключения из разряда эмоций, понимания жизни и опытов. Что касается любви, то у всех она разная, чаще не единственная, и со стороны видится совсем не так, как ее ощущают и принимают влюбленные.
Таша, пропустила Ваш комментарий. Извините. Отвечаю с опозданием. Классика действительно вечна, что в литературе, что в музыке, что в живописи. А здесь все сошлось: и слово, и музыка, и живопись. А главное — все взято из жизни, ничего не придумано и эта подлинность делает романс и картину вечными. Спасибо за еще один интересный поворот этой истории.
Вольдемар, меня радует, что Вы стали моим постоянным читателем, да еще оставляете такие интересные комментарии. Наш мир действительно как-то незаметно стал похож на тот, казалось, ушедший навсегда. Все возвращается как хорошо забытое прошлое. И девочки ищут себе богатых, и старички — молодых. Так было и так будет, пока миром правил капитал. Банально, но се ля ви.
Что касается фильма, то я его не смотрела. Сказано грубо. Но верно ли? Сомневаюсь. Любят просто потому что любят, а вовсе не для того, чтобы писать стихи или рожать детей. Дети — это только продолжение любви. А если ее нет, то продолжение чего тогда дети?
Хорошо описали, Тина. Да и комменты хорошие. С удовольствием прочитал. Ничего бОльшего и не скажу, так как наш современный мир не лучше того и не хуже. Как посмотреть? А все мы смотрим по-разному, единство во мнении очень редко. Мне понравилось недавно услышанная фраза в современном сериале, который очень муссировали в печати. Фразу сказал постаревший опер, теперь генерал, Володя Шарапов,
— Мужчина любит дважды: один раз в школе, чтобы стихи писать, а другой — в ЗАГСе, чтобы детей рожать. Остальное б… Вот последним очень долго и особенно сейчас и занимается человечество.
Мир мало меняется. Все хотят жить красиво, а красиво жить не запретишь. Только не у всех есть на это деньги. Вот и появляются богатенькие дамочки с молоденькими мужьями, и старички с молоденькими женами. Вчера только смотрела передачу про такие чудо-пары.
Ну нормально, и сейчас тож нормально, тем более, что не по принуждению возникают такие браки, а по обоюдному согласию, кстати и богатенькие дамы далеко не первой молодости «усыновляют» мачо… и правильно делают!
Тема эта вечная, если иметь в виду капиталистические реалии. Вы совершенно верно заметили, что на дворе был 1862 год, только что отменили крепостное право, капитализм шел по России семимильными шагами, власть денег становилась все сильнее. Одни разорялись, другие богатели. Да и чиновники не дремали с их жаждой к деньгам и благополучию. Все повторяется и сейчас. Ситуация — один к одному. Не случайно так популярен стал Островский с его «Бесприданницами», «Бешеными деньгами», «Грозой», «Доходным местом» и т.д. В советские времена все-таки это, если и было, то в основном среди номенклатуры. А в народе люди женились и выходили замуж, не имея ни двора, ни кола. Так было со мной и с многими другими. К сожалению, эти времена канули в Лету, как и времена пушкинской Татьяны.
С Вашей интерпретацией категорически не согласна: «Её указующий перст правой руки(!) тянется к заветному колечку. …Указательный пальчик – стремление главенствовать и подчинить себе старика-супруга. Это не «безымянный»-бессловесный с меридианом сердца в придачу. Не так девочка проста…». По поводу указательного пальца. В обряде венчания кольцо первоначально священник надевает на указательные пальцы, и только потом жених и невеста обмениваются кольцами, надевая их на безымянный палец друг друга.
«Пройдены «игольи уши» бедности и вот свет в конце тоннеля. Ещё немного терпения – и она честная вдова, дворянка, генеральша и проч. и проч.» Ложиться каждую ночь в постель с нелюбимым — это мука, которую поймут только те, кто через это прошел. И никакие богатства не скрасят этот ужас. Я знаю, о чем говорю. Поэтому и радости на ее лице — ни капли.
Что касается до жениха, то это похоже на историю Давида и Ависаги, когда мерзнущий немощной Давид согревался молодым телом Ависаги.. Так что традиция неравных браков идет оттуда, из ветхозаветных времен с передышкой на советские времена, которые быстро уходят в прошлое.
Эпоха? Да, ушедшая. Но классика — вечна! Ситуация? да, почти не встречающаяся сейчас. Но от этого не менее волнующая! Спасибо за возвращение…
Здравствуйте, Тина.
Спасибо за романс на «вечную» тему. Классика жанра. Музыка. Со словами сложнее.С картиной ещё несколько сложнее…или просто взгляды стали шире? — быт, бытие берет своё…
Скорее:
Неравный, или, скорее несколько «Нервный» брак…
\ и хотелось бы без свидетелей\
Молодец П-в, «классический классик» одной картины. До настоящего дня актуальной…(копии пользуются спросом!)
Донес провозвестие и ушел со сцены.
Но ближе к теме:
Полутруп-жених, терять которому нечего, прикидывает услады последних дней.
Сколько ему? – 40, 50- ?? – для XIX века это старик.
Невеста? – слёзы уже пообсохли. Она спокойна. Её Указующий перст правой руки(!) тянется к заветному колечку. Пройдены «игольи уши» бедности и вот свет в конце тоннеля. Ещё немного терпения – и она честная вдова, дворянка, генеральша и проч. и проч.
Указательный пальчик – стремление главенствовать и подчинить себе старика-супруга. Это не «безымянный»-бессловесный с меридианом сердца в придачу.
Не так девочка проста…
Левая рука невесты расслаблена, но свеча спокойна и гореть(жить) ей ещё долго. Иное дело – свеча в руке жениха. Твердо и нервно. Затянуто и подозрительно. Ненадолго…Он понимает…
Все всё понимают.
Священник всё понимает…
«Бедный жених», смиренно скрестивший руки, и свидетельствующий событие – не забыт.
Он спокоен и знает, что не забыт.
Но всему своё время.
А на дворе 1862 год. Только что отменили крепостное право. Назревшие перемены активно хлынули в жизнь.
Пушкинская Татьяна, которая «…другому отдана и буд(ет) век ему верна» — персонаж уже ушедшей эпохи.
Цинизм? – отнюдь!
Дела житейские…( впрочем, всего лишь версия события). Совет да Любовь!