Для погребения Малевича он сконструировал гроб в виде архитектона, раскрасив его в бело-черно-зелёные цвета, и поставил на могиле в Немчиновке памятник в виде куба. Похороны учителя были последним сумасшествием художника, хотя после его смерти он прожил еще почти двадцать лет, оставаясь в полном творческом одиночестве.
К середине прошлого века имя Николая Суетина было окончательно забыто, а под давление времени и обстоятельств художник постепенно начал дрейфовать в сторону традиционного искусства. Но сегодня его знают как реформатора русского фарфора, выдающегося дизайнера и графика, воспринимавшего искусство как инструмент преобразования мира.
Суетин начался как художник с супрематизма, хотя рисовать начал значительно раньше, еще учась в кадетском корпусе. До конца дней он занимал неплохую должность главного художника Ленинградского фарфорового завода, пережив блокаду Ленинграда, спасаясь от голода тем, что ел краски.
Он не был теоретиком и философом, как
Николай Михайлович родился в 1897 году, в дворянской семье: отец был начальником железнодорожной станции. Окончив гимназию, решил пойти по военной части и поступил в кадетский корпус Санкт-Петербурга, где одним из предметов было рисование. Вот тогда он и начал всерьез интересоваться живописью.
Первой его любовью были
Он старался показать ему, что космизм и мистицизм Чюрлёниса и Врубеля, привлекавшие ученика, присутствуют в той же мере и в кубизме. Это был только промежуточный этап, необходимый, чтобы Суетин почувствовал процесс конструирования пространства, процесс мистический и космический.
Параллельно с кубизмом, молодой художник осваивает и супрематизм, но Малевич уверен, что вскоре и с кубизмом произойдет то же, что с Чюрлёнисом и Врубелем: он никогда к ним не вернётся. Суетин, окончательно поверивший в супрематизм и поняв его логику и метафизику, не копирует учителя, он постоянно ищет, экспериментирует с цветом и принципами построения композиций.
В центре композиции – крупный прямоугольный монолит, от которого отлетают мелкие элементы, создавая эффект парения в беспредельном Космосе. Но в холодном космическом пространстве художнику не хватает земли, человеческого начала, собственного мяса, по его выражению. И он стремится внести это в супрематизм учителя.
В конечном итоге Суетин создает свой – геометрический вариант супрематизма, насыщенный цветовыми плоскостями, которые находятся в разных отношениях друг к другу. Через три года Суетин в составе группы Уновис переезжает в Петербург, где он создаст свои основные дизайнерские проекты. Одним из таких проктов стал фарфоровый завод.
Начинал работу по агитационному фарфору
Так появился невиданный доселе фарфор Малевича, в котором выпуклые поверхности пересекаются с прямыми углами и прямоугольными плоскостями, оригинальность которого дополняет супрематическая суетинская роспись. Вскоре молодой художник и сам начинает конструировать супрематический фарфор, получившего название суетонов.
Художнику удавалось очень органично сочетать круглое с прямоугольным, теплое и мягкое с жестким и прямолинейным. Так появилась нарядная и праздничная чернильница, больше похожая на космический дом, расписанный в традиционных красно-бело-черных цветах. Еще одна чернильница – «Псковский храм», тоже теплый и живой.
Были у него и вазы-архитектоны, вполне в духе бескомпромиссного супрематизма Малевича. Суетиным созданы оригинальные сервизы «Тракторный», «Хлебный», «Инвалид», «Тарелка с черной фигурой» и другие. Через десять лет его назначают на должность главного художника фарфорового завода, которую он занимает до самой смерти.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Современная китайская живопись. Фан Лицзюнь
- Павел Филонов: художник трагедии
- Цена свободы...
- Антонио Гауди. Архитектор, монах, священник
- Павел Зальцман: осколки Серебряного века
- Париж-8. Музей Пикассо. Часть 1
- Игорь Стравинский. Русский период
- Париж-8. Музей Пикассо. Часть 3
- Непокоренный Зверев. Часть 2
- Антонио Гауди. Архитектура правит в молчании
Супрематизм — это не копирование жизни или людей, природы и т.д. Это философская живопись, в которой нет конкретных лиц и не может быть в соответствие с концепцией супрематизма.
Это всегда меня удивляло: кажется, ничего не предвещает такого поворота, и вдруг раз…
Художник — как мутант, что-то переклинит в нем и — новое русло в искусстве уже.
Супрематизм…всё и хорошо, и ново. Но у людей лица исчезли. На ослепительной белизне — сумеречные тени. Времена такие?
Какое счастье, что кроме суеты существует эта особенная жизнь — жизнь искусства. Тина, берегите себя. Вы очень важное дело делаете.
Спасибо за интереснейший пост.