Триодь Постную можно назвать и по-другому: это литературный памятник истории, в котором отражаются изменения, происходившие как в истории христианства, так и происходящие с душой человека на пути к духовной вершине.
Те, кто слабо ориентируется в сложном, веками выстраиваемом маршруте Великого Поста, в котором есть своя логика и закономерность, не всегда могут увидеть их своим невооруженным взглядом. Поэтому перед началом поста дается много разъяснений, правил и истории, помогающих пройти путь до конца, с пониманием и осмысленно.
Весь
Надо сказать, что изначально Великий пост не распространялся на христиан. Он был обязателен только для тех, кто собирался стать членом христианской общины, т.е. принять Святое Крещение или Просвещение. Поскольку в первые века христианства существовало всего несколько дней, в которые совершалось таинство Крещения, то подготовка к нему велась тщательно.
Собственно, все великопостное богослужение - это путь подготовки оглашаемых к принятию Крещения, что находит отражение, частности, в Великопостных Чтениях Ветхого Завета и Псалтири. Евангелие в церкви в дни Поста не читается. Его чтение начинается в Страстную седмицу.
Христиане в дни Поста должны были помогать оглашаемым пройти путь Просвещения: рассказывать о христианстве, помогать понять Евангелие, Таинства Церкви и т.д. И так случилось, что из солидарности с ними, чтобы не смущать готовящихся своими послаблениями, было решено поститься всем вместе: и крещеным, и тем, кто только готовился к Крещению.
Так Великий Пост стал общим путем для всех, желающих не только, а сегодня уже и не столько, пройти Крещение, сколько покаяться, исповедаться, очиститься и встретить Пасху обновленными. Кстати, покаяние изначально несло в себе смысл второго Крещения. Так что к христианам Пост имеет такое же отношение, как и к оглашаемым в те времена – все мы нуждаемся во втором Крещении-покаянии.
Но вернемся к остановкам в пути.
седмицы Православия, Григория Паламы, Крестопоклонной, Иоанна Лествичника, Марии Египетской и Ваий.
Страстная седмица – уже не относится к Великому Посту. Она является Пасхальным постом, раньше обязательным для каждого крещеного. В эти дни Иисус Христос начинает движение навстречу людям, уже готовым понять и принять Его. В Страстную седмицу вспоминаются последние притчи Господа, последние наставления ученикам, предательство Иуды, заключение Нового Завета с учениками и установление Таинства Причастия. Вспоминается Его молитва в Гефсиманском саду, отречение Петра и бегство всех учеников Иисуса с места казни.
Поскольку эти дни самые важные, самые трагические и самые печальные, то
каждый день Страстной седмицы называется Великим: Великий понедельник, Великий Вторник, Великая Среда, Великий Четверг, Великая пятница и Великая суббота.
Завершается Страстная седмица седьмым днём - Воскресением Христовым, Пасхой.
Для более удобного прохождения Великого Поста Триодь предлагает поучения, записанные в специальном сборнике –
«Синаксари Постной и Цветной Триоди».
Составил сборник патриарх Константинополя Никифор (XIV век). Раньше Синаксарь Триоди читалась в качестве поучения, но сегодня традиция чтения в храмах ушла, а жаль. Синаксарь Триоди помогает понять, о чем идет речь в богослужебных песнопениях, канонах, рассказывает о святых, которым посвящены каноны и песни, их происхождение, установление, почему совершаются именно так, а не иначе.
Сборник начинается с поучений и комментариев на
неделю о мытаре и фарисее, блудном сыне и страшном суде,
а заканчивается чтениями на события Страстной Седмицы по каждому Великому дню. Если кто-то хочет уяснить содержание и смысл Великого Поста, то лучшего пособия не найти.
Всем постящимся рекомендуется прочитать в Великий Пост все четыре Евангелия, побывать в храмах на службах, особенно в будние дни, исповедаться и причаститься в течение Поста три раза: в первую седмицу, в крестопоклонную и в Великий Четверг - день воспоминания об установлении Господом Таинства Причастия.
Существует еще одна особенность Великого Поста, литургическая: песнопения заменяются долгими чтениями, каждодневная литургия откладывается, а для болящих два раза в неделю (в среду и пятницу)
служится Литургия Преждеосвященных даров. По субботам служится Литургия Иоанна Златоуста, а в воскресение - Литургия Василия Великого,
которая считалась праздничной.
Существуют и другие тонкости, например, первая неделя Поста - самая строгая, так же, как и Страстная. Она должна помочь войти в пространство Поста. В первую неделю
читается Великий канон Андрея Критского,
ставший символом Великого Поста. Особенности и правила проведения в Великий Пост можно найти во многих источниках. Но главное - желание встретить Пасху с великой радостью, духовно обновленным и просветленным.
Тина Гай.
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Контрацепция и религия
- Иеффай
- Второй уровень понимания иконы. Свет и цвет
- Рене Генон: Восток и Запад
- Блёз Паскаль. История обращения
- Молитва Благой Вести...Богородице Дево радуйся...
- Уильям Блейк: "жалкий безумец"
- Крест. Часть 2.
- Религия и менструация
- Битва Гедеона. Окончание