Антонио Гауди и сам не предполагал, во что выльется его назначение на должность главного архитектора искупительного храма Саграда Фамилиа.
Антонио Гауди, еще совсем молодого человека, безбожника и атеиста, в возрасте чуть более 25 лет, увидел, согласно легенде - во сне, автор идеи возведения храма мелкий лавочник Хосе Мария Бокабелья.
Встретив Антонио случайно в здании мэрии, он узнал того голубоглазого из вещего сна и понял, что это Божье провидение.
Фанатичный католик, одержимый идеей очищения народа от грехов и скверны, Бокабелья задумал строительство храма еще в 1874 году и в соответствии с идеей искупления грехов храм должен был возводиться исключительно на народные пожертвования.
Храм народный на народные деньги. Мэрия выделила землю под строительство на окраине города, где тогда паслись коровы, только в 1881 году. Первый камень в основание был заложен в 1882 году, а Антонио Гауди назначили главным архитектором храма в 1883.
Саграда Фамилиа для Гауди стал больше, чем очередное архитектурное сооружение, а его строительство затянулось больше, чем на жизнь не только одного архитектора, но и нескольких поколений. Это было последнее детище знаменитого архитектора, его лебединая песня, его покаяние, его исповедь и его завещание.
Ему он посвятил в общей сложности более сорока лет жизни, хотя первоначально планировал закончить строительство через десять. Но оно растянулось уже сейчас на сто сорок и еще потребуется минимум лет пятнадцать на завершение. В последние годы архитектор полностью сосредоточился только на храме, отказываясь от всех других заказов.
Создавал он его как грандиозный памятник Силе духа каталонского народа, ставшим символом не только Барселоны, но и Каталонии, независимой и не сломленной. Храм - похвала Богу, Символ Веры и прославление Духа Святого, храм искупительный. Возводиться он будет, как считают некоторые, до тех пор, пока грехи народа не искупятся, потому что пока храм строится, грехи искупаются.
Строительство двигалось медленно, т. к. каталонский народ был беден, пожертвования были скудными, как и во всех обычных приходах. В последние годы Гауди отдавал на строительство все свои сбережения, а иногда выходил на улице с шапкой, прося милостыню и подаяние, чтобы расплатиться с рабочими.
Изменилась и жизнь Антонио Гауди и сам он стал другим. По свидетельству очевидцев Гауди превратися в вечно ворчащего старика, деспотичного и невыносимого в общении, не терпящего возражений и недомолвок.
Он перестал следить за квартирой, в которой ничего не было, кроме кровати, книг и чертежей; следить за собой, донашивая старое и не терпя новой одежды. Ел очень мало и в основном вегетарианскую пищу, спал только чтобы как-то дожить до следующего утра, когда можно снова приступить к работе.
При возведении храма на первом месте, как и всегда у Гауди, была идея. Она диктовала ему, что и как должно быть, на каком месте и каких размеров. Храм, являясь символом Каталонии, буквально напичкан всеми возможными символами. Символизм храма достиг таких размеров, что потомки еще долго будут расшифровывать послания, запечатленные в деталях, словах, образах птиц, деревьев, плодов и цифр.
Архитектор использовал символы не только из христианской культуры, но и дохристианской, а также восточной и западной. Храм являет собой образ духовной мудрости всего человечества и концентрирует в себе всю энергии жизни.
Так черепахи, согласно китайской традиции, символизируют стабильность мира; хамелеоны - постоянное изменение природы; пеликан – любовь, жертвенность и сострадание; голуби – чистоту и непорочность, цифры в квадрате (по горизонтали, вертикале и диагонали) всегда дают цифру 33.
На одной из колонн фасада изображен змей-искуситель с яблоком в пасти, на другой - лента с родословной Иисуса, на третьей - миндальные деревья, символизирующие рождение Нового Завета на сухом древе Ветхого, вокруг скульптуры Благовещения – знаки зодиака.
Храм имеет форму латинского креста с тремя фасадами (во имя Святой Троицы и основных событий из жизни Спасителя): Рождества, Страстей и Воскресения Христова. Каждый фасад имеет по четыре колонны-колокольни (всего двенадцать), посвященные апостолам.
В середине креста, на пересечении горизонтали и вертикали, еще четыре башни, посвященные четырем евангелистам. В центре – самая главная 170-метровая башня, олицетворяющая Иисуса Христа. Ее венчает огромный крест. В результате Саграда Фамилиа по высоте только на метр ниже самой высокой горы Каталонии, что сделано сознательно.
Над апсидой, завершающей алтарную часть храма, башня Девы Марии. Таким образом, всего насчитывается восемнадцать башен-колоколен. Вокруг храма по периметру идет смотровая площадка. Храм рассчитан на хор из полутора тысяч взрослых певчих и из семисот – детских. В нем будет пять органов.
Рядом с храмом Гауди построил школу для обучения, которую предполагал снести, как только храм будет расширяться, но она так и осталась памятником архитектуры.
Первым из трех фасадов храма возведен фасад Рождества Христова, законченный (с одной из четырех башен) при жизни архитектора. Он представляет собой огромное полотно из камня с евангельскими сценами из жизни Святого Семейства и состоит из трех порталов: Веры, Надежды, Любви.
Портал Любви посвящен Благовещению, Веры – построждественским событиям, Надежды - сценам детства Иисуса. Любовь олицетворяет радость жизни и одновременно вход в пещеру, где родился Спаситель. Портал похож на пещеру с наплывами и наростами.
На фасаде Рождества - многочисленные скульптуры: Благовещения, обручения Иосифа и Марии, Рождества, Египетское бегство, убийство младенцев, отроческого пребывание Иисуса в храме и другие. Центральный портал фасада посвящен Святому Семейству, чьим именем назван храм.
Все скульптуры фасада выполнены в натуральную величину и имеют своего прототипа. Внутренний интерьер храма поражает простором, светом, высотой и величием. Столбы являют собой лес, упирающийся в небосвод. Его ветви, пересекаясь, образуют сад и звездное небо. Бесчисленные витражи, окна, органы, колокольни, хоры, рассчитанные на несколько сот певчих, всё воспевает Бога.
Строительство храма несколько раз прекращалось, к концу семидесятых готов был закончен фасад Страстей. Незаконченным остался единственный фасад – Воскресения. Однако, окончание работ по основному объему, дало возможность освятить храм в 2010 году и начать в нем богослужения. Храм может одновременно вместить несколько тысяч прихожан.
Приходя в храм с восходом солнца, и уходя из него с закатом, Гауди только здесь чувствовал себя человеком: думал, творил, делал и переделывал, разрушая то одно, то другое, не оглядываясь на финансы и время, и так до тех пор, пока не достигал гармонии во всех деталях.
В последние годы Антонио Гауди и вовсе переселился в храм. Здесь его и захоронили. Саграда Фамилия стал его настоящим домом и последним пристанищем. За время строительства Гауди превратился в отшельника-анахорета, ходившего каждый день одним и тем же маршрутом.
От будущего храма к храму действующему, в котором ежедневно слушал мессу, исповедовался и причащался. Седьмого июня 1926 года его сбил трамвай, но знаменитого Антонио Гауди в оборванце-старике никто не признал.
Посчитали, что это нищий: в карманах старика не было ни денег, ни документов, только горсть орехов и Евангелие. Грязные кальсоны держались на английских булавках, а башмаки были изношенными и давно не чищенными.
Старика долго никто не хотел отвозить в больницу, а когда привезли в госпиталь для нищих, он через три дня, не приходя в сознание, скончался. Было уже поздно.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Сад Вилландри-2. Любовь и музыка
- Воздушный замок Шамбор
- Замок Амбуаз
- Шехтель. Особняк Саввы Морозова
- Загородный замок-парк. Париж-15
- Антонио Гауди. Архитектура правит в молчании
- Сказочник Хундертвассер
- Замок Вилландри. Часть 1
- Антонио Гауди. Архитектор, монах, священник
- Самсон. Мед из трупа
Thank you for the visit in my blogg and comment
Pingback:Hermes Belts
Абсолютно согласна! Когда чем-то серьезно увлечен, все остальное действительно кажется незначимым! Знаю по себе. Тогда все, что отвлекает, раздражает и стараешься от этого побыстрее отделаться. И каким уже был Гауди действительно неважно, потому что важно только то, что с\остается людям. Как, например, этот храм. Он как живое существо.
Или есть талант, или нет! И фантазия без границ, если одержим чем то, всё остальное обесценивается! И теперь уже неважно какой у Гауди был характер(хотя кому то было не сладко).Главное — что оставил, а мы теперь смотрим и восхищаемся! Тина, спасибо!